Тем, кому критично важен вопрос рационального использования денежных средств, возможно, стоит присмотреться к комплексной банковской услуге кеш-менеджмента.
В конце минувшей осени Ирина Бардачева, главный бухгалтер СК Княжа Vienna Insurance Group, обратилась в банк, где обслуживаются счета ее компании, с вопросом, какие решения для оптимизации работы с многочисленными расчетными счетами могут предложить банкиры.
По случайности оказалось, что такая услуга для компаний с интенсивными денежными потоками в банке действительно существует. Конечно, в страховой компании обрадовались этому известию и оперативно подготовили заявление на перевод первой партии банковских счетов филиалов на новый режим работы. Для этого указали реквизиты счетов, необходимую периодичность, а также время переброски остатков на основной расчетный счет компании. Поработав в таком режиме несколько дней, подключили и остальные счета филиалов. Все необходимые настройки для перехода на новую схему работы выполняли специалисты банка. Отдельно перенастраивать учетные системы самой страховой компании не пришлось.
Понятно, что два месяца с момента подключения – не бог весть какой срок. Но даже этот небольшой период пользования показал определенные преимущества нового режима работы с банковскими счетами. «Раньше переброску остатков мы делали вручную, – вспоминает главбух. – Работа занимала в общей сложности час-два в неделю. Приходилось постоянно что-то сверять, готовить многочисленные платежки. Конечно же, с нас снимали комиссионные за каждую транзакцию. Теперь вместо комиссий за 40 платежек в неделю мы платим только за одну. Появилась возможность экономить время на ввод платежек, что для нашей компании крайне важно. Все-таки объем работ у нас велик, ведь компания создала разветвленную филиальную сеть, активно сотрудничает со страховыми агентами почти в каждом областном центре». Управлять денежными потоками тоже стало намного удобнее. Теперь специалисты бухгалтерии видят полную картину и могут размещать временно свободные суммы на краткосрочных депозитах (сроком один-два дня или овернайт) и соответственно получать более высокий процентный доход. Сейчас, когда ставки по депозитам в гривне высоки, это особенно выгодно.
«Предположим, в день к нам поступает около 500 тыс. грн., – приводит пример главный бухгалтер. – При прежнем договоре расчетно-кассового обслуживания компания получала бы на остатки 1% годовых. Сейчас по депозитам овернайт в банке, где мы обслуживаемся, нам дают 8%. На этой сумме разница между процентными ставками очень ощутима. Помимо этого, банк предоставляет нам файл с консолидированной выпиской о движении денежных средств по нашим филиалам, на основании которой мы можем вести платежный календарь, учитывающий все поступления и выплаты компании в целом».
Что привлекает
Как показывает приведенный выше пример, кеш-менеджмент обеспечивает предсказуемость денежных потоков и облегчает процесс управления ликвидностью. Кроме того, он помогает наладить финансовый контроль разрозненных структурных подразделений, которые зачастую находятся на значительном расстоянии от головного офиса, и тем самым укрепить позиции компании/холдинга в целом. Наибольшую отдачу от кеш-менеджмента можно получить в таких секторах, как телекоммуникации, страхование, инвестбанкинг и услуги жилищно-коммунального хозяйства. Разумеется, услуги, предоставляемые в рамках данного комплекса, выгодны и самим банкам, поскольку ведут к укреплению отношений с клиентами, а значит, способны стать источником комиссионных и других видов доходов.
Фактически речь идет о конструкторе банковских услуг. В зависимости от избранной стратегии банки могут предлагать различные пакеты, включающие в себя:
- основные платежи, размещение депозитов в сочетании с возможностью просматривать в режиме реального времени движение денег и остатки на счетах, а также выполнять простейшие транзакции;
- основные платежи в национальной валюте и услуги для субъектов внешнеэкономической деятельности;
- основные платежи и депозиты плюс набор продуктов/услуг, а также многофункциональный интернет-банкинг, управление дебиторской задолженностью, автоматическое списание денег для плановых платежей, виртуальный или физический сash pooling, краткосрочное кредитование/инвестиции;
- полнофункциональный кеш-менеджмент, а именно: управление кредиторской и дебиторской задолженностями, различные инвестпродукты и продукты для улучшения управления ликвидностью, а также технологические платформы, способные в случае необходимости интегрироваться с клиентскими ERP-системами;
- то же плюс несколько продуктов, уникальных для целевого рыночного сегмента или ориентированных на конкретные отрасли (например, управление выплатами возмещений для страховых компаний);
- • пользовательские решения, специально настраиваемые под потребности ключевых клиентов (крупные коммерческие или государственные предприятия).
