«Особое внимание будем уделять развитию наших финансовых институтов – банков и страховых компаний, а также бизнесу в сфере недвижимости».
Олег Попов, генеральный директор ЗАО «СКМ», говорит, что компания направит чистую прибыль за 2007 г. в размере 19,53 млрд. грн. на развитие бизнеса группы
Партнерство
Инвесторы передают управление своими объектами специалистам
В Украине продолжается бум строительства офисных центров. Однако уже созданные центры вызывают массу нареканий на стадии их эксплуатации. По мнению специалистов, чаще всего это связано с тем, что инвесторы стремятся совместить сразу несколько функций: строительство и управление готовым объектом. Чтобы избежать подобных проблем, в настоящее время все больше компаний стремятся разграничить данные функции. Например, в конце марта инвестиционно-промышленная группа «Евразия-Украина» заключила договор с международной консалтинговой компанией СB Richard Ellis (офис в Украине открыт в начале 2008 г.), которая будет оказывать консультационные услуги на этапе подготовки и сдачи объекта в эксплуатацию, а также осуществлять дальнейшее комплексное управление и эксплуатацию бизнес-центра «Делойт» (ввод в эксплуатацию запланирован на ІІ квартал 2008 г.). По словам генерального директора «Евразия-Украина» Рысбека Токтомушева, передача управления компании CB Richard Ellis позволит им сконцентрироваться на основном виде деятельности, обеспечив при этом должное функционирование объекта в соответствии с международными стандартами качества. В свою очередь Сергей Сергиенко, управляющий партнер CB Richard Ellis в Украине, добавил: «Решение компании «Евразия-Украина» передать свое офисное здание в управление эксплуатирующей фирмы является примером качественно нового профессионального подхода со стороны инвестора к управлению бизнесом».
Инвестиции
Украинские компании «не поддерживают» мировое охлаждение к IPO
Согласно отчету компании «Эрнст энд Янг», в І квартале 2008 г. мировые показатели активности в сфере первичного размещения акций (IPO) резко упали. Это обусловлено как кредитным кризисом, так и затянувшимся финансовым (подробнее на стр. 16, 18).
По мнению аналитиков компании, на ситуацию в сфере IPO в Украине, впрочем, как и в других развивающихся странах, мировой финансовый кризис значительно не повлиял. По данным «Эрнст энд Янг», предприятия продолжают готовиться к размещению акций. Однако в компании также отметили, что для украинского бизнеса проведение IPO означает не только возможность привлечь инвестиции, но и достичь прозрачности и приблизиться к международным стандартам ведения бизнеса. Именно рынки развивающихся стран в период роста их экономик станут основным движущим фактором развития глобального рынка ІРО.
Телеиндустрия
Коммерческие каналы не стремятся «растягивать» проекты
Проект «Великие украинцы» называют и социальным, и общественно-политическим, и даже «срезом состояния умов» наших соотечественников. Если о его статусе можно спорить, то одного нельзя отрицать: для коммерческих телеканалов, берущихся за реализацию аналога английского шоу «Великие британцы», проект достаточно прибылен. Подтверждением тому служит количество компаний из разных стран, купивших лицензии на проведение подобного шоу. Так, до Украины рейтинг Великих выстраивали во Франции, Германии, США, Канаде, Финляндии, Португалии, Чехии, Болгарии и в других странах.
О преимуществе коммерческого над социальным говорит также и то, что в нашей стране шоу сжали до одного сезона. Это вызвало нарекания в СМИ: ведь даже просмотреть 90 сюжетов, пусть и короткометражных, зрителю было сложно за один раз. Телеканал на такие замечания ответил, что коммерческий канал не может растягивать проект более чем на один сезон.
Уже есть первые итоги апрельского финального шоу. Так, рейтинг выпуска составил 7,14%, а доля – 27,32% (аудитория 18+, согласно новой панели GfK Ukraine, в которую включены также и населенные пункты, где количество жителей менее 50 тыс.). Только в течение первых двух дней проект собрал 200 тыс. звонков и sms-сообщений, каждое из которых платное. Учитывая то, что голосование продлиться до 16 мая, количество голосов, отданных за претендентов, может вырасти в несколько раз.
