По тормозам

В минувшем году украинский авторынок показал наихудший результат с 2002 г. По оценкам Укравтопрома, в январе-декабре было реализовано 97 тыс. автомобилей – на 54,5% меньше, чем в 2013-м. При этом все факторы, сдерживавшие продажи машин в 2014 г., сохраняются по сей день. Добавились лишь новые законодательные инициативы, которые вряд ли поспособствуют увеличению продаж, поэтому ждать хороших результатов по авторынку в нынешнем году не приходится.

Дополнительная нагрузка

Очередная волна законодательных изменений накрыла национальный авторынок уже с первых дней года. Так, с 1 января 2015 г. вступили в силу поправки к Налоговому кодексу Украины, согласно которым вводятся транспортный налог, новый акцизный сбор на автобусы и грузовой транспорт, акциз на электродвигатели, а также возобновляется акцизный сбор на переоборудованные транспортные средства. Такие инновации уже дали первые результаты: по данным ассоциации Укравтопром, в январе было реализовано всего 2,6 тыс. машин. Это в 4,6 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Правда, судить об итогах всего 2015 г. лишь по этим данным нельзя, поскольку январские показатели всегда низкие из-за желания покупателей успеть купить авто до нового года. «Январь – довольно непоказательный месяц. Автопродажи по сравнению с декабрем нередко проседают на 50-60%», – подтверждает старший аналитик инвестиционной группы Арт Капитал Алексей Андрейченко.

Немного разбавить серость картины могут во Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД), в середине января потребовавшие отмены налога на так называемые роскошные автомобили. По утверждению генерального директора ВААИД Олега Назаренко, данный налог использует неправильный принцип определения роскоши, где за критерий взят объем двигателя машины, а не ее мощность или цена. Но пока документ находится на этапе подготовки. Еще одним проблеском света в конце тоннеля стала окончательная отмена Межведомственной комиссией по международной торговле ввозной спецпошлины на гибридные автомобили. Хотя это вряд ли всерьез оживит рынок, поскольку гибридов в Украине продается очень мало. Напомним, ранее ведомство уже отменяло спецпошлины перед ввозом в Украину партии гибридных Toyota Prius, активно использующиеся сейчас в МВД. 

В текущем году стала проясняться картина и с отменой спецпошлин и налогов на электромобили, призванных снизить на 40% цену на этот экологический вид транспорта. В Верховной Раде уже зарегистрирован соответствующий законопроект №1912 от 2 февраля 2015 г. Правда, пока по украинским дорогам ездит менее 100 электрокаров, говорить об их массовом ввозе можно будет не ранее 2016-го.

Что касается ведения 5%-го импортного сбора на новые и подержанные авто, то аналитики утверждают, что спрос в прошлом году упал меньше, чем выросли цены, а коэффициент эластичности рынка составил около 0,85. «Но надо понимать, что реальная ценовая эластичность еще ниже, поскольку для определенного слоя населения на спросе сказалась не столько цена, сколько ограничения семейного бюджета. Иными словами, помимо эластичности к цене, сказывается еще и эластичность к доходу. Рост цен на 5-10% уменьшит спрос на 4-8%», – объясняет Алексей Андрейченко.

Источник: Арт Капитал, информация &.

Закрывать автосалоны никто не будет

Впрочем, несмотря на довольно мрачные перспективы, большинство операторов не намерены кардинально менять структуру бизнеса в Украине. Ярослав Вовк, директор департамента маркетинга и рекламы компании Торговый дом – Нико, официального импортера Mitsubishi Motors в Украине, сообщил: «В текущей ситуации от практики скидок и акционных предложений не уйти, поэтому постоянно будут разрабатываться программы, стимулирующие спрос». В Honda Ukraine преодолевать спад планируют с помощью сокращения затрат и нецелевых расходов, фокусирования внимания бизнеса на наиболее ликвидной продукции, а также оптимизации бизнес-структуры. Опрошенные  дилеры сообщили, что не собираются закрывать автосалоны и сокращать портфели брендов. Что касается увольнений персонала, то их уже провели в течение 2014 г.

На что делают ставку украинские автодилеры, так это на переориентацию рынка с дешевого ценового сегмента на средний. Если еще в начале 2014 г. по объемам реализации лидировали такие марки, как ЗАЗ и Geely украинской сборки, то к середине года на первые места ежемесячных продаж твердо вышла Toyota, а Geely и вовсе сошел с пьедестала после прекращения сборки в Кременчуге. Если брать январь 2015-го, то тут аналогичная ситуация.

Наибольшую долю рынка получил японский бренд Nissan — 13%. По словам генерального директора Ниссан Мотор Украина Андрея Нестеренко, компания, помимо прочего, оказалась в выигрыше за счет двух факторов: наличия машин на складе и акционных предложений. «Одно из таких предложений – фиксация курса на уровне 17,5-18 грн. за доллар», – рассказывает топ-менеджер.

