B фокусе

«Пассажиры, для которых удобство, сервис и качество имеют более высокий приоритет, чем цена, останутся с классическими перевозчиками»
Юрий Мирошников, президент МАУ, комментирует стремление министра транспорта и связи привлечь в Украину несколько low-cost-авиаперевозчиков.


Каналы коммуникации


Газеты и журналы проигрывают телевидению
Kids Market Consulting обнародовала весенние результаты исследовательского проекта Kids Omnibus, в котором анализируются изменения в стиле жизни современных детей. Так, главным трендом, который выявили аналитики, стало то, что юная аудитория становится все более мобильной и меньше уделяет внимания чтению.


Данный проект позволяет заинтересованным организациям включать в общий список собственные блоки вопросов. На этот раз эту возможность использовали компании-производители детскиих товаров и услуг «Nestle Украина», «Сандора», «Вес и Д», «Медиа Сервис Завада Украина» и др.


В результате исследования оказалось, что современные дети предпочитают получать информацию обо всем новом, в том числе о продуктах, услугах и акциях, из рекламы по телевизору. За этот медийный канал высказались 84% опрошенных детей. От друзей и одноклассников получать подобную информацию предпочитают около 29%, а из газет и журналов – только 7,4%. Любят читать на данный момент всего 40,6% детей, и этот показатель постоянно снижается.


Еще одним немаловажным выводом для компаний, чья продукция и услуги предназначены для детской аудитории, стало то, что целевая аудитория все больше пользуется мобильными телефонами. На данный момент таким средством коммуникации обладают около 50% детей. Кроме того, у половины респондентов в их комнате есть телевизор. Что касается любимых героев, то впервые на лидирующие позиции поднялись персонажи мультсериала «Симпсоны», тогда как Шрек отошел на второй план.


Резервы


Аптеки не видят конкурентного преимущества
СтолиЧным сетям аптек не хватает эффективной системы корпоративных стандартов обслуживания покупателей. К такому выводу пришла консалтинговая компания «Розница-UA» после проведения независимого исследования. Пользуясь методом «таинственного покупателя» аналитики собрали информацию о работе 15 киевских сетей, которые для объективности были выбраны случайным образом.


Вывод, к которому пришли исследователи, не утешителен: уровень обслуживания в аптечных сетях Киева является в целом неудовлетворительным и имеет огромные резервы роста. Оказалось, что аптеки внутри одной сети очень разные по уровню обслуживания. Это, в свою очередь, приводит к тому, что средства, вкладываемые компаниями в брендинг, зачастую потрачены напрасно. Как отмечают специалисты компании, те субъекты столичного рынка аптек, которые сумеют поднять уровень обслуживания на должную высоту, получат важное конкурентное преимущество.


В сложившейся ситуации, по мнению аналитиков «Розница-UA», сетям нужно как минимум внедрить эффективную систему контроля за выполнением фронт-персоналом корпоративных стандартов обслуживания. А как максимум – постоянно работать над повышением квалификации менеджеров и вводить программы материального стимулирования персонала, ориентиром для которого будет выполнение корпоративных стандартов обслуживания.


Медиаактивность


Банки предпочитают респектабельные издания
Самыми освещаемыми в СМИ банковскими услугами, по данным «КомИнформ», являются ипотека и депозиты, много внимания уделяется инвестиционно-банковскому бизнесу. К таким выводам компания пришла, исследуя информационную активность финансовых учреждений в I квартале 2008 г. Анализировались прежде всего печатные СМИ, информационные агентства и интернет-издания.


В целом информации о банках за эти четыре месяца 2008 г. в СМИ стало больше. При этом эксперты отмечают, что внимание к финансовым учреждениям в ближайшее время будет только возрастать. А пока чаще всего встречались материалы с участием «Укрсоцбанка» (12,49% от общего количества упоминаний), Ощадбанка (12,26%) и ПриватБанка (8,33%).


Кроме того, в ходе исследования выяснилось, что наибольшее предпочтение финансовые учреждения отдают специализированным интернет-СМИ. Печатные средства массовой информации чаще всего писали о «Альфа-Банке», ОTP Bank и Ощадбанке. Стоит отметить, что последнего игрока финансового рынка больше других балует вниманием региональная пресса (что объясняется широтой его сети). В то же время исследовательский срез говорит о том, что в основном банки охотнее предоставляют информацию респектабельным деловым СМИ. На втором месте – влиятельные общественно-политические издания, а на третьем – многотиражные таблоиды.


