Природа назначает цену

Девелоперы географически зонируют рынок недвижимости Крыма в зависимости от состоятельности будущих покупателей.

Высокие цены и недостаток земельных участков в столице и других крупных городах Украины вынуждают девелоперов искать новые перспективные регионы для строительства. Одним из таковых в ближайшее время, по всей видимости, станет Крымский полуостров. Его уникальное месторасположение и климатические условия все больше привлекают как украинских, так и зарубежных инвесторов. Один из двигателей их интереса — надежда на то, что данный регион Украины со временем вполне может стать подобным таким курортам европейского уровня, как Коста-Брава и Лазурный берег. Повышенный интерес к главному курорту Украины связан также и с тем, что стоимость отдыха в Крыму, в частности на ЮБК, судя по всему, будет расти. По словам Сергея Тумасова, генерального директора инвестиционно-девелоперской компании Global Solutions, рост цен на отдых в Крыму будет стимулироваться удорожанием турецких и египетских курортов, в последнее время активно переориентирующихся на расчеты в евро. Это увеличивает стоимость туров в среднем на 30%. Но расти в цене будет не только гостиничный сектор недвижимости. Стоимость крымской жилой недвижимости ежегодно возрастает в среднем на 20%, и весной нынешнего года цена 1 кв. м в среднем составляла $2,5 тыс. Понятно, что столь оптимистичные инвестпрогнозы вызывают повышенный интерес.

Первые шаги в направлении развития строительства в Крыму были сделаны еще в 2004 г., и на сегодняшний день на полуострове реализуется около десятка крупных инвестиционных проектов по строительству гостиничной, торговой и жилой недвижимости, финансируемых частично украинской и российской сторонами. Дальнейшее развитие застройки полуострова, по оценкам Global Solutions, будет вестись следующим образом: восточная часть Крыма станет развиваться как зона отдыха для людей со средним уровнем достатка. Исключением могут стать Судак и Коктебель, имеющие потенциал для превращения в более дорогие курорты. Западная часть (Саки, Евпатория) превратится в зону отдыха со специализацией на оздоровительном отдыхе для людей со средним уровнем достатка. Южный берег Крыма станет курортом для людей с высоким и очень высоким уровнем достатка. На самом ЮБК сформируются две зоны: прибрежная и горная. Горная часть с видом на море наиболее благоприятна для развития фешенебельных отелей и зон отдыха, поскольку она свободна от бессистемной застройки и трущоб, широко и разнообразно представленных в прибрежной зоне. По словам С. Тумасова, в прибрежной зоне ЮБК экономически выгодно строить сетевые отели, многоэтажные жилые здания стоимостью не менее $4 тыс. за 1 кв. м. Что касается горной зоны, то здесь целесообразно возводить элитную недвижимость: виллы в городках закрытого типа (стоимость виллы площадью 300-350 кв. м — $2-3 млн.), а также фешенебельные отельные комплексы с богатой инфраструктурой. Руководствуясь данными соображениями, Global Solutions уже приступила к реализации трех проектов на ЮБК. Общая сумма инвестиций, требуемых для постройки объектов, составляет примерно $140 млн. По словам руководителя, эти вложения могут окупиться в среднем через шесть лет.

Несмотря на радужные перспективы, девелоперы опасаются, что реализация планов во многом будет зависеть от развития законодательной базы, регулирующей вопросы защиты прав инвесторов, и начала мероприятий по развитию инфраструктуры Крыма.

С чего нужно начинать

Факторы, ограничивающие развитие Крыма:

  • отсутствие единого плана развития (генерального плана);
  • отсутствие качественных дорог и инфраструктуры;
  • плохое водоснабжение;
  • ветхое состояние коммуникационных сетей (канализации, очистных сооружений);
  • низкий уровень обслуживания;
  • плохой доступ к морю;
  • хаотичная застройка.

Мероприятия, необходимые для начала развития:

  • правительственная поддержка;
  • разработка генерального плана развития (застройки);
  • принятие законов, позволяющих реализовать генплан (регулирующих процедуры выкупа, компенсации и обеспечивающих поддержку инвесторов, льготы, др.);
  • строительство дорог и инфраструктуры, коммуникационных сетей;
  • развитие аэропортов.

Залишити відповідь