Не умаляя успешности такого рода стратегий, все же стоит признать: основная причина ротации в рейтинге кроется в другом – популярные ранее дешевые автомобили ЗАЗ и Geely фактически потеряли свой сегмент. «На выбор покупателей повлиял не столько рост цен, сколько снижение реальных доходов и неопределенность в будущем, – поясняет Алексей Андрейченко. – В первую очередь пострадал спрос со стороны наименее состоятельных покупателей, многие из которых относили себя к среднему классу и выбирали бюджетные марки». Так, автомобили украинской сборки, традиционно представленные в этом сегменте, в течение года растеряли свое преимущество. Как следствие, в январе 2015 г. украинские предприятия, выпускающие легковые автомобили, не работали. Единственным, кто обеспечил все январское производство, оказался Еврокар, с конвейеров которого сошло 224 легковые машины.

Сложность для дилеров состоит также в том, что в нынешних условиях их корпоративные заказчики (например, транспортно-экспедиционные компании) пока не готовы обновлять свой подвижной состав. В Деливери рассказали, что сосредоточатся на снижении издержек и сохранении результатов 2014 г. «Сегодня все службы доставки, работающие в Украине, не только не планируют обновления подвижного состава, но и ставят свой новый транспорт на прикол, – комментирует начальник транспортного отдела Деливери Юлия Новикова. – В условиях экономической нестабильности, оккупации Крыма и военных действий в Луганской и Донецкой областях экономия – приоритетный вектор на текущий год практически любого бизнеса, и тем более логистики».

Есть ли перспектива?

Прогнозы неутешительны. «Девальвация национальной валюты, новый импортный сбор и другие введенные налоги, а также продолжающийся конфликт на востоке страны показывают, что автомобильные продажи 2014 г. – еще не дно, – сетует Я. Вовк. – К сожалению, в 2015 г. рынок не восстановится, скорее, наоборот, падение продолжится». Такого же мнения придерживаются и другие отраслевые эксперты, утверждая, что предпосылок для роста продаж автомобилей в нынешнем году нет. «Большинство ожидает дальнейшего спада экономики. Это значит, что все факторы, сдерживавшие продажи автомобилей в 2014 г., сохраняются, поэтому ждать хороших результатов по авторынку не стоит», – говорит А. Андрейченко. По его словам, продолжающиеся боевые действия будут по-прежнему негативно сказываться на рынке, опуская продажи в январе-мае на 40-50% относительно прошлого года.


В связи с этим дилеры прогнозируют совокупный объем реализации в 2015 г. от 65 до 92-95 тыс. автомобилей. Базовая цифра прогноза – 80 тыс. Согласно пессимистическому сценарию необходимость поддержки курса гривни может подвигнуть правительство к ограничению ввоза импортных автомобилей, на которые в последние месяцы приходится свыше 90% рынка. Это грозит сократить объем продаж в несколько раз в первом полугодии. «Однако такие радикальные меры пока не выглядят наиболее вероятным сценарием из-за возможных долгосрочных последствий для украинского авторынка», – резюмирует аналитик компании Арт Капитал.

Оптимистический сценарий предусматривает продажи на уровне 2014 г. при относительно медленном старте и лучшем финише. Также сохраняются шансы, что военная деэскалация (как вероятный сценарий для второго полугодия), а также международная финансовая поддержка Украины приведут к стабилизации экономики к концу года. Это может вызвать рост объемов сбыта машин выше прошлогодних. В ситуации, когда от тебя мало что зависит, остается одно – надеяться.

«Стимулирующие» нововведения

Начиная с 29 декабря 2014 г. владельцы роскошных транспортных средств (с объемом бензинового или дизельного двигателя более 3 тыс. куб. см и не старше пяти лет) обязаны уплачивать годовой налог в размере 25 тыс. грн.

С 1 января также введен новый акциз на автобусы и грузовые автомобили. На новые автобусы акциз установлен в размере €0,003 за 1 куб. см двигателя, на подержанные – в размере €0,007 за 1 куб. см. Причем на автобусы, эксплуатировавшиеся более восьми лет, ставка налога повышается в 20 раз. На новые грузовики в зависимости от тоннажа ставка акциза устанавливается на уровне от €0,01 до 0,016 за 1 куб. см. На машины, находящиеся в эксплуатации не более пяти лет, ставка акциза возрастает вдвое, а на использованные более восьми лет – в 20 раз.

Кроме того, в зависимости от объема двигателя и срока эксплуатации увеличится акцизный сбор на легковые автомобили. Вновь будет взиматься акциз на переоборудованные легковые автомобили, ввезенные как коммерческие, то есть без уплаты акциза. В качестве компенсации роста налогов правительство отменило сбор за первую регистрацию автомобиля, который в зависимости от объема двигателя составлял от 3,82 до 69,99 грн. за 100 куб. см.

Также Верховная Рада проголосовала за закон о вводе временных спецпошлин на импорт автомобилей, согласно которому дополнительный импортный сбор на транспортные средства составит 5% и будет уплачиваться на протяжении года. Однако данный нормативно-правовой акт вступит в силу только после согласования с Еврокомиссией.

*Наиболее продаваемая модель авто по итогам 2014 г. наряду с ЗАЗ Sens (данные RST.ua).
**В первом полугодии 2014 г. продавались в основном модели украинской сборки.

