Куда уйдут 90 тонн драгметаллов

Ожидается, что суммарный объем переработки драгметаллов в стране в 2008 г. возрастет с 70 до 90 т.


Пятнадцатая международная выставка «Ювелир экспо Украина 2008», проходившая с 15 по 18 мая в Киеве, продемонстрировала основные направления развития ювелирного рынка. Во-первых, его объем в минувшем году увеличился примерно на 30% по сравнению с 2006 г. Всего в стране в розничных ценах было продано ювелирных изделий примерно на $0,9 млрд. При этом отечественные ювелиры изготовили около 20 млн. единиц изделий из драгметаллов, что в денежном выражении составило около 70% рынка. Оставшуюся часть составляет ежегодно возрастающий в среднем на 100% импорт ювелирных изделий. Основными странами-экспортерами являются Россия, Италия и Турция.


Дорогой прирост
Косвенно факт увеличения объема ювелирного рынка подтверждает и рост площади, занимаемой выставкой. Так, по данным организатора, АО «Киевская международная контрактная ярмарка», площадь выставки за год увеличилась на 30%, а количество участников на 25%. Рост объемов производства своей продукции подтверждают и сами ювелиры. По словам финансового директора краматорской ювелирной фабрики «Укрзолото» Раисы Антоненко, данное предприятие в минувшем году увеличило производство на 30-40%. Еще больше выросли объемы производства киевской ювелирной фабрики «Максалина». Начиная с 2006 г. на фоне скачков стоимости золота предприятие вложило свободные средства в закупку сырья, в результате чего в 2007 г. увеличило объем производства на 70%. Теперь оно перерабатывает около 50 кг драгметаллов в месяц.



Стабильные темпы роста данного сегмента экономики привлекают все больше компаний, но увеличение операторов в основном происходит за счет появления небольших ювелирных мастерских, специализирующихся преимущественно на производстве эксклюзивных изделий и не делающих погоду на рынке. В минувшем году в Украине работало примерно 1000 фирм, занимающихся производством украшений и предметов роскоши из золота, серебра и платины. Однако около 50% ювелирных изделий было изготовлено десятком крупнейших компаний. Список лидеров данного рынка вот уже несколько лет остается неизменным. Среди них такие предприятия, как киевский, одесский, винницкий, харьковский и львовский ювелирные заводы, краматорская ювелирная фабрика «Укрзолото», киевская ювелирная фабрика «Максалина», донецкий ювелирный завод «Багет».



Спрос на вес золота
Прошлогодние тенденции, по мнению специалистов, сохранятся и в нынешнем году. По прогнозам, ювелирный рынок в 2008 г. вырастет примерно на 30%. При этом самым популярным металлом, из которого изготавливаются ювелирные изделия в Украине, останется золото. Выбирая между качественной бижутерией, которая лишь на 30-50% дешевле изделий из золота, украинский потребитель предпочитает драгметалл. Это отличает отечественный ювелирный рынок от рынков европейских стран, где в количественном выражении «золотая» часть составляет 40%, 55% приходится на серебро и 5% – на другие драгметаллы. Украинские ювелиры в угоду вкусам отечественных покупателей используют в основном золото, на долю которого приходится около 60% от объема переработки драгметаллов в стране. Причем многие стараются сохранять традиции. Например, по словам директора торгового дома донецкого ювелирного завода «Багет» Елены Лебедевой, их предприятие предпочитает выпускать ювелирные изделия привычного желтого цвета.



Сохраняя приверженность золоту, спрос все-таки претерпевает некоторые изменения. Так, по утверждению менеджеров компании «Максалина», потребитель уже воспринимает изделия из драгметаллов не как средство вложения капитала, а скорее как украшения. В результате все большей популярностью пользуются изделия нестандартных форм: на смену привычным веточкам и цветочкам приходят геометрические рисунки и силуэты животных. В связи с этим все большее значение приобретает дизайн. «В настоящее время на фоне усиления конкуренции на ювелирном рынке на первый план выходят дизайнерские разработки. Мы стремимся ежемесячно выпускать новые коллекции, и в текущем году у нас появится много изделий с совершенно новой концепцией, так сказать со своей фишкой, – поделилась планами Раиса Антоненко. Понимание того, что именно индивидуальный стиль может выделить продукцию среди изделий конкурентов, приводит к тому, что практически все производители обзавелись собственными дизайнерами и регулярно выпускают новые коллекции. Скажем, компания «Максалина» каждый месяц запускает новые тематические коллекции (например, «Греция»), а это около 30 изделий.



Мал золотник, да дорог
Разнообразие форм практически не отражается на весе изделий. По-прежнему средний вес одного изделия составляет два-четыре грамма, а объем достигается за счет «раздувания». Причина – постоянное подорожание сырья. В прошлом году золотые изделия подорожали в среднем на 25%. Скачок цен участники выставки объясняют общемировыми тенденциями роста цен на драгметаллы. Например, в начале минувшего года тройская унция золота (31,1 грамм) на мировом рынке стоила около $690, а в конце – уже примерно $860. Правда, весной нынешнего года подорожание золота остановилось, и грамм золотых изделий по-прежнему стоит в среднем 170 грн. Однако, по мнению специалистов, это продлится недолго, уже к концу 2008 г. прогнозируется рост стоимости одной унции золота до $1 тыс. и выше. Стоимость ювелирных изделий в этом году, скорее всего, также возрастет в среднем на 20%, и один грамм золота в ювелирных изделиях будет стоить примерно 200 грн.


Подорожание драгметаллов снижает конкурентоспособность отечественных предприятий перед импортными изделиями. Так, турецкие мастера закупают золото по цене $5-6 за грамм, а стоимость работы ювелира в среднем не превышает $0,8. Тогда как отечественные производители вынуждены покупать золото по $12-15 за грамм и оценивают свою работу дороже. Поэтому, чтобы сохранить объемы производства, украинским ювелирам придется либо идти на уменьшение рентабельности, либо разрабатывать новые, более дешевые сплавы на основе золота. Именно по такому пути пошла фабрика «Оскар» из Лисичанска. «Наши химики-технологи в 2006 г. разработали новый сплав, имеющий 375-ю пробу, а по качеству и цвету ничем не уступающий 585-й», – объясняет директор фабрики Роман Маевский. В результате «Оскар» предлагает золотые изделия по цене 135 грн. за грамм и, по словам руководителя, эта цена не будет меняться. В результате повышенного спроса на изделия 375-й пробы фабрика ежегодно увеличивает объем производства в два раза. Несмотря на то что изделия низкой пробы многие специалисты причисляют к категории бижутерии, именно цена в будущем может стать основным конкурентным преимуществом изделий с низким содержанием драгметаллов. 

Залишити відповідь