Титульные обманки

Примерно год назад среди HR-специалистов началась легкая паника — в своих запросах к управленцам среднего и высшего звена компании все чаще указывали степень MBA. Однако паниковали рекрутеры вовсе не потому, что таких специалистов на рынке нет — в последние три года школы MBA в Украине росли как грибы после дождя, так что ежегодно только столичный рынок пополняется почти тысячей выпускников бизнес-школ. Проблема была в ожиданиях работодателей — выпускника MBA искали для того, чтобы он пришел, и решил все проблемы компании. А этого зачастую не происходило, в результате чего виноватыми оказывались рекрутеры — мол, нашли не того специалиста. Но может все дело вовсе не в HR-ах, а в завышенных ожиданиях от MBA?


Люди с «клеймом на мозге»


Не так давно на форумах по HR и MBA появилась история-страшилка, как босс одной из компаний «сходит с ума». С определенной частотой в возглавляемой им организации на несколько недель устанавливалось ужасное время. Ассессменты сменялись тимбилдингами, а за потугами внедрить Balanced Score Card приходили не менее разрушительные попытки выстроить новую систему контроллинга. Впрочем, вскоре в компании все давно привыкли к этим всплескам «управленческой мании» и поняли, что она продлится недолго. Пройдет всего несколько дней, и все вернется к относительной норме. До следующего приступа. До очередного возвращения директора с занятий по программе MBA.


Тогда в обсуждении данной истории принял участие преподаватель Академии народного хозяйства Тигран Арутюнян, который окрестил людей, подобных вышеупомянутому руководителю, «людьми с клеймом на мозге». Возможно, этот термин и не стоит применять ко всем без исключения выпускникам MBA, но он очень точно отражает основной минус программ бизнес-администрирования — крайнюю «зашоренность» топов после их прохождения и попытки применить в компании западные, совершенно не адаптированные к отечественным реалиям инструменты и методы управления. Что, впрочем, и не удивительно, если посмотреть на историю развития Master of Business Administration.


Рождение системы


MBA в его классической форме появился в США одновременно с формированием «менеджерского» капитализма в середине ХХ века. До этого непосредственное управление бизнесом находилось в руках предпринимателей, а менеджер еще был служебной фигурой. Менеджерское образование ограничивалось набором специальных навыков. Но когда недавний приказчик стал полновластным хозяином разросшихся и преобразившихся корпораций, менеджерам потребовался научный синтез ранее не связанных друг с другом знаний. Если использовать образы известного фильма, можно сказать, что опыт работы образцовых корпораций был раз и навсегда записан в матрицу, которая стала основой для программирования деловой реальности. В дальнейшем все, что преподавалось в программах MBA, основывалось именно на опыте крупных компаний. И там же, в основном, работали выпускники бизнес-школ.


Эта ситуация «предустановленной гармонии» между образованием и практиками реальной жизни стала причиной силы и одновременно слабости бизнес-образования. Школы и их выпускники как будто бесконечно пересказывают друг другу одни и те же кейсы и главы учебников. Конечно, жизнь менялась, а образование приспосабливалось к этим изменениям. Однако любая управленческая методика, созданная какой-то одной крупной компанией, довольно быстро «канонизируется» и становится общим достоянием. В результате, весь мировой бизнес, по словам современных гуру менеджмента Йонаса Риддерстрале и Кьйола Нордстрема, стал похож на одну огромную корпорацию с единым распорядком и стилем управления.


Непатриотичный патриотизм


Причем этот стиль управления — американский. Он остается американским, даже если студент получает MBA в украинских школах. «Пока никакая из украинских школ MBA не разработала собственных кейсов, они все копируют западные программы, — рассказывает выпускник Chicago Graduate School of Business Владимир Поклад. — Причем калька тоже выходит довольно посредственной, поэтому если уже получать MBA, то только на его родине, в Америке. По меньшей мере, если вы хотите получить его в сфере маркетинга или финансов».


Правда, украинские бизнес-школы уверяют, что получать MBA за рубежом стоит исключительно в случае, если есть планы оставаться там работать. «Иначе многие из полученных знаний останутся невостребованными на украинском рынке труда. Кроме того в Гарварде никто не будет рассказывать о коммерческом законодательстве Украины. Тем же, кто планирует развивать украинский бизнес, украинские школы дают все необходимое», — заверяет маркетинг-менеджер Киево-Могилянской бизнес-школы Алена Воробьева.


Правда, школы признают, что определенное «пробуксовывание» с созданием отечественных кейсов все-таки есть. В «МИМ-Киев» это объясняют закрытостью украинских компаний, которые не горят желанием раскрывать секреты своего успеха.


Впрочем, проблема украинского MBA не только в неадаптированности программ, но и, зачастую, в «неразборчивости» при приеме студентов. Если западные школы принимают исключительно людей, имеющих управленский опыт, то, как показывает практика, в украинские может попасть практически любой — не так мало прецедентов, когда получать степень MBA идут чуть ли не вчерашние студенты, расценивая его просто как второе образование. И в итоге все полученные на занятиях инструменты пропадают втуне, так как нет базовых знаний и умений по менеджменту. Правда, сейчас бизнес-школы уже стали пресекать попытки получения степени MBA не управленцами, логично расценив, что лучше потерять доход, но сохранить репутацию, которая в итоге стоит дороже. Так, например, для поступающих Киево-Могилянскую Бизнес Школу обязательным условием является не менее чем двухлетний опыт управленческой работы и наличие подчиненных.


Бесспорно, все вышеперечисленные минусы — не повод отказываться от приема на работу сотрудников со степенью MBA. Но возлагать на них большие надежды, и тем более – в полтора два раза переплачивать за наличие этой степени — точно не стоит.

Залишити відповідь