Достигнув высоких результатов в производстве автобусов, корпорация «Богдан» планирует не менее успешное развитие и в производстве легковых автомобилей.
В прошлом году компания произвела около 53 тыс. легковых автомобилей в основном методом крупноузловой сборки. Это модели таких брендов, как Lada, Hyundai и KIA. Кардинально ускорить развитие компании как производителя призвано новое предприятие в Черкассах. Это первый в Украине за последние 50 лет автомобильный завод, построенный с нуля на деньги частного инвестора. Уже в июне на производство по полному циклу будет поставлен внедорожник Hyundai Tucson. О перспективах развития завода и отрасли машиностроения в целом «&» говорил с президентом корпорации «Богдан» Олегом Свинарчуком.
Каким образом вы привлекали инвестиции для строительства нового завода в Черкассах?
Часть денег, вложенных в предприятие, – реинвестированная прибыль компании. Кроме того, нам существенно помогли международные банки. Мы получили доступ к так называемой гермесовской линии Германии, которую организовал банк HVB. Также привлекался целый ряд других инвесторов в основном из Германии. Это синдикаты – в кредитовании нашей компании участвовали целые банковские пулы. Бизнес, которым мы занимаемся, достаточно масштабный, и привлекаемые нами объемы денег (обычно это более $100 млн.), как правило, выдать одному банку не под силу. Параллельно с привлечением кредитных денег мы выпустили облигации Луцкого автомобильного завода.
За счет чего вам удалось обеспечить лояльное отношение к себе со стороны международных структур?
Мы в автомобильном бизнесе уже более 16 лет? и, к счастью, у нас за это время сложилась хорошая репутация. В практике предприятия нет ни одного просроченного кредитного договора. Кроме того, «Богдан» и целый ряд предприятий, входящих в состав компании, являются лидерами рынка. Мы одна из самых быстрорастущих украинских компаний. 8% акций Луцкого автомобильного завода нами было реализовано на западных биржах, акции компании торгуются на ПФТС. Поэтому устойчивый рост стоимости акций, динамика роста прибыли, прозрачность ведения бизнеса (уже более трех лет мы проводим международный аудит) позволяют нам привлекать достойные средства и не только для строительства Черкасского автомобильного завода. К концу года планируем закончить полную реконструкцию луцкого предприятия, где будет сосредоточено производство автобусов и троллейбусов. Обновленный завод сможет выпускать 6 тыс. единиц техники в год. Еще мы намерены открыть предприятие по производству грузовиков в Черкассах. Такая динамика развития позволяет нам находить поддержку, в том числе и финансовую, среди самых разных структур и инвесторов.
Какова общая сумма инвестиций в новый завод в Черкассах?
Назвать точную сумму пока сложно, поскольку мы не останавливаем процесс инвестирования. Ведь любой бизнес – это, как езда на велосипеде, – постоянно нужно крутить педали. На сегодняшний день черкасский завод развивается и расширяется. Сейчас мы работаем над проектом логистического центра, который станет также составной частью предприятия, а в перспективе и целым индустриальным парком в Черкассах. На территорию этого парка мы планируем привлекать и поставщиков комплектующих и другие компании. Поэтому инвестиции в завод без индустриального парка, вложенные на сегодняшний день, превысили $330 млн. C индустриальным парком общая сумма составит более $400 млн. Около половины из этих инвестиций – наши собственные деньги.
Как вы оцениваете перспективы данного проекта?
Безусловно, очень оптимистично. Тенденции, наблюдаемые нами на рынке, свидетельствуют о его быстром росте. Если говорить о количестве автомобилей на единицу населения, то Украина еще очень сильно отстает от Европы и даже России. Их на душу населения у нас в три раза меньше, чем в странах Западной Европы. Исходя из роста валового национального продукта, дохода населения, мы прогнозируем, что люди будут продолжать очень активно расходовать деньги на средства передвижения. Поэтому продукция, которую начнет выпускать завод, будет востребована.
Судя по всему, сегодня вы ориентируетесь исключительно на внутренний рынок?