​Реформы в электронной коммерции: все для бизнеса

Начатая в 2014 г. реформа системы государственных закупок с целью сделать ее свободной от коррупции и прозрачной для всех участников торгов наконец показала в феврале 2015 г. первые результаты. 

Организовывать торгово-заку­почную деятельность через интернет привыкли уже многие бизнесмены. Сокращение материальных, трудовых и временных затрат особенно привлекательно в кризис. Совершать сделки без телефонных звонков, выматывающих встреч и презентаций, без посредников и требований «откатов», имея возможность спокойно оценить и сравнить разные предложения, сидя у себя в офисе или дома, – далеко не полный список преимуществ электронной торговли. Важнее всего – возможность полного контроля закупочного бюджета и снижение операционных затрат. 

Бизнес для бизнеса

Электронные торговые площадки для сегмента B2B появились в Украине не так давно. Один из самых крупных и старейших в Украине центров электронных торгов B2B-Center зашел в мае 2011 г. и стал на тот момент единственной многофункциональной площадкой электронных торгов в стране. То, что у системы были российские корни и наработанный опыт работы со всеми регионами России и 80 странами мира, позволило дать мощный старт электронной коммерции в Украине в сегменте B2B. Сегодня на площадке осуществляются 43 вида торговых процедур по закупке и продаже товаров и услуг. Экономия на уровне 20% стоимости закупки – средний показатель B2B-Center. Например, концерн Укрросметалл, по данным директора по снабжению компании Дениса Шевченко, благодаря этой электронной торговой площадке получил от 12 до 20% экономии. Рекорд площадки – минус 62% от начальной цены контракта. 

В июне 2014 г. директор B2B-Center Украина Марина Макарова подвела итоги работы компании за три года. Тогда в системе работали 3500 компаний из Украины. Было проведено около 380 тыс. торгов на сумму более 1,2 трлн. грн. Проводили торги международные компании JTI, SoftServe, МТС, Allianz, украинские Приват, Укрэксимбанк, ПУМБ, АЗОТ, Антонов, Эргопак, Укролія. 

В торгах участвовали 110 стран. Например, когда Рубежанский картонно-тарный комбинат закупал на площадке логистические услуги на доставку продукции в Румынию, в торгах приняли участие швейцарская Ekman AG и вьетнамская Gelexim Trading and Investment JSC, а тендер вы­игра­ла бельгийская компания ICTL.

Рынок электронной коммерции в Украине в 2013 г. дал прирост 45%. И количество организованных с помощью системы торгов росло ежегодно на 60%. Но тут грянул политический кризис. Доверие к российским компаниям пошатнулось, а B2B-Center – компания с головным офисом в Москве. 

«В 2014 г. по сравнению с 2013 г. общее число закупок на B2B-Center Украина увеличилось в два раза и составило более 1100 торговых процедур. Подавляющее большинство из них – запросы цен и предложений (99% от общего числа процедур)», – признает Марина Макарова.
На 4 февраля 2015 г. количество участников B2B-Center составило 203 тыс., из них более 4100 – украинские компании. Но на сайте в разгар рабочего дня находились 2293 пользователя, совершавшие 4255 закупок и всего 661 продажу. Довольно мало для международной торговой площадки. 

«Компания не уходит с украинского рынка, – опровергает слухи Марина Макарова. – В связи со сложившейся экономической ситуацией мы проводим оптимизацию своих затрат и структуры, поэтому некоторые функции по сопровождению наших украинских клиентов будут переданы в другие подразделения компании, в том числе в белорусский офис». 

В 2013 г. активно вступила в конкурентную борьбу и другая тендерная площадка – SmartTender.biz от украинской компании IT-Enterprise. «Наши конкуренты – это российские площадки или те, которые позаимствовали опыт российских коллег. Но украинский рынок значительно отличается от российского, – подчеркивает куратор проекта SmartTender.biz Алексей Щербатенко. – В нашей модели все поставщики имеют возможность бесплатно принимать участие в торгах. Таких поставщиков оказалось много: мы имеем более 400 уникальных регистраций в месяц». Всего 70 предприятий проводят торги через эту площадку, однако среди них такие крупные, как Ferrexpo, Interpipe, МХП, Азовмаш, Зоря-Машпроект и все 55 предприятий, входящих в концерн Укроборонпром. 

SmartTender.biz проводит 10 видов торговых процедур, но условия могут ставиться сложные. Например, на один из тендеров МХП на закупку наружной рекламы было подано более 6500 предложений. В ходе тендера заказчики оценивали не только цену и условия оплаты, но и качественные показатели: GRP, OTS в сутки, направление, тип носителя. 

По данным А. Щербатенко, за год здесь совершено 11 тыс. торгов, сумма совершенных закупок превысила 12 млрд. грн. «Разумнее всего действовать пошагово: сегодня приобрел электронную торговую площадку, завтра – систему управления закупками, послезавтра – модуль контроля платежей и договорной учет, – считает Алексей Щербатенко. – Чем больше бизнес-процессов компании будет автоматизировано, тем выше окажется эффективность бизнеса». 

