Конспирология – хорошее тонизирующее средство для ума. Главное – знать меру. Последнее – важно.
Для повседневного общения «конспирология» пока не является словом первой необходимости. Поэтому есть резон сначала уточнить, что оно обозначает. Конспирология, или теория заговора (по-английски conspirology или conspiracy theory), определяет своеобразную установку ума, заставляющую его предполагать, что истинные причины и смысл глобальных исторических событий намеренно скрыты от большинства. Конспирологи верят в то, что в мире существуют некие могущественные и влиятельные люди, организации, оккультные сообщества. (вплоть до инопланетных существ), направляющие человеческую историю в нужное для себя русло. Сокрытие правды об этом «русле» объясняется негуманностью целей (иначе зачем утаивать?).
В начале XXI века эта идея не выглядит слишком привлекательной… На первый взгляд. Ведь нельзя не согласиться с тем, что каждый из нас более или менее конспиролог. Все зависит от воображения. Если сообщения об очередном сговоре политиков или финансистов кажутся правдоподобными большинству (люди умеют договариваться «за кулисами», верно?), то информацию об инопланетянах или тайных орденах многие назовут выдумкой. Правда, не так уверенно, как 15-20 лет назад.
На рубеже XX-XXI вв. конспирологии удалось завоевать новые территории в человеческих умах. В 1960 гг. это слово служило ироничным и презрительным ярлыком. Но с 1990-х конспирология стала модной темой для обыгрывания в массовой культуре. Российский философ-традиционалист Александр Дугин относится к этому направлению человеческой мысли достаточно серьезно. В своей книге «Конспирология» он пишет: «Прорыв начался с сериала «Секретные материалы» (1993-2002), где агенты спецслужб Малдер и Скалли расследовали все виды возможных «заговоров» и «вторжений», иллюстрируя бесконечный набор конспирологических фантазий». В качестве примера рафинированного конспирологического творчества Дугин также любит приводить голливудскую картину «Теория заговора» (1997) с Мелом Гибсоном и Джулией Робертс в главных ролях. Сюда можно отнести и ленты Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами» (1999), Романа Полански «Девятые врата» (1999), «Матрицу» (1999), «Код да Винчи» (2006) и др.
Это действительно хорошее кино. Но как бы замечательно оно ни было, интеллекту здесь делать особо нечего. И тут обнаруживается самое интересное. Настоящие конспирологи, «высшая лига», известны далеко не всем: Грасе д’Орсе, Сэнт-Ив д’Альвейдр, Мигель Серрано, очень авторитетный традиционалист Рене Генон.
Изучение конспирологии может стать изысканным интеллектуальным развлечением, оригинальным способом познания истории, внести интригу в ваше мировосприятие. Вы даже можете раскрыть небольшой заговор. Главное – не сильно увлекаться. Все-таки, конспирология – из тех наук, где процесс приносит больше пользы, чем достижение результата.
Следы заговора в искусстве «Роман ужаса» как жанр сформировали в XIX – начале XX вв. писатели-члены тайных оккультных групп. Артур Мэтчин, Ховард Филипп Ловкрафт, Бульвер Литтон, Джон Бьюкен, Брэм Стокер состояли в «Английском розенкрейцеровском ордене». Густав Майринк входил в цепь «Мириам». Очевидно, книги этих авторов основывались на пережитом опыте и не были всего лишь фантазиями или пересказом легенд. «С широко закрытыми глазами» – последний фильм знаменитого американского режиссера Стенли Кубрика, умершего спустя четыре дня после окончания его монтажа. Эта загадочная кинолента насыщена всевозможными оккультными символами и содержит непрозрачные намеки на оккультный орден Иллюминатов, правящий миром «железным кулаком в бархатной перчатке». Документальный кинофильм «Дух времени» (2007), известный на Западе как Zeitgeist, свободно распространялся через Google Video. Переведен на русский. Эта одна из последних работ о Большом заговоре состоит из трех частей, посвященных таким важным темам конспирологии XXI в., как христианство, события 11 сентября 2001 г., Федеральная резервная система США.