Соответствие названия и сути

Ежегодно в течение последних 20 лет представители IТ-подразделений ведущих мировых компаний собираются на Gartner Symposium/ITxpo, чтобы обсудить пути развития профессии и попробовать предугадать, в каком направлении будут развиваться информационные технологии в целом. Последний симпозиум, помимо интереснейших докладов, наверняка запомнился его участникам и небольшой терминологической революцией: во время одной из жарких дискуссий поступило предложение отказаться от должности «IТ-директор», а взамен выбрать одну из нескольких – «директор по вопросам роста» (chief growth officer), «директор по стратегичес­ким инновациям» (chief strategy innovation officer) и проч.

Мыслимое ли дело – взять и отменить термин, к которому все настолько привыкли? Впрочем, аббревиатура IТ хотя и укоренилась в лексиконе современного человека, но лишь немногие помнят, что этот термин сравнительно молод. Он появился в ноябре 1958 г. с легкой руки Харольда Дж. Ливитта и Томаса Л. Уислера, опубликовавших в Harvard Business Review  статью «Менеджмент в 1980-е».

Спустя несколько десятилетий, в 2003 г., Николас Карр, редактор того же HBR, написал довольно провокационный материал под названием «IТ не имеет никакого значения». Статья вызвала большую шумиху среди вендоров, топ-менеджеров предприятий и вообще всех игроков IТ-индустрии. Понимая, что некоторые ее положения могли быть превратно истолкованы, вслед за ней Карр издал книгу «Есть ли польза от IТ?», в которой пытался более подробно разъяснить ключевые идеи статьи.

Чем же так сильно разволновал своих современников Николас Карр? Как утверждал журналист, IТ постепенно становятся обычным, стандартным товаром. Информационные технологии дешевеют, поэтому в какой-то момент каждый может себе их позволить. В результате исчезает конкурентное преимущество того или иного рыночного игрока, которым он обладал до широкого распространения данной технологии. Карр рекомендовал снизить расходы на IТ, не спешить с внедрением новых технологий и идей до тех пор, пока этим не занялись другие; не фокусироваться на их возможностях, а обращать внимание на уязвимости и риски, связанные с этим.

«Я не знаю, кто из руководителей украинских компаний знаком с этими тезисами Карра. Но то, что значительная часть отечественных топ-менеджеров, а порой и собственников, следуют его рекомендациям, – это несомненно», – отмечает Геннадий Армашула, директор по стратегическому управлению Citia BTC.

Для иллюстрации влияния информационных технологий на конкурентную позицию компании в Citia BTC придумали интересную модель. Основу для нее позаимствовали в работах основателя позитивной психологии Мартина Селигмана. Много лет он помогал людям избавиться от депрессии, но в какой-то момент задался вопросом: «Хорошо, мы привели человека в нормальное состояние. А можно  ли сделать из нормального человека счастливого? Что требуется для того, чтобы он прожил более счастливую, более полноценную жизнь?».

Принято считать, что компании – своего рода живые организмы, поэтому в модели Citia BTC присутствуют те же три уровня развития компании. Первый, базовый, описывает ситуацию, в которой IТ компании не влияют на ее конкурентную позицию, более того, наблюдается подавленное состояние бизнеса. На таком уровне развития находятся организации, для которых IТ – лишь инструмент, используемый для выполнения определенных бизнес-операций, например, печати счетов или договоров, проведения инвентаризации на складе и т. п.

Если компании озабочены операционной эффективностью бизнес-процессов, они находятся ближе к следующему горизонту – стандартному. Это хорошее, правильное состояние, в котором пребывают большинство людей или компаний. Стандарт формируется в процессе осваивания технологий, и компании, работающие на данном рынке, обычно хорошо с ними знакомы. Скажем, все организации финансового сектора должны иметь систему управления рисками.

Над стандартным уровнем находятся предприятия, которые хотели бы выделяться либо по затратам, либо по продуктам/услугам, либо по клиентскому опыту. Все они стремятся к третьему, наиболее продвинутому горизонту – дифференцирующему. Дифференциация по затратам не очень устойчива. Продукты/услуги легко скопировать. Наиболее эффективна сегодня, по мнению Геннадия Армашулы, дифференциация по клиентскому опыту.

Согласно прогнозу IDC, в ближайшие годы ландшафт IТ-отрасли будут формировать четыре основных тенденции: использование мобильных устройств, «облачные» технологии, социальные сети и так называемые большие данные. По мнению представителей Citia BTC, мобильные устройства и «облачные» вычисления следует относить к стандартному горизонту, так как их использование в деятельности компании помогает обеспечивать операционную эффективность. А вот конкурентное преимущество обеспечит аналитика социальных сетей, позволяющая выяснять предпочтения клиентов, и большие данные.

«Проблема состоит лишь в том, какие вопросы задавать на входе, – уточняет Геннадий Армашула. – Но как только сформулированы правильные вопросы, появятся и ответы, поскольку технологии, позволяющие их получить, уже существуют». По его словам, сейчас в Европе 36% компаний коммерческого сектора стремятся к дифференциации.

Оставшихся 64% в большей степени интересует операционная эффективность. Как показывают результаты различных опросов игроков отечественной IТ-индустрии, пока в Украине наблюдается существенный перекос в сторону инфраструктуры, а развитию приложений должного внимания не уделяется. Но если страна намерена двигаться по европейскому пути развития, то ситуация должна радикально измениться.

В Citia BTC уверены: настало время сообща подумать над тем, как убедить бизнес в том, что информация и в какой-то степени информационные технологии являются ответственностью всех бизнес-подразделений, а не только департамента IТ. Помочь в этом IТ-директорам украинских компаний могут совместные инициативы вендоров, системных интеграторов и представителей бизнес-школ. И начинать эту работу следует уже сегодня, поскольку ценность информации неизменно растет.

Залишити відповідь