Чаще всего информация о банках и их деятельности выходит в формате новостей, чуть реже – в обзорных публикациях. Что касается активности топ-менеджмента исследуемых организаций, то наиболее активно комментирует различные вопросы руководство Ощадбанка, ПриватБанка и «Укрсоцбанка».


Экспансия


Украинцев оденут по испанской моде
Стремительный рост национального рынка одежного ритейла, увеличение покупательской способности населения и активное строительство торговых центров способствовало тому, что мировые модные бренды стали активнее выходить на Украину. Свежий пример – испанский модный дом Zara (принадлежит группе Inditex), который в мае открыл свой первый в нашей стране магазин. Сроком на 20 лет компания арендовала в центре Крещатика трехэтажное здание площадью 1 тыс. кв. м, где теперь представлены женская, мужская и детская коллекции одежды. Объем инвестиций в украинский проект и срок их окупаемости не называются. Неизвестной остается и стратегия Zara по освоению национального рынка (представители компании лишь сообщили, что работа с франчайзи и проведение рекламных акций в Украине в их планы не входят). Однако очевидно, что на достигнутом компания останавливаться не намерена. Во-первых, в последнее время для Inditex открывать минимум по одному магазину в день – норма. Во-вторых, страны Центральной и Восточной Европы сегодня являются приоритетными для наращивания продаж. В-третьих, Inditex крепко стоит на ногах в финансовом плане: за 2007 г. ее оборот достиг 9,4 млрд. евро (+15%), чистая прибыль – 1,3 млрд. евро (+25%).


Киевский магазин стал 3836-м в активе испанской группы, а Украина – 70-й страной, где представлены ее бренды. В успехе Zara на нашем рынке не сомневаются: ее уже давно окрестили самым агрессивным игроком отрасли. Ежегодно компания создает до 10 тыс. моделей одежды средней ценовой категории. На выпуск новой коллекции у испанских дизайнеров уходит около двух недель, у конкурентов – до полугода. Это возможно благодаря тому, что 60% производства сосредоточено внутри компании. Ассортимент бутиков обновляется дважды в неделю. Важным фактором успеха является и то, что главный конкурент Zara – шведский H&M – в Украине пока не представлен.


Вопрос номера
Один из производителей пива в США стал спонсором блога, посвященного пиву вообще. Теперь на нем регулярно появляются достоверные сообщения о главном конкуренте спонсора, причем они содержат такие сведения, о которых сама компания предпочитает умалчивать.


Что можно противопоставить подобному неконтролируемому информированию о своей деятельности?


Интернет – активная среда, генерирующая положительный, отрицательный или нейтральный потоки информации. Соответственно одни создают, другие – критикуют, третьи за всем этим наблюдают. Противостоять нет смысла. Основное, что должны понимать участники рынка – вы не можете тотально контролировать этот информационный поток, но можете в нем присутствовать и изнутри влиять на течение.
Алевтина Помазанко, руководитель отдела по работе с клиентами on-line  агентства Mouse Internet Media


Противопоставлять, значит, оправдываться и защищаться. Эффективная стратегия в данном случае – получать информацию и использовать ее. Данная компания должна молиться своим пивным богам за то, что она получила бесценный источник информации о том, что находится в головах у их существующих и потенциальных потребителей.
Виталий Глухов, начальник отдела маркетинга ГК «Новые продукты»


Любой ответ на компрометирующую информацию породит мириады буковок от сотен бездельников, для которых писанина в блоге – единственный способ самоутвердиться. Поэтому игнорировать неконтролируемую информацию – значит, говорить, что мы выше всей этой болтовни и оправдываться нам нечего. И еще, игнорировать – значит, не давать информационной буре разрастаться. Она сама потихоньку успокоится.
Александр Катков, агент влияния 2buy.ua


 


Макроэкономика


Конкурентоспособность Украины снова оценена
73-е место из 131 заняла наша страна в рейтинге «Индекса Глобальной Конкурентоспособности», составленном фондом «Эффективное Управление». В проекте используется методология Всемирного экономического форума, а проводится он как на национальном, так и на региональном уровнях.


Общий балл нашей страны (3,98) оставил ее позади стран ЕС, общий балл которых равен 5,06. При этом из стран СНГ отстаем мы только от России, Казахстана и Узбекистана. Обеспокоенность аналитиков фонда вызывает тот факт, что вот уже 10 лет, как не было зарегистрировано улучшений рейтинговых позиций Украины (а в рейтинге страна участвует с 1997 г.).
Среди слабых мест конкурентоспособности Украины в отчете выделены недостаточное развитие частных организаций и низкие стандарты корпоративного управления. Именно эти факторы подрывают доверие инвесторов и тормозят рынок ценных бумаг. Развития также требуют отечественные транспортная, энергетическая и телекоммуникационные инфраструктуры (77-е место рейтинга). По мнению представителей фонда, это не дает возможности государству в полной мере реализовать свой транзитный потенциал и использовать благоприятное географическое положение.


