На гребне третьей волны

Успешный маркетинг-директор должен становиться главным лоббистом стратегических подходов в управлении бизнесом.


Украине сейчас наблюдается третий всплеск интереса к маркетингу.
Первый был в конце 1990-х, когда приезжали наши специалисты после заграничных стажировок, внедряли маркетинг представительства иностранных предприятий. Тогда увлечение им прошло в силу нескольких обстоятельств. И низкая его эффективность (отсутствие комплексности, мизерные бюджеты, недостаток опыта, низкая платежеспособность потребителей) заключалась в том, что на ненасыщенных товарных рынках работали совсем другие (хотя также маркетинговые) законы. Владельцы бизнеса инвестировали в производство, создание собственной дистрибуции.


Второй всплеск – 2002-2005 гг. – период доминирования креатива. Многие товарные рынки прошли фазу первичного насыщения, в результате чего повысилась интенсивность конкуренции. Самыми очевидными (для владельцев бизнеса) и дающими ощутимый эффект инструментами маркетинга стали создание новых торговых марок (крайне редко становившихся брендами), упаковок, а также реклама.


Гонка бюджетов сменилась третьим всплеском. Новый этап экспансии западных и российских компаний в Украину, насыщение рынка, повышение требовательности потребителя, перебрендированность, вступление в ВТО – все это вынуждает переходить к внедрению стратегического маркетинга, бренд-менеджмента как подсистем стратегического управления бизнесом.


Четыре варианта появления
Появление отделов маркетинга в украинских компаниях происходило (и продолжает происходить) чаще всего по одному из сценариев, описанных ниже.



  1. «Как у всех». Директор прочитал книгу Филипа Котлера (посетил семинар, услышал от хорошего знакомого) и проникся.

  2. «У нас проблемы». Все опробованные способы решить проблему падения объемов продаж (прибыльности, потери места на рынке) исчерпаны. Нужны свежие идеи (потенциальные «козлы отпущения»).

  3. «А что дальше?» Компания стремительно росла, росла и… выросла. Многомесячное экстенсивное расширение, открытие новых филиалов (магазинов, представительств) или сфер деятельности (новых бизнесов, компаний в холдинге) привело к тому, что процесс взаимодействия с рынком вышел из-под контроля. Интуиция уже не дает четкого ответа предпринимателю на вопросы: куда расти дальше, и главное – как удержать завоеванное?

  4. Есть, конечно, классические случаи: отдел маркетинга формируется одновременно с созданием компании или появляется как закономерный шаг в ее развитии исходя из рыночных целей и стратегий компании, а дальше растет и развивается вместе с ней.

В каждом из этих случаев отдел маркетинга получает свою уникальную роль, которую он играет часто не по своей воле, иногда не подозревая об этом.


Восемь вариантов предназначения



  1. «Поддержка продаж». На маркетинговый отдел возлагаются поддерживающие функции – подготовка информации для отдела продаж, организация рекламы и т. д.

  2. «Спасатели». От такого отдела ждут немедленного спасения, действий, ответов на несформулированные (ну, и так понятно!) или традиционные (что делать?) вопросы руководства. Маркетинг как инструмент антикризисного управления не срабатывает. На глобальные проекты денег нет, а робкие рекомендации маркетологов о том, что нужно сворачиваться (отказываться от каких-то направлений деятельности), вызывают бурю возмущений.

  3. «Козлы отпущения». В маркетинге разбираются все (а чего там?). Ругать главбуха – боязно, второго такого производственника не найдешь. Продавец, уходя, заберет с собой клиентов. На ком душе руководителя развернуться, если упала прибыль или продажи низки?

  4. «Шпионы» («сборщики информации»). «Хочу нанять пару мальчиков, чтобы они сделали мне маркетинг: посмотрели, кто чего и почем продает».

  5. «Глашатаи». Отдел маркетинга создается для распространения информации (улучшения имиджа, повышения известности) о компании (шефе лично).

  6. «Душки». «Хорошие люди. Жалко увольнять. Что можно придумать?» Замечательная идея – все хорошие люди, кому не нашлось работы в других отделах (больше ничего не умеют или то, что умеют, нельзя назвать никаким другим подходящим словом, кроме как «маркетинг»), переходят на работу в отдел маркетинга.

  7. «Прометеи». Их безудержная энергия и свежие идеи способны зажечь всех. Правда, в природе встречаются не часто. И хватает их (или остальных сотрудников) ненадолго. Или они не выдерживают, или не выдерживают их.

  8. «Стратеги». Роль отдела маркетинга определяется видением компании и ее целями, спецификой деятельности и имеющимися ресурсами.

Структура не является неизменной. Отдел маркетинга – одна из самых мобильных структур компании.


Четыре группы проблем
ПриЧины неэффек тивной работы отдела маркетинга зачастую кроются в структурных проблемах:



  • подчиненность маркетинга в компании. Для эффективной рыночной деятельности необходимо, чтобы такие ключевые подразделения, как финансы, сбыт и маркетинг, приходили к общему видению, общей стратегии. А консенсус возможен только среди равных;

  • соответствие структуры и стратегии. Структура отдела маркетинга должна соответствовать стратегии компании. Со сменой стратегии необходимо пересматривать и структуру.

Возможны и функциональные проблемы. В компаниях, где маркетинг создавался эволюционным путем, распределение функций внутри компании зачастую достаточно хаотичное. Часть маркетинговых функций вполне может находиться даже в отделе НИОКР, а часть (иногда весьма значительная) – выполняется лично руководителем компании. И хорошо, если выполняется. Зачастую загруженность управленческими проблемами не позволяет ему уделять достаточно внимания маркетинговым проблемам. Передать эти функции в рамки службы маркетинга – серьезная реорганизационная задача. Как, кстати, и проблема распределения функций внутри отдела маркетинга, создания процедур его работы.


Серьезными могут быть и коммуникационные проблемы:



  • отсутствие управляемых информационных потоков. Маркетинг задыхается без информации. Нормальное функционирование службы маркетинга требует хороших информационных коммуникаций прежде всего внутри компании. При отсутствии соответствующей IT-службы львиную долю ее задач маркетинг вынужден брать на себя и заниматься созданием и регулировкой информационных потоков внутри компании. «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих»;

  • внутренние коммуникации и позиционирование. Невозможно реализовать программу маркетинга без поддержки всего коллектива. В работу с клиентами вовлечено намного больше людей, чем работает в отделе продаж. Создать единую объединяющую идею – задача службы маркетинга;

  • коммуникации с руководством. Разработав программу маркетинга, необходимо утвердить ее у руководства;

  • межфункциональные конфликты. Самые глобальные среди них – с финансовой и производственной службами.

Невозможно обойти и кадровые проблемы. Каждая функция маркетинга требует от исполнителей серьезной подготовки. Маркетологи-аналитики, специалисты по рекламе и PR, международному маркетингу, маркетинговым исследованиям – у каждого из них своя роль, и подмены или попытки объединения функций редко бывают эффективными. Конечно, встречаются и маркетологи-универсалы, но они оправдывают себя только в небольших компаниях. 


Андрей Длигач, канд. экон. наук,  генеральный директор группы компаний Advanter Group

Залишити відповідь