Если говорить о планах на 2008-2009 гг., то мы действительно пока ориентируемся только на украинский рынок. Не исключено, что когда поставщики комплектующих убедятся в надежности нашего продукта, в том, что он действительно качественный и соответствует лучшим мировым аналогам, нам будет дано право экспортировать автомобили и в другие страны. В этом направлении мы уже имеем определенный опыт, которым горды. Я имею в виду производство автобусов, направление, в котором работаем намного дольше, чем в производстве машин. Уже более десяти лет мы выпускаем автобусы, и сейчас «Богдан» является самым большим их производителем в Украине. Около половины наших объемов экспортируем на другие рынки. И если говорить вообще об украинском балансе автобусного рынка, то еще в конце 1990 – начале 2000-х, около 90% автобусов Украина импортировала, и лишь 10% – производились здесь. Сейчас же цифры по экспорту-импорту стали диаметрально противоположными. К сожалению, на рынке обращается еще большое количество б/у техники, и то, о чем я говорю, касается лишь новых автобусов. Но даже такие результаты говорят о том, что нам удалось поменять весь ландшафт рынка. Я хочу верить, что через определенное количество лет нам удастся добиться подобного и с легковыми автомобилями, и мы будем их активно экспортировать в другие страны.
Насколько я понимаю, в первую очередь для вас интересен экспорт в Россию?
Да, действительно, российский рынок в этом вопросе для нас является приоритетным. Более того, мы планируем организовать там собственное производство как автобусов, так и легковых автомобилей. Сейчас активно работаем над этим вопросом, ведем переговоры. Начинать в любом случае будем с автобусов «Богдан», поскольку уже сегодня не успеваем за тем спросом, который имеем на российском рынке. У нас заказов в два раза больше, чем мы можем произвести: на наших мощностях возможно производство 4,5 тыс. автобусов в год. К концу нынешнего года будут стоять мощности, позволяющие производить до 10 тыс. автобусов, за счет которых нам и удастся увеличить экспорт.
Как отразится на вашем бизнесе вступление Украины в ВТО?
Если говорить в общем, то, безусловно, открытие рынка – это хорошо. Но такие высокотехнологичные отрасли, как судостроение, авиастроение, не говоря уже о машиностроении, надо поддерживать на государственном уровне. Например, в странах Северной Америки, Японии, Корее и новых «тиграх» – Китае, Индии всегда были и есть программы защиты собственной промышленности, несмотря на членство в ВТО. Это и позволяет им активно развиваться. За последние десять лет среди новых брендов появились только китайские, корейские, индийские, потому что там все это время действовал запрет на импорт или огромные пошлины 200-300%. Но, возвращаясь к нашей ситуации, с точки зрения нормальной логики, открытый рынок – это хорошо. Украинскому правительству, безусловно, надо обратить внимание на машиностроение, особенно в ситуации, когда этот рынок – чуть ли не единственное, что у нас есть. Если в Польше после вступления в ВТО произошло снижение производства автомобилей (оно автоматически заменилось импортом б/у техники), то в этой стране европейские деньги позволили развивать другие отрасли, получившие льготы, гранты и т. п. Если мы проанализируем ситуацию в других странах, то во многих из них существуют специальные программы поддержки отраслей и даже бюджетное финансирование. Мы же, открыв рынок, ничего взамен не дали. Поэтому однозначно сказать, какие будут последствия, на сегодняшний день я не могу. У нас вообще парадоксальная ситуация. Создав тысячи рабочих мест, завезя оборудование, не производящееся нигде в Украине, лежащее на складе и не дающее заработка, мы вынуждены уже заплатить пошлину и НДС. Поэтому исходя из этой логики, которой нет нигде в мире, нам сложно комментировать к чему приведет вступление в ВТО. К сожалению, если говорить о темпах развития, то в 1986-1988 гг. мы стартовали приблизительно с одинаковых позиций даже с Китаем, когда был легализован частный бизнес и появились первые тенденции к предпринимательству. Однако уровень, достигнутый нами, очень сильно отличается от уровня Китая.
Каковы ваши дальнейшие планы по развитию производства легковых автомобилей в Украине?
У нас уже подписаны лицензионные соглашения с АвтоВАЗ и Hyundai о производстве автомобилей Lada 2110 и Lada 2111, Huyundai Tucson, Hyundai Elantra и Hyundai Accent. Эти модели станут для нас базовыми и будут производиться, повторю, по полному циклу: мы получаем только штамповку, а варим, красим, собираем уже сами. Параллельно также работаем над локализацией производства, планируем пройти все этапы и по максимуму локализовать все узлы и агрегаты для того, чтобы получить еще и определенную логистическую целесообразность. Чтобы не перевозить массу железа в Украину, хотели бы разместить заказы где-то внутри страны. Наши мощности позволяют производить 120-150 тыс. легковых автомобилей в год, и мы планируем выйти на этот объем уже к 2009-2010 гг.