Переходим к трейдингу

На платформе zakupki-online.com зарегистрировано около 3000 компаний, но благодаря простоте и удобству интерфейса, по словам его создателя Евгения Саранцова, ежемесячный оборот проекта превышает 50 млн. грн. Осенью Е. Саранцов продал свой стартап компании Prom.ua и активно работает над созданием нового проекта для бизнеса Trade hub, который будет презентован уже в апреле. «Электронные площадки – первый уровень коммерции, всего лишь способ передачи информации. Мы пойдем дальше: предоставим возможность работать по правилам, существующим на глобальных сырьевых рынках: совершать сделки в электронном виде, вести электронный документооборот, получать сертификацию украинской продукции согласно требованиям страны-импортера», – рассказывает Евгений Саранцов. 

По данным эксперта, 70% выручки компаний идет на закупку сырья, однако рынок так называемых срочных товаров, закупаемых каждый день (упаковка, мука, сахар, канцтовары, услуги), слабо управляем. А он может составлять треть ВВП Украины. 

Эффективно работающих товарных бирж, по примеру всемирно известной Чикагской, в Украине нет. «Сегодня в стране нет компании, которая могла бы предоставить возможность управлять закупками, как инвестиционный банкир управляет портфелем активов, – подчеркивает Е. Саранцов. – Вопрос всегда в премии: на рынке оборотного капитала при правильном управлении портфелем закупок премия может достигать до 80% годовых». 

При этом участники рынка позитивно отмечают тот факт, что в стране наконец-то активировала деятельность рабочая группа по реформе госзакупок при Минэкономики, целью которой является создание единого электронного пространства для коммуникаций участников торгов. Целая группа разработчиков по инициативе Дмитрия Шимкива сейчас строит электронные и цифровые решения для упорядочивания рынка закупок в Украине в рамках проекта Public Procurement Reform. 

Прозрачный тендер

Бюджет государственных закупок в Украине составляет около 200 млрд. грн. в год, но реальной конкуренции между бизнесменами в этом сегменте никогда не наблюдалось, поскольку участие в тендерах было всегда сопряжено с коррупционными схемами и далеко от прозрачности и справедливости. Для искоренения системной коррупции предлагается введение единой электронной системы гозакупок, что упростит доступ желающих поставщиков к участию в процедурах торгов, создаст реальную конкуренцию предложений и позволит сэкономить бюджетные средства. Каждый бизнесмен или просто гражданин сможет увидеть условия тендера, оценить предложения участников и проверить, с кем заключен контракт. 

«Все готово, чтобы перейти на электронную систему государственных торгов с 1 января 2016 г. Разработана концепция реформы, привлечены электронные площадки и запущено проведение первых реальных, а не тестовых, государственных закупок», – рассказывает Кристина Гуцалова, PR-координатор пилотного проекта реформы государственных закупок. Новая система электронных госзакупок получила название ProZorro. Все данные о госзакупках из центральной базы данных через IP-протокол будут поступать на частные электронные торговые площадки и биржи, работающие сегодня в Украине, которые захотят стать участниками проекта. Конечные пользователи сами будут выбирать, с какой площадки участвовать в торгах, таким образом, монополии не будет ни у кого. 

Закупки на новой площадке уже проводят Минюст, Минобороны, Государственное управление делами, Энерго­атом. На первых торгах удалось достичь экономии 10-20%. Так, Минобороны закупило куртки на 283 грн. дешевле ожидаемой цены, а Энергоатом сделал закупки на 13% дешевле.

На первом этапе через ProZorro будут осуществлять так называемые допороговые государственные закупки (товаров – на сумму до 100 тыс. грн., услуг – до 1 млн. грн.). 
По словам К. Гуцаловой, после завершения проекта общая база данных и модуль аукциона будут бесплатно переданы государству. Ожидается, что до конца года на электронную систему торгов перейдут все госзакупщики. Заминка одна: законодательная база еще не готова. Закон №1551, предусматривающий электронные закупки как единый способ проведения гостендеров, находится на рассмотрении в Верховной Раде. Однако он будет принят, уверены участники рынка, и закупки B2G станут простыми и прозрачными.

Участники Public Procurement Reform

  • Е-tender.biz
  • NetCast
  • Newtend
  • Prom.ua
  • SmartTender.biz 
  • БМС Консалтинг

Электронная торговля нарастит объемы

Евгений Саранцов, соучредитель Trade hub

Уже в ближайшем будущем украинская электронная система торгов даст возможность заключать сделки со странами ЕС, с которыми у нас подписан договор о зоне свободной торговли. И тысячи запросов из этих стран на миллионные контракты будут доступны украинскому бизнесу в адаптированном виде, в гривне. Можно будет принять участие в тендере и тут же в электронном виде предоставить подтверждение сертификации продукции для экспорта. Электронная торговля всего за три года может нарастить объемы экспорта из Украины в 2-3 раза. Экспорт стабилизирует курс гривни, даст возможность развиваться отечественной экономике.