Относительно высокую оценку в рейтинге получил украинский рынок труда. Главным его преимуществом стали эффективное использование квалифицированных кадров, тесная связь оплаты труда и ее продуктивности, а также высокий уровень занятости среди женщин (эти проблемы актуальны для многих стран Европы). Однако в отчете объективно отметили такие процессы на рынке труда, как отток умов, «кумовство» и фаворитизм в процессе трудоустройства на руководящие посты.


Еще одной сферой, где страна может достойно конкурировать, стали инновации. Но здесь процесс развития тормозится неуверенно функционирующей системой охраны интеллектуальной собственности. 







Перспективы


Нацбанк прогнозирует замедление темпов инфляции
Глава НБУ Владимир Стельмах не только вступил в конфликт с советом банка по поводу снижения официального курса доллара, но и заявил о замедлении темпов инфляции до конца нынешнего года. «В марте было наибольшее повышение инфляции. Потом должно быть менее 3%». Как предположил главный банкир страны, заявления премьер-министра о том, что правительство справится с инфляцией в течение шести месяцев, имеют веские основания. «Через шесть месяцев это будет ощутимо. Хотя понятно, что мы не выйдем на параметры, которые предусматривались в прогнозе правительства на 2008 г. (9,8%)». По мнению г-на Стельмаха, по итогам года инфляция будет не ниже 16%.


Сырьевой рынок может быть «перекормлен»
Рост инвестиций в сырьевой сектор за последний год привел к созданию «пузыря», который может лопнуть к концу текущего года, считают эксперты Lehman Brothers.
В ситуации с инвестициями в сырьевые рынки, которые достигли $235 млрд. к середине апреля по сравнению с $70 млрд. в начале 2006 г., наблюдаются многие важные составляющие классического «пузыря». Рынки могут столкнуться с резкой коррекцией.
Инвесторы активно увеличивают вложения в сырьевые товары, хеджируя инфляционные риски в условиях ослабления стоимости доллара относительно евро и других мировых валют. Но цены на сырьевые товары могут начать падать к концу года, как только прояснится реальное состояние баланса запасов и спроса.


Авиарынок опять подлетает к проблемам
Авиаперевозчики могут потерять до $40 млрд. вследствие недостаточного спроса на их услуги и повышения цен на топливо, сообщает агентство Bloomberg. Аналитики отмечают, что эти потери могут превысить рекордный дефицит 2001 г. в $12 млрд., когда в результате терактов 11 сентября произошло тотальное падение спроса на авиаперелеты.
Отмечается также, что предложение на рынке региональных авиаперевозок слишком велико. Здесь необходима коррекция, однако она не может быть проведена в одночасье и без потерь. Низкобюджетные перевозчики, такие как Southwes и Ryanair, уже заявили о том, что они перестанут использовать часть своего авиапарка в расчете на циклическое снижение спроса. British Airways объявила, что она может понизить объем перевозок этой зимой, предвидя существенные трудности. American Airlines сообщила, что из-за растущих цен на топливо ей придется снизить число рейсов, сократить тысячи рабочих мест.
На этом фоне оптимизм отечественного Минтранса, активно зазывающего в Украину новых авиаперевозчиков, вызывает удивление.


Цены на нефть вышли из-под контроля
ОПЕК считает, что цены на нефть вышли из-под контроля, и призывает аналитиков инвестбанков воздержаться от прогнозов. С начала текущего года фьючерсы на нефть подорожали на 40%, а с начала мая – на 19%. «Мы больше не отвечаем за ситуацию, – сказал Bloomberg председатель ливийской Национальной нефтяной корпорации. – ОПЕК производит столько нефти, сколько нужно рынку, причины роста цен – спекуляции, геополитика и падение доллара». По его мнению, цена за баррель действительно может достичь $200. Но «$200 за баррель – это нелогично, даже $135 нелогично, мы становимся свидетелями нелогичного рынка», – резюмирует он.
В росте цен на нефть представители ОПЕК обвиняют инвестбанки и их прогнозы: «Рынок восприимчив к прогнозам, и инвесторы играют на повышение, закладывая в цену эти цифры».

Залишити відповідь