Экспансия
Китайцы решили играть по-крупному
Baosteel – крупнейшая в Китае металлургическая компания – намерена привлечь в ходе IPO максимальную для своей отрасли сумму в $8,6 млрд. Для этого ей потребуется разместить 4,7 млрд. акций, что составляет около четверти ее акционерного капитала. Baosteel объясняет такой шаг необходимостью профинансировать удвоение производства стали (до 80 млн. т ежегодно к 2012 г.). Аналитики добавляют, что для компании не менее важно решить сырьевой вопрос, поэтому часть средств пойдет на скупку иностранных активов.
В своих стремлениях металлургическая компания не одинока. Увеличить объемы зарубежных инвестиций на 30% – до $90 млрд. намерен и китайский суверенный фонд China Investment Corporation (CIC). По словам президента CIC Гао Сицина, Китаю интересны ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, продукты с фиксированной доходностью и альтернативные активы, включая частные инвестфонды, хедж-фонды, а также сырьевые товары. В частности, КНР озабочена необходимостью повысить собственную энергетическую безопасность, и считает необходимым иметь долю в таких лидирующих мировых финансовых структурах, как Morgan Stanley, (куда CIC вложил $5 млрд.), Blackstone ($3 млрд.) и Visa ($200 млн.).
Эксперты предостерегают, что на фоне финансового кризиса в странах Запада инвестиционная политика Китая может приобрести агрессивный характер. «Из-за глобального финансового кризиса в мире появилось много бедственных активов, особенно в банковской сфере, цена на которые становится привлекательной», – говорят аналитики Global Insight. При этом если стратегические интересы Китая в целом ясны, то политика инвестирования остается недостаточно прозрачной. В такой ситуации эксперты призывают стратегов CIC к большей открытости.
Поглощения
Microsoft отступает
Microsoft, получив очередной отказ, решила оставить попытки приобрести Yahoo! 3 мая софтверная корпорация увеличила свое предложение с $44,6 млрд. до $47,5 млрд. Но акционеры интернет-поисковика его отвергли, настаивая на сумме в $53 млрд. Возможно, эта эпопея действительно утомила Microsoft, а может, это лишь очередной тактический прием, чтобы сбить цену. Однако гендиректор Microsoft Стив Баллмер заявил, что прекращает какие бы то ни было попытки поглощения. И хотя отраслевые эксперты полагают, что приобретение Yahoo! помогло бы софтверному гиганту усилить позиции на рынке онлайновой рекламы и эффективнее противостоять доминированию на нем Google, они соглашаются с тем, что запрашиваемая цена за этот актив слишком высока.
Впрочем, на этом плохие новости для Microsoft не заканчиваются. Чистая прибыль корпорации в III финансовом квартале (завершился 31 марта) уменьшилась на 11% – до $4,39 млрд. Выручка выросла менее чем на 1% – до $14,5 млрд. На падении чистой прибыли сказался штраф в $1,4 млрд., наложенный Еврокомиссией в рамках антимонопольного расследования. Также негативный эффект оказало снижение объема продаж операционных систем и офисных программ. Поставки Windows для ПК уменьшились на 24% – до $4,03 млрд. Как считают эксперты, бум на Vista в мире прошел. Новая ОС вызывает у многих пользователей нарекания из-за высоких системных требований, а также проблем совместимости с программным и аппаратным обеспечением.
Власть и бизнес
На Honda завели дело
Honda Motor стала главным ньюсмейкером на японском рынке – налоговое бюро Японии обвинило второго по величине автопроизводителя страны в сокрытии подлежащей налогообложению прибыли в $1,3 млрд. Правительство считает, что до марта 2006 г. Honda в течение нескольких лет намеренно занижала свою прибыль, полученную в Японии, путем перевода части денег на баланс своих сборочных предприятий в Китае. Начатое расследование должно выявить точный объем нарушений правил налогообложения при так называемом трансферном ценообразовании. «Они манипулировали доходами своих подразделений в КНР, – отмечают в Global Insight. – С подобным мы сталкиваемся впервые. Японские налоговые стандарты высоки, настолько же крепка репутация Honda, поэтому происходящее стало для всех сюрпризом». На случай урегулирования налоговых претензий автокорпорация зарезервировала $740 млн.
Цепная реакция последовала незамедлительно. Разовые расходы вкупе с укреплением иены привели к тому, что прибыль Honda в IV финансовом квартале, завершившемся 31 марта, снизилась сразу на 86%. Это рекордное для компании падение за последние десять лет. При этом чистая прибыль оказалась на уровне $244 млн., хотя аналитики прогнозировали не менее $1,4 млрд. Выручка за отчетный период снизилась на 1% – до $29,4 млрд. И на будущий год представители Honda смотрят с пессимизмом, ожидая снижения прибыли на 18% и увеличения продаж всего на 1%. Причины тому – удорожание топлива и стали, а также пробуксовка североамериканского рынка, из которого японцы извлекают 70% операционной прибыли.