Бизнес-этикет и протокол топ-менеджера

Сегодня знания этикета и протокола необходимы каждому топ-менеджеру, каждому бизнесмену. Этот тренд 1986 г. определила специалист по этикету и протоколу №1 в США Доротея Джонсон из Washington School of Protocol, открыв подразделение для корпоративных клиентов. Сейчас ее школу представляют специалисты высокого уровня, за плечами которых многолетний опыт работы в государственных структурах США и различных компаниях мира. И данное направление обучения не вызывает никаких сомнений. Ведь мы работаем и общаемся с множеством наших клиентов, поэтому нам хочется строить коммуникацию максимально эффективно, быстро находить с ними общие точки соприкосновения и выглядеть профессионально. Мы все настроены на результат, часто в ограниченные сроки. Для достижения этого результата нужны бизнес-этикет и протокол.

Этикет и протокол – в чем разница?

Этикет – это правила и убеждения, которые при различных ситуациях управляют вежливым поведением в обществе в целом или в определенной социальной группе в частности. Протокол – официальная процедура поведения на правительственных и дипломатических материалах, а также поведения в определенных ситуациях. И если этикет называют искусством, то протокол – это наука.

Знание бизнес-этикета в первую очередь придает нам уверенность и позволяет контролировать ситуацию. Ответы на простые вопросы в состоянии изменить наше самоощущение на бизнес- или светской встрече любого уровня и масштаба.

Например: Как выглядит правильное рукопожатие? Как расположить бизнес-партнеров на переговорах? С какой стороны правильно расположить переводчика? Как ведут small talk? Как в течение 60 минут познакомиться с максимальным количеством нужных людей на бизнес-мероприятии? Как правильно вести себя на фуршете? Как правильно вести себя при банкетной рассадке? В чем состоят особенности этикета на дипломатических приемах? Какие подарки можно делать партнерам?

Это лишь часть вопросов – сфера этикета и протокола бесконечна при изучении.

С поправкой на страну

В разных странах есть свои отличия в этикете и протоколе. Например, британцы считаются экспертами в данной сфере, так как у них и по сей день действует система дворянских титулов.

В США эта система отсутствует, но именно американец Роберт Хики считается экспертом №1 в мире по титулам, рангам и обращениям. В течение более чем 20 лет он изучал и собирал информацию во всех без исключения государствах. Результат систематизирован в его книге «Official Guide to Names, Titles and Forms of address», являющейся настольной книгой эксперта по этикету и протоколу. Британцы не подходят к обучению этикету системно, так как преподаватели – в основном люди благородного происхождения и не афишируют свой род занятий. Основное различие между британским и американским подходом к бизнес-этикету состоит в том, что британцы гораздо более расслаблены при обсуждении дел и редко бывают конкретными на первых нескольких встречах. В то время как американцы стремятся сразу перейти к делу и прийти к соглашению как можно скорее. 

Знание бизнес-этикета и протокола создает топ-менеджеру дополнительные возможности контроля и управления ситуацией. Топы стран СНГ изначально находятся в более уязвимом положении, чем их коллеги в других странах, ведь здесь не было ни институтов титулов, ни четко сформулированной приоритетности, люди поколениями жили за железным занавесом. Все эти факторы, к сожалению, повлияли на наше воспитание и манеры людей, но сегодня это легко исправить, имея доступ к информации и практическим занятиям.

Основы бизнес-этикета и протокола

Какие базовые элементы нужно знать

  • Как произвести благоприятное впечатление в течение первых 5 секунд
  • Правила поведения на бизнес-мероприятиях
  • Правила поведения на светских мероприятиях
  • Персональные навыки коммуникации
  • Как, с кем и в какой последовательности строить коммуникацию
  • Каким образом вести себя на переговорах
  • Как превзойти конкурентов
  • Обеденный этикет
  • Знание дресс-кода
  • Как эффективно построить и провести презентацию
  • Какие культурные особенности других стран нужно учитывать

Аграрная перестройка

Аграрный фонд – одно из стратегических предприятий, обеспечивающих продовольственную безопасность страны. В начале февраля его возглавил Андрей Радченко, имеющий огромный опыт работы в финансовой и аграрной сферах. Ранее он руководил розничным бизнесом в УкрСиббанке, банке Финансы и Кредит, работал на руководящих должностях в Индэкс-банке, Креди Агриколь Банке. Также имеет опыт работы в инвестиционном бизнесе – в компаниях Глобал Украина и Феникс Капитал. Не нова для него и работа в госорганах: в 2010-2011 гг. Андрей Радченко был директором ГП Спецагролизинг, после чего перешел в агробизнес – компанию Агро Солюшенс.

В своем первом интервью новоназначенный руководитель Аграрного фонда рассказал  о том, каким он видит предприятие в ближайшем будущем и как намерен повысить эффективность работы компании.

Господин Радченко, расскажите, в каком состоянии вы застали Аграрный фонд, когда пришли сюда?

