Коммуникационной группой PRT подведены итоги исследования «Отношение менеджмента украинских компаний к IPO», которое проводилось с февраля по апрель 2008 года в рамках проекта «Эффективные бизнес-коммуникации». Опрос был проведён среди руководителей высшего звена 42 украинских компаний, работающих в следующих отраслях: промышленность и торговля, сектор телекоммуникаций и технологий, энергетика, сфера финансовых услуг.
За главную цель в данном опросе Коммуникационная группа PRT поставила оценку практики публичности украинских компаний и готовность к информационному диалогу, как инструменту формирования корпоративной репутации для управления стоимостью бизнеса в процессе подготовки и после выхода компании на IPO.
Исследование показало, что на данном этапе, информации о стратегических планах, готовящихся к IPO компаний часто недостаточно, чтобы сделать информированные выводы о компаниях, как объектах инвестиций. А именно эта информация является решающей для инвесторов и СМИ, формирующих лояльность и имиджевый капитал, что необходимо для успешного старта компании на международном финансовом рынке.
Согласно результатам исследования был сделаны следующий вывод — украинские компании зачастую недооценивают важность публичной работы с основными ЦА, что выливается в непредвиденные затраты «в процессе». Все компании теоретически понимают важность формирования корпоративной репутации, однако, имеют слабый уровень публичности для соответствия мировым стандартам.
Как и следовало ожидать, основным фактором, влияющим на принятие решения об IPO, стал финансовый вопрос. 54 % опрошенных респондентов заявили, что их компании нуждаются в иностранных инвесторах.
Исследование показало, что большинство опрошенных респондентов имеют лишь общее представление об IPO. И лишь небольшая часть украинских компаний учитывает ряд внутренних факторов, которые могут негативно повлиять на последствия неподготовленного публичного размещения акций. Среди них: неготовность к публичному режиму работы компаний (58%), не продуманная до мелочей внешняя и внутренняя система коммуникаций (23%) и отсутствие четко прописанного плана коммуникаций на случай кризиса (19%).
В то же время респондентами был чётко обозначен ряд внешних факторов в значительной мере оказывающих влияние при подготовке компании к IPO, среди них: несовершенство корпоративного законодательства (63%), несовершенство валютного законодательства (24%), неготовность к высоким требованиям условий листинга по раскрытию информации (12%), высокая стоимость подготовки размещения (3%).
При этом в среде топ-менеджмента уже сформировалось осознание того, что уровень публичности необходимо повышать, только 18% респондентов оценили уровень своих компаний как достаточный для IPO, недостаточным — 54%, слишком низким — 28%.
Однако выход компании на IPO это не только риски и опасности. Появление на рынке публичных компаний международными экспертами оценивается как позитивная тенденция и свидетельствует о том, что рынок готов к приходу крупного капитала.
В Украине ситуацию в данном контексте усложняет тот факт, что компании пока с большой неохотой открывают информацию о своих капиталах и структуре собственности, что обуславливает непрозрачность отечественного финансового рынка. Однако уже в скором времени данная ситуация должна измениться. Компании, намеревающиеся выходить на IPO должны быть готовы к интересу СМИ, инвесторов и экспертов к их бизнесу, к тому, что им будут задавать вопросы и ожидать ответов, именно этого требует выход на ІРО.