Театральный мэтр Петр Фоменко считает, что художнику лучше относиться к себе с иронией, иначе он рискует превратиться в индюка.
Об этом режиссере говорят, что он может поставить хороший спектакль по телефонной книге. И не потому, что там есть имя, фамилия, отчество, адрес, а потому, что там живые люди – здоровые, больные, влюбленные, счастливые, огорченные, самоубийцы и возвращенные к жизни, дети, взрослые, старики… А это – его материал, он знает жизнь. Его не все понимают, но это мало заботит мастера, у которого на всех спектаклях всегда аншлаги. Друзья говорят, что, как к любому человеку, к нему надо привыкнуть, его нужно понимать с полуслова, тогда легче смириться с его непредсказуемостью во всем. А вообще-то Фоменко не обсуждается, он уже театральная легенда. Сам руководитель театральной «Мастерской Петра Фоменко» говорит, что давно нашел ряд важных для него жизненных и философских ориентиров.
Истина. Я всегда сомневающийся человек, поэтому не могу однозначно воспринимать как похвалу, так и недобрые слова. Всегда, когда выходят похвальные или, наоборот, разгромные статьи, я говорю своим ученикам: «Не верьте ни успеху, ни неудаче, потому что истина будет всегда где-то посередине». И вообще художнику лучше относиться к себе с иронией, иначе он рискует превратиться в индюка.
Профессия. Режиссуре научиться нельзя, можно только приумножить и сохранить природные качества, имеющиеся в человеке, и оснастить их арсеналом, который в жизни все время должен меняться – обогащаться или корректироваться. Спектакли – это наша продукция, работа души, а душу, как и совесть, потрогать нельзя. Какое счастье, что это метафизические, а не материальные понятия. Меня ведет не какая-то концепция и желание поставить так, как раньше еще не было. К тому же нельзя поставить так, как было, потому что артисты другие, время другое. Постоянно надо меняться, как вода.
Успех. Провал иногда бывает дороже, полезнее и важнее успеха не просто как тест на выживание, а как ощущение себя в состоянии если не трагедии, то драмы. Успех, безусловно, дело полезное, но провал может быть полезным вдвойне, потому что страдание иногда обогащает. По-моему, процесс всегда дает больше, чем результат, даже успешный. Успешность зависит от того, как сами артисты «выращивают» свою работу, профессию и роли и до какой степени им удается играть не столько роль, сколько спектакль.
Философия. Чтение для меня очень интимный процесс, поэтому читаю медленно и мало. Часто читаю некоторые старые английские пьесы. Например, перечитываю через 40 лет драму Роберта Болта «Человек на все времена». Там речь идет о том, что червь рационализма поразил всю нашу жизнь, которая целиком посвящена нашему «я», а мы сами беспомощно скользим по мутным водам бытия. А ведь пьеса-то о Томасе Море, очень сильном человеке, однако и он не устоял. Это моя любимая пьеса, но я ее вряд ли поставлю.
Талант. Гений проявляется в самоограничении, он безразличен к современному успеху, его преданность собственным идеалам безразлична к их популярности в настоящее время. Предмет удовольствия таланта – мастерство исполнения, он озабочен своим успехом и рыночной стоимостью, стремится следовать моде. Но это не всегда бывает плохо. Ценить таланты надо тоже, так как настоящие гении бесценны и встречаются крайне редко.
Волшебник своего театра Петр Фоменко, театральный режиссер, 75 лет.
Родился в Москве, получил педагогическое, музыкальное и режиссерское образование. Работал в разных театрах Москвы и Ленинграда; с начала 1980-х преподает в ГИТИСе. В 1993 г. из выпускников своего курса сформировал труппу «Мастерская Петра Фоменко», которая в последние годы считается одной из ведущих в России. Лауреат многочисленных профессиональных премий, в том числе нескольких «Золотых масок» за «Лучший спектакль театра драмы большой формы», «Лучшую режиссуру театру драмы». Поставил более 60 спектаклей.