Мобильная связь
Рынок мобильной связи Украины все еще интересен инвесторам
Фонд Altimo (некоммерческая организация) уже в третий раз оценил привлекательность рынков мобильной связи 80 стран. Презентация индекса Altimo прошла на международной конференции Total Telecom в Лондоне. В основе исследования – макроэкономические и статистические показатели рынка мобильной связи (к примеру, операторов ARPU, EBITDA, динамики роста ВВП, населения) за второе полугодие 2007 г.
Согласно оценке рынки мобильной связи стран СНГ в среднесрочной перспективе сохранят свою инвестиционную привлекательность. Мобильные операторы России и Украины связывают свои ожидания с развитием дополнительных неголосовых услуг.
Самыми привлекательными для инвесторов остаются рынки Восточной и Юго-Восточной Азии, где все еще продолжает увеличиваться не только количество абонентов, но и доход от одного пользователя. Данные рынки до стадии насыщения вплотную приблизятся в 2010 г. Наиболее интересными для инвестиций являются Шри-Ланка, Бангладеш и Индия. А вот рынки Европы и Северной Америки, по данным Altimo, не входят в список привлекательных по той причине, что они уже являются насыщенными.
Всего в мире согласно результатам исследования 3,3 млрд. пользователей мобильной связи, а усредненный уровень проникновения мобильной связи на конец 2007 г. достиг 50%.
Вопрос номера
Согласно статистике 80% клиентов обычной компании не обеспечивают ей приемлемого уровня дохода. На ее основе аналитики сделали вывод, что борьба за удержание всех клиентов – просто самоубийство для компании.
Имеет ли смысл компаниям заявлять: «Нам важен каждый клиент!»?
Принцип 80:20 остается одной из величайших тайн сегодняшнего времени. Однако наша статистика лояльности клиентов говорит о следующем: во-первых, привлечение одного нового клиента обходится фирме примерно в три-пять раз дороже, чем удержание существующего. Во-вторых, «очень довольные» клиенты, начав сотрудничество, обращаются вновь за другими услугами. В-третьих, так называемые лояльные клиенты — это стратегический высокоценный актив: они приносят высокую прибыль.
Алена Бициган, генеральный директор РА «B4B»
Если речь идет о существующих клиентах, то вряд ли кто-то из рекламных агентств, к примеру, вслух будет выражать несогласие с заявлением «Нам важен каждый клиент!». Но ведь и клиенты бывают разные: «бизнесообразующие», «позволяющие реализовать творческий потенциал» и др. Каждый дорог по-своему.
Александр Кудренко, заместитель управляющего директора РА Publicis Visage
Подход к разделению клиентов по принципу прибыльности теряет свою актуальность. К примеру, почему многие компании стремятся привлечь молодежь – на первый взгляд не слишком доходный сегмент? Дело в том, что это возможность вырастить своего лояльного потребителя, который в будущем сможет приносить компании большие доходы.
Юрий Курмаз, директор по отношениям с абонентами life:)
Инвестиции
Производители стройматериалов выжмут максимум из строительного бума
Операторы рынка стройматериалов стремятся извлечь максимальную выгоду из бума инфраструктурных проектов, охвативших Украину накануне Евро-2012. Оптимизировать свой бизнес решила и немецкая Caparol – третий номер в Европе и четвертый в мире по выпуску лакокрасочных материалов (ЛКМ). В ноябре 2007 г. она уже запустила под Днепропетровском завод по производству дисперсионных материалов. А 10 апреля после 12 лет присутствия на украинском рынке официально открыла свой первый в стране производственно-логистический комплекс. Он расположен в с. Васильевка Днепропетровской области и занимает территорию площадью около 4 га. Мощность завода в 2007 г. составила 5-7 тыс. т водно-дисперсионных лакокрасочных материалов марки Alpina, а со следующего года объемы производства планируется удвоить. Логистический центр рассчитан на одномоментную погрузку десяти грузовых авто. Сумма инвестиций в проект, по словам директора «Капарол Украина» Павла Зможного, составляет несколько миллионов евро.