Аграрный фонд сложно было назвать рыночным предприятием. Рынок не зря отзывался о компании, как о некоем «черном ящике», поскольку у нее фактически отсутствовала коммуникация с участниками рынка. Условно говоря, если бы сегодня пришли иностранные инвесторы, аудиторы и посмотрели бы на фонд изнутри, как тут устроены бизнес-процессы, то мы получили бы очень много рекомендаций. Сельхозпроизводители коммуницируют с Аграрным фондом через региональных представителей. О стратегических целях и планах предприятия никто не говорил. Внутренние бизнес-процессы тоже нуждаются в реформировании. Я хочу сделать компанию доступной, публичной и понятной. 

Возможно, рынку так было удобно?

Я думаю, это была позиция самой компании. Поэтому в наших планах запустить коммуникацию с рынком, целевой аудиторией, прессой.

Предусмотрен ли глобальный финансовый аудит?

Да, и, скорее всего, аудит будет проводить компания, входящая в «большую четверку» (PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst & Young, KPMG. – Прим. ред.). Сейчас для этого самое подходящее время: есть годовой финансовый отчет, сменился руководитель. Большую работу сделало Министерство агрополитики. Сегодня ведутся переговоры, и, думаю, в течение двух недель начнется аудит, проведение которого займет не более двух месяцев. 

ЧЕРНЫЙ СПИСОК

На сайте Аграрного фонда вывешены списки недобросовестных партнеров по итогам 2014 г. О каком ущербе для бюджета идет речь? 

1-1,5% от общего объема продукции, которая заходила в Аграрный фонд в прошлом году. К некоторым из этих компаний есть претензии от правоохранительных органов, к другим – от банков, есть объективные причины, связанные с инфраструктурой. Пока они не ликвидируют все нарушения, предприятие будет стараться с ними не работать.

Насколько известно, есть еще и подозрительные ненадежные страховщики?

У нас со страховыми компаниями четкая определенная позиция. Аграрный страховой пул работает с государственными деньгами. В тех программах, по которым мы работаем, – это негосударственные деньги, потому что сельхозпроизводители страхуют сельскохозяйственные риски за счет собственных средств. Так аграрии минимизирую риски. Мы только выгодоприобретатели. Именно поэтому страховой пул не страхует наши форварды.

Как выгодоприобретатель Аграрный фонд должен понимать, где страхуется сельхозпроизводитель. Есть три не­больших страховых компании – Финист, Здорово и Укринстрах, работа которых мне пока не совсем понятна. Сотрудничество с ними приостановлено. Мы запускаем другой процесс. Я хочу встретиться с европейскими перестраховочными компаниями, чтобы они на основании своих данных по рынку выбрали тех отечественных страховщиков, которых готовы перестраховывать. 

Отечественные страховщики настолько ненадежны?

На рынке есть около 20 игроков, имеющих лицензию на страхование рисков аграриев. Но не со всеми перестраховщики готовы работать. Мы оставим только тех, чьи риски будут перестрахованы, даже если речь будет идти о пяти-шести компаниях. Как только определим правила с европейскими перестраховщиками, сделаем публичный конкурс и будем рекомендовать сельхозпроизводителям страховаться у них. Лимит для каждой украинской компании посчитаем сами. Это то, что мы хотим внедрить в Аграрном фонде. Будет понятно, какие конкретно компании насколько эффективно и кого перестраховывают. Этот вопрос нужно решить до марта.

ФОРВАРДНЫЙ ВОПРОС

При предыдущем министре агрополитики работали несколько программ форвардных закупок. Какие из них сейчас не работают, и почему? 

Программа закупок по маслу и молоку не работает из-за недостатка денег. Сегодня у нас лимит средств в рамках уставного фонда. Первоочередная задача – выполнить программу продовольственной безопасности, а значит запастись зерном. В год Украине необходимо около 5,5 млн. тонн продовольственного зерна. 20% от этого объема достаточно, чтобы обеспечивать интервенции на рынке. Поэтому ежегодно Аграрный фонд покупает около 1 млн. тонн продовольственной пшеницы 2-3 класса. На большее денег не хватает. Если мы хотим добавить к зерну еще что-то (например, молоко, масло и проч.), то нужно придумать, как достать деньги. Есть определенные механизмы: векселя, корпоративные гарантии инвесторов, но этим вопросом никто не занимался, поскольку рассчитывали на деньги государства. 

Сейчас мы обсуждаем вопрос товарного кредитования, которое даст возможность проводить форвардные закупки без денег. Ведутся переговоры с производителями семян, удобрений, средств защиты растений, дизтоплива. Механизм таков: Аграрный фонд дает кредит производителю, а по факту получения зерна займ погашается. Но возникает вопрос выпуска гарантий и авалирования векселей, поэтому необходим аудит, результатом которого станут прозрачные бизнес-процессы внутри предприятия и интерес со стороны западных компаний. 

Что необходимо сделать в компании, чтобы инвестор не боялся вложить в нее деньги?

Мы связаны с производителями, и, думаю, у нас не возникнет проблем с тем, чтобы разместить средства инвесторов, если их станет больше. Но для этого необходимо внедрить механизмы риск-менеджмента, оценки, контроля, чего ранее не было. И тогда мы объединим госсредства с инвестициями со стороны, увеличив объем финансирования.

Лимит по форвардным закупкам уже закрыт?