Рейтинги
В финансовом ауте
Американский журнал FORTUNE опубликовал рейтинг 20 самых убыточных компаний США за 2007 г. Их суммарные потери оцениваются в $106 млрд. Но если годом ранее причины зачисления в «лузеры» унифицировать было непросто, то в нынешнем списке можно четко выделить группу пострадавших от краха ипотечного рынка. Сюда вошли девять игроков, занимающихся торговлей ценными бумагами, обеспеченными ипотекой, выдачей кредитов на жилье или жилищным строительством. Рекордные убытки в размере $7,77 млрд. понес инвестбанк Merrill Lynch. Еще в октябре прошлого года ему пришлось списать $8,9 млрд. А доходов от инвестиционно-банковской деятельности и управления активами для того, чтобы выйти в плюс, банку оказалось недостаточно.
Остальные неудачники – автомобилестроители, производители электронного оборудования, а также телекоммуникационные, добывающие и фармацевтические компании – пострадали из-за усложняющейся рыночной конъюнктуры и просчетов в стратегическом планировании. Так, самой убыточной компанией признана General Motors, потерявшая более $38 млрд. из-за соперничества с японской Toyota, роста цен на нефть и падения курса доллара. Кстати, при этом она потянула вниз своего основного поставщика автокомпонентов – Delphi. (Со схожими неурядицами столкнулся и Ford Motor, из-за чего он даже решился продать два своих люксовых бренда Jaguar и Land Rover, а также поднять розничные цены на авто.) За GM по убыточности следует оператор связи Sprint Nextel. Компания использовала стандарт iDEN, оказавшийся менее удобным для пользователей, чем CDMA и GSM. В итоге 2,8 млн. клиентов компании покинули ее. Четвертое место в рейтинге занимает компания AMD, которая в 2007 г. сильно отстала в массовом производстве чипов нового поколения от своего соперника Intel.
Покупки
Сладкое станет еще слаще
Mars – один из крупнейших пищевых концернов в мире – выкупает 100% акций Wm. Wrigley Jr. Company, мирового лидера в производстве жевательной резинки. Сумма сделки достигает $23 млрд. при капитализации приобретаемой компании в $17,3 млрд. Финансировать покупку Mars будет частично собственными, частично заемными средствами. Причем инвестфонд Berkshire Hathaway, возглавляемый Уорреном Баффетом, не только предоставит покупателю субординированный кредит на $4,4 млрд., но и выкупит у акционеров Wrigley миноритарный пакет за $2,1 млрд. Речь идет о более чем 10% акций. «Я большой поклонник бизнес-модели Wrigley и люблю их продукцию», – признался финансист.
По завершению сделки Wrigley перейдет в ранг дочернего предприятия. Менеджмент компании сохранится, а Уильям Ригли-младший (потомок основателя компании) оставит за собой кресло исполнительного председателя правления.
Руководство сторон полно оптимизма. Годовые продажи консолидированной компании достигнут $27 млрд. «Mars и Wrigley объединяют не только семейный принцип руководства на протяжении нескольких поколений и глобальное расширение бизнеса, – отмечает глава Mars Пол Майклз. – У нас единый подход к бизнесу, в том числе к созданию сильных брендов».
В настоящее время Mars продает батончики Snickers, Mars, Dove, Milky Way, конфеты M&M’s, Skittles, Rondo, продукты питания Uncle Ben’s, корма для животных Royal Canin, Pedigree и Whiskas. Доля производителя на мировом рынке шоколада составляет 15%. Портфель Wrigley включает жевательные резинки Wrigley’s Spearmint, Juicy Fruit, Hubba Bubba, Orbit, Eclipse и др. А с недавнего времени компания все активнее присматривается к сектору конфет и шоколада (свидетельство тому – приобретение в 2007 г. 80% российского бренда «А. Коркунов»). Объединение позволит сторонам не только нарастить ассортимент, но и расширить географию продаж (Mars работает в 55 странах, Wrigley – в 180).
По прогнозам аналитиков, сделка спровоцирует дальнейшую консолидацию кондитерского рынка. В частности, к идее объединения могут вернуться Hershey и Cadbury Schweppes. Переговоры о слиянии двух компаний велись в 2007 г., но ни к чему не привели. Теперь проявить интерес к Cadbury могут также Kraft и Nestle, считают в Bloomberg. В любом случае объединение Mars и Wrigley втянет Cadbury в более острую борьбу за долю рынка. «Wrigley в сочетании с финансовой мощью Mars и Berkshire Hathaway – головная боль для Cadbury», – резюмируют аналитики Mirabaud Securities.