С введением в эксплуатацию нового завода компания ставит амбициозные цели. Во-первых, предполагает полностью покрыть потребности украинских покупателей в лакокрасочных материалах, выпускаемых Caparol. При этом весь импорт готовой продукции, поступавший ранее из Беларуси и Германии, будет прекращен. Во-вторых, как отметил г-н Зможный, в течение пяти-семи лет «Капарол Украина» намерена занять около 35% премиум-сегмента рынка ЛКМ страны и 30% – среднего ценового сегмента. Расти есть куда: на сегодняшний день объем национального рынка лакокрасочных материалов, по разным оценкам, составляет от 300 тыс. до 1 млн. т, и до 70% его занимает дешевая низкосортная краска.
В середине апреля конкурент Caparol, финская Tikkurila, заявила о намерении перенести производство красок из Киева в область, что позволит нарастить мощности предприятия (сейчас это 8 млн. л водоэмульсионной краски) более чем вдвое. Инвестиции в проект оцениваются в 20 млн. евро.
Перспективы
Ралли на нефтяном рынке продолжится
Средняя стоимость нефти в 2008 г. не опустится ниже $91 за баррель, утверждает консенсус-прогноз агентства Bloomberg, составленный на основе прогноза крупнейших мировых банков и брокерских фирм. Как ожидается, цена на нефть в 2009 г. составит в среднем $85 за баррель. «Ралли на нефтяном рынке продолжается вопреки многим правилам, – отмечает Саймон Уорделл из Global Insight Inc. в Лондоне. – Инвесторы смотрят на базовые факторы, предполагающие, что стоимость нефти должна снижаться, однако важное влияние на рынок оказывают падение курса доллара США и проблемы на финансовых рынках».
Условия кредитования будут ужесточаться
Аналитики JPMorgan полагают, что мировой кредитный кризис, который уже привел к списанию банками активов на $245 млрд., будет сказываться на рынках еще десятилетие. Финучреждениям придется оставить на своем балансе больше кредитов; обеспеченные активами ценные бумаги, выпуск которых финансируется с помощью краткосрочных долговых обязательств, выйдут из оборота, а в секторе хедж-фондов произойдет консолидация, говорится в докладе JPMorgan. Банки станут крупнее, надежнее и менее прибыльными. Секьюритизация возобновится, однако ее объем будет меньше и финансироваться она будет по-другому. Хедж-фонды станут более крупными. Произойдет усиление координации между регуляторами из разных стран.
Интерес к сельхозстрахованию сохранится
Лига страховых организаций Украины прогнозирует в 2008 г. увеличение в два-три раза рынка страхования сельскохозяйственных рисков при условии эффективного механизма компенсаций аграриям страховых платежей со стороны государства. Сумма страховых платежей в 2005 г. составляла 12,8 млн. грн. (государством компенсировано 5,8 млн. грн.), в 2006 г. – 28,5 млн. грн. (10,1 млн. грн.), в 2007-м – 116,9 млн. грн. (47,8 млн. грн). В 2005 г. было застраховано 934 субъекта хозяйствования (28 компаний застраховали 391 тыс. га), в 2006-м – 1330 сельхозпроизводителей (37 СК, 668 тыс. га), в 2007 г. – 4,1 тыс. хозяйств (62 СК, 2,4 млн. га).
Конкуренция в данном сегменте возрастает: доля первых десяти компаний по агрострахованию в 2005 г. составляла 86,9%, в 2006-м – 77,8%, в 2007 г. – 69,2%.
Рост цен на газ ускорит инфляцию
Кабмин решил, что до конца года население будет платить за газ на 21-35% больше. Он рекомендовал Национальной комиссии регулирования электроэнергетики ежемесячно повышать стоимость топлива на 3-5%. Таким образом, до конца года НАК «Нафтогаз Украины» сможет дополнительно заработать $360-400 млн. А эксперты считают, что повышение цен на газ будет способствовать росту инфляции.
Виноделы ожидают краха отрасли
В связи со вступлением Украины в ВТО Минэкономики разработало законопроект «О внесении изменений в таможенный тариф Украины, предусматривающий снижение ставок ввозной пошлины на вино и виноматериалы в пять-десять раз. Участники рынка утверждают, что в случае принятия указанного документа украинская винодельческая отрасль просто погибнет, так как иностранные производители легко наполнят полки магазинов своим вином.