Нет, сейчас законтрактовано продовольственной пшеницы 781 тыс. тонн.

СОЦИАЛЬНЫЙ ХЛЕБ

Эффективно ли, на ваш взгляд, работает механизм закупки муки регионами? Ранее возникали ситуации с тем, что облгосадминистрации не могли получить заказанные объемы муки, потому что у Аграрного фонда ее просто не было.

Да, в компании процессы оперативного планирования были весьма условны. Ситуация выглядит так: до 25 числа собирают заявки на следующий месяц. Если вы сейчас спросите, какой план на март, у меня нет ответа, и до 25 февраля я эти цифры не получил. При таком положении вещей планировать очень сложно. 

В моем понимании, у Аграрного фонда должен быть план на март, и он сам должен занимать активную позицию по сбору этих заявок. Если же из запланированных условных 50 тыс. тонн муки собрали заявок на 40 тыс. тонн, то у коммерческого подразделения, сбыта и реализации возникает вопрос: кому продать еще 10 тыс. тонн? Вот такого подхода не было. И если в наших планах – удержать долю рынка, то нужно идти и искать новых покупателей и клиентов, работать в экспортном направлении. 

Насколько успешно и масштабно Аграрный фонд сотрудничает с Государственной продовольственно-зерновой корпорацией Украины?

Мы работаем довольно успешно и продуктивно, ведь у Аграрного фонда нет материальной базы. Мы арендуем элеваторы, хлебоприемные пункты. Это абсолютно рыночные отношения, монетизированные, при этом постоянно идет коммерческий диалог по ценам за услуги.

Вопрос ценообразования для выполнения плана тоже будете поднимать? 

Аграрный фонд выполняет две функции, одна из которых – поддержание уровня цен на социальные товары, в частности, на хлеб простых рецептур. Объем муки в этом сегменте небольшой. Но этот же сорт используется в выпечке, тортах. Поэтому муку, предназначенную для выпечки социального хлеба, нужно маркировать. Когда создадим механизм контроля, то на рынок сможем поставлять четкий объем муки и сможем держать цену.

ДВА АГРАРНЫХ ФОНДА

Сейчас в Украине есть два аграрных фонда – государственное специализированное предприятие и ПАО. Не пора ли один агрофонд упразднить?

Вопрос логичный. Он возникает у всех, включая Кабинет министров. Уже есть поручение правительства Министерству агрополитики разобраться и дать предложения по этому вопросу. Сегодня рассматриваем варианты, как оставить одну компанию, которая совмещала бы регуляторные функции с функциями поддержки аграриев и зарабатывала государству деньги и дивиденды. Задача достаточно сложная, и рубить с плеча нельзя. Пока над этим работают специалисты, и в течение нескольких недель все предложения будут поданы в Кабмин.
С ПАО рынку работать проще. Мы можем варьировать по ценам, не подчиняемся никаким нормативно-правовым актам, которым подчинено ГСПУ. При этом именно госпредприятие фигурирует в законе о поддержке сельхозпроизводителей, а чтобы изменить законодательство, нужно время. Поэтому процесс реорганизации не будет быстрым. 

Конкурс на замещение должности главы Аграрного фонда предусмотрен?

Аграрный фонд, насколько мне известно, не подпадает под конкурсную программу. Сегодня никаким контрактом и договором моя позиция тут не закреплена, ведь я пришел на должность заместителя главы, потом меня утвердили в статусе исполняющего обязанности. И если этот конкурс все-таки состоится, я буду в нем участвовать, и, возможно, если нам удастся сейчас достичь поставленных целей, у меня даже будет привилегированное право.

Собираетесь ли обновлять штат? Насколько будет радикальной ротация?

Мы надеемся провести обновление штата постепенно, не нарушая функционал компании. Планируется создание разветвленного коммерческого отдела, где будут ответственные люди по сегментам, масштабам компаний. Сейчас проводятся собеседования, и я даже могу сказать, что коммерческое направление возглавит Александр Кучеренко. Таким образом, мы обновляем команду, не нарушая режим работы компании.

В 2005 г. по инициативе Министерства агрополитики было создано Государственное бюджетное специализированное предприятие (ГБСП) Аграрный фонд, которое регулировало ценовую политику в сфере АПК. В 2013 г. было создано Публичное акционерное общество (ПАО) Аграрный фонд, к которому постепенно перешли функции ГБСП Аграрный фонд. Основные функции ПАО – регулирование рынка зерновых в Украине. Аграрный фонд проводит форвардные закупки зерновых и продажи муки с целью регулирования производства социальных сортов хлеба. 100% его акций принадлежит государству.

Новости в пару строк

Киевская кондитерская фабрика Roshen за минувший год нарастила прибыль в 8,9 раза (с 3,925 до 34,797 млн. грн.). Производитель «Вечернего Киева» и «Киевского торта» незначительно сократил активы и основные средства, увеличив, впрочем, дебиторскую задолженность на 27% (до 67,52 млн. грн.). Фабрика – один из активов кондитерской корпорации Roshen, до сих пор принадлежавшей Петру Порошенко, и на которую инвесткомпания Rothschild ищет покупателей с августа 2014 г.

