Аттракцион в PinchukArtCentre
Трогательная душа японки Марико Мори похожа на маленькую свечу, горящую за стеклом крепкого фонаря. Тонкие переживания о разобщенности людей на планете сожительствуют с волей, способной заставить сотню человек в течение пяти недель заниматься монтажом этих переживаний в арт-владениях Виктора Пинчука.
Очередная и ожидаемо эффектная выставка в PinchukArtCentre называется Oneness («Единение»). Ее автор, Марико Мори, очень известная в арт-мире художница, живет в Нью-Йорке. Как и положено всякому современному художнику, Мори создает фотографии, скульптуры и высокотехнологичные интерактивные инсталляции, часто напоминающие космические объекты. Многие из этих инсталляций должны сопровождаться инструкциями по пользованию, но из прессы все уже и так знают, что кристалл Tom Na H-iu связан с нейтринной обсерваторией в Японии, объект Wave UFO превращает ваши мысли в анимацию, а если обнять метрового инопланетянина из группы Oneness, у него загораются глаза и начинает биться сердце.
Творчество Мори состоит из простых идей и чувств, описать которые можно несколькими предложениями. Мир разобщен, людям не хватает тепла, новое время не за горами. Великолепная техническая реализация требует такого же отношения. Душе развернуться особо негде, но интеллект приятно щекочет.
Аттракцион!
Хотите покататься? Выставка Oneness открыта в Киеве в PinchukArtCentre до 15 июня.
Придется трогать руками
В темных залах Центра современного искусства при НАУКМА демонстрировали новое искусство – цифровой арт. Пока что этим искусством не занялись серьезные арт-дилеры, и коллекционеры не распахнули перед ним кожаные двери своих кошельков. Сейчас это скорее игрушка для увлеченных программистов и дизайнеров. Но, как мы помним из детства, если играть слишком громко, игрушки отбирают.
Предчувствуя будущий отъем, скажем о главных особенностях нового искусства. Прежде всего это интерактивность, о которой так много сейчас говорят. Зрителя выцарапывают из его привычной и уютной ракушки. Чтобы искусство состоялось здесь и сейчас, от посетителя требуются действия. Нажать на несколько кнопок, ударить в барабан, кликнуть мышкой, спеть и т. п. Это значит, что посетитель такой цифровой выставки уже не сможет отделаться бокалом шампанского и умным выражением лица. Бокал придется отставить и что-то сделать своими руками, голосовыми связками… Можно ли подобные объекты назвать искусством, пока неясно. Но это немного бодрит обычно скучающую публику.
Такой и была выставка, проходившая с 17 апреля по 11 мая. Она называлась «Цифровые ощущения: когда технологии становятся искусством». Над ее созданием поработали «Медиа Арт Лаборатория» (Киев) и австрийский фестиваль Ars Electronica – ежегодное собрание компьютерных аниматоров, программистов, знатоков искусства и высоких технологий. Арт-спонсором стала компания Hewlett-Packard, на тот момент отмечавшая свое десятилетие.
В Киеве показали восемь работ художников из Австрии, Франции, Англии, Сербии, Японии и США. В основном это компьютерные, интерактивные инсталляции. «Сейчас в моде японский подход, – рассказывает Паскаль Марещ, художник, член команды фестиваля Ars Electronica. – Японцы делают инсталляции, глядя на которые, сразу не поймешь, что в них каким-то образом задействован компьютер. Их работы интерактивны и очень поэтичны».