Что сдерживает
Сегодня в Украине кеш-менеджмент развивают банки группы крупнейших с иностранным капиталом. В числе первых эту услугу внедрили Райффайзен Банк Аваль, Альфа-Банк Украина и УкрCиббанк. Не отстают от них OTP Bank, ING и Эрсте Банк. Есть и банки, в которых данный комплекс услуг пока находится на стадии разработки. Соответственно о его существовании знают лишь ключевые клиенты финучреждения, которые, впрочем, несмотря на декларируемые преимущества, не всегда стремятся ими воспользоваться.
«Мы не пользуемся такой услугой», – говорит Алексей Бондаренко, финансовый директор коммуникационного холдинга Atlantic Group. Подключить все счета компании к единому расчетному центру какого либо банка, действующего в Украине, ей мешают ряд ограничений. Большая часть их связана с тем, что даже в банках, наработавших существенный опыт в данном сегменте, клиентам доступны далеко не все составляющие классического кеш-менеджмента. Одни банкиры склонны объяснять такую ситуацию действующим законодательством и системой налогообложения, другим, по всей вероятности, мешает инертность, недостаточное знание и желание разобраться в специфике бизнеса своих клиентов.
Если брать, к примеру, тот же cash pooling, то в своем классическом виде он призван улучшить финансовый контроль компаний со сложной организационной структурой. Финансовый директор/главный бухгалтер в этом случае получает возможность следить за состоянием счетов всех подотчетных подразделений и устанавливать максимальные ежедневные/ежемесячные лимиты на проведение платежей. В случае необходимости он может вообще лишить полномочий на проведение платежей провинившиеся подразделения и сосредоточить эти функции в головном офисе, что, конечно же, снизит риск финансового мошенничества. Соответственно cash pooling в западных банках предполагает различные уровни полномочий в зависимости от занимаемой должности. Иными словами, в таких банках научились разрабатывать и предлагать гибкие решения, которые могут устроить как бухгалтеров филиалов, так и главного бухгалтера/финансового директора предприятия.
Есть у кеш-менеджмента по-украински и ряд других ограничений, уверен эксперт: «В то время как на Западе эта услуга работает со счетами в разных банках, объединенных единой системой клиент- банк, в Украине подобные предложения практически отсутствуют. К тому же технически затрудняется переход холдинга в случае необходимости на обслуживание в другой банк. Информационную систему можно настроить только на банк, предоставляющий услугу кеш-менеджмента, увязывая права авторизации, форматы данных, документов и проч. Есть также дополнительные накладные расходы при изменениях в составе уполномоченных лиц и сопутствующих настройках учетной системы».
Еще более проблемно, по мнению Алексея Бондаренко, выглядит передача функции планирования ликвидности в информационную систему типа клиент-банк вместо собственной ERP. Для этого надо интегрировать систему клиент-банк в информационную систему холдинга. Вести же учет фактических показателей в одной системе (клиент-банк финучреждения с функцией кеш-менеджмента) и прогнозировать в другой, собственной ERP, неудобно. Да и выносить за пределы своей информационной системы ряд тонких моментов в прогнозах в настоящее время финансовый директор Atlantic Group считает нецелесообразным. Он уверен, что управление денежными средствами сегодня лучше осуществлять во внутренней информационной системе холдинга, настроив интерфейсы на различные клиент-банки.
Возможности финансовых учреждений по привлечению и удержанию прибыльных клиентов напрямую связаны с желанием банкиров изучать ожидания своих клиентов. Полученная информация могла бы послужить основой для разработки новых взаимовыгодных продуктов/услуг в рамках комплекса кеш-менеджмента. В конечном итоге выиграет тот банк, который сумеет наиболее полно организовать изучение отраслевой и географической специфики бизнеса своих клиентов, а также будет тратить время и силы на полномасштабное информирование участников целевого рынка.
Что входит в управление
По классике кеш-менеджмент предполагает:
- сash pooling – физическое (на специально указанном основном счете) или виртуальное (без создания отдельного счета) объединение остатков денежных средств структурных подразделений;
- инвестирование остатков денежных средств согласно установленным срокам и лимитам;
- корпоративное бюджетирование (при этом отпадает необходимость в использовании аналогичных систем для бюджетирования внутри компаний/холдингов);
- различную информационно-аналитическую поддержку (например, предоставление выписок по текущим и депозитным счетам с помощью системы SWIFT согласно предустановленным форматам).