DiaWest – Компьютерный мир сокращает сеть. По словам председателя правления Анатолия Балюка, в 2014 г. были закрыты 15 неприбыльных торговых точек, в 2015-м – три. «Сейчас сеть насчитывает чуть более 20 магазинов», – отметил топ-менеджер. Причина реорганизации – обесценивание гривни и неготовность корпоративных клиентов обновлять офисную технику.

Астелит (life :)) завершил 2014 г. с убытком в 5,59 млрд. грн. Это на 2138,9% больше, чем годом ранее, когда мобильный оператор ушел в минус на 261,5 млн. грн. Падение объясняют девальвацией гривни, вызвавшей рост долларовых и еврокредитов компании. Хорошая новость: выручка Астелита прибавила 12,7% и составила 4,05 млрд. грн. благодаря увеличению абонентской базы (на 12%, до 10,3 млн. человек) и доходов от мобильного интернета.

Корпорация Богдан и корейская Hyundai Motor Company начали совместное производство полноприводных грузовиков двойного назначения. По данным Минобороны, в Украине существует дефицит машин грузоподъемностью 1-5 т. Выпуск наладили на автозаводе в Черкассах, чьи мощности позволяют собирать до 300 грузовиков в месяц. Новый контракт для Богдана очень кстати: в прошлом году ему пришлось сократить производство легковых авто на 66,5%.

HSBC стал объектом расследования по громкому делу об отмывании денег. Прокуратура Женевы провела обыски в офисах швейцарского подразделения банка. Целью было найти доказательства того, что состоятельные клиенты – политики, спортсмены, звезды, предприниматели и даже лица, объявленные в розыск, – использовали счета в HSBC Private Bank (Suisse) на общую сумму свыше $100 млрд. для уклонения от уплаты налогов. Причем сами банкиры якобы оказывали им содействие. Это следует из секретных документов о работе банка до 2007 г., полученных Международным консорциумом журналистских расследований (ICIJ). В HSBC признали: они ответственны за недостаточный контроль в прошлом, но с 2007-го отказались от 70% клиентов, счета которых вызывали сомнения в плане соответствия налоговому законодательству.

Apple (которая, к слову, в IV квартале 2014 г. продала 74,5 млн. iPhone – на 46% больше, чем годом ранее) возглавила международный рейтинг «Компании, вызывающие восхищение-2015», составленный журналом Fortune. В первой десятке оказались одни американские игроки: Google, Berkshire Hathaway, Amazon.com, Starbucks, Walt Disney, AmEx, GE и Coca-Cola. Среди европейских лидируют BMW (15-е место), Nestle (33) и Unilever (36); среди азиатских – Singapore Airlines (19), Toyota (24) и Samsung (30).

United Parcel Service (UPS) сообщил о падении прибыли за IV квартал 2014 г. – самый горячий сезон для курьерских служб – на 61%, до $453 млн. Мировой лидер решил пожертвовать финансовыми результатами для сохранения своей репутации. Во избежание массовых задержек с доставкой посылок, имевших место в предпраздничный сезон 2013 г. в США, UPS нанял 100 тыс. временных служащих. Результат – маржа в октябре-декабре сократилась до 2,8% по сравнению с 7,8% годом ранее.

Sanofi, французская фармкорпорация с выручкой в €33 млрд., спустя пять месяцев поисков определилась с новым СЕО. Со 2 апреля пост займет Оливье Брандикур, до этого возглавлявший совет директоров Bayer HealthCare AG. Предыдущий гендиректор (с 2008 г.) Кристофер Виебахер был отправлен в отставку в октябре 2014-го. Активный реформатор и любимец журналистов, он, однако, в недостаточной мере информировал правление о своей стратегии. «Необщительный стиль руководства» стоил ему кресла. Новому СЕО предстоит продолжить обновлять продуктовый портфель Sanofi на фоне растущей конкуренции. Акции компании с октября прибавили 21%.

Xiaomi, который в 2014 г. продал 61 млн. смартфонов и вышел на третье место в мире, активно диверсифицируется. С ноября китайский производитель вложил более $600 млн. в компании, специализирующиеся на облачных вычислениях, потоковом видео и носимых устройствах. В декабре Xiaomi с капитализацией в $45 млрд. привлек $1,1 млрд. инвестиций, часть из которых направит на создание развлекательного контента для своих телефонов, ТВ и приставок. Также Xiaomi по примеру Apple и Samsung проявляет интерес к стартапам, разрабатывающим технологии для умного дома, от воздухоочистителей до энергосберегающих ламп.

Walmart – крупнейший мировой ритейлер и наибольший частный работодатель в США – повысит зарплату своим 500 тыс. американских сотрудников. С апреля они будут получать $9 в час, с 2015-го – $10 при минимальном размере почасовой оплаты труда в Штатах на уровне $7,25. Данный шаг эксперты называют поворотным: зарплаты в стране не росли со времен рецессии 2008 г., но сегодня на рынке труда ощущается дефицит низкооплачиваемых рабочих. Примеру Walmart могут последовать и другие.