Серый импорт в малых дозах полезен рынку, так как не позволяет официальным поставщикам «бронзоветь».
Серый импорт – это поставки продукции по каналам, не согласованным с производителем. Его еще часто называют «параллельный импорт». Явление это характерно для многих рынков.
Почему возникает желание приобретать товар не у официального представителя? Причин тому может быть несколько:
- доступность моделей – производитель исходя из своих соображений может просто не поставлять в конкретную страну отдельные модели;
- сроки выхода – как правило, новинки сначала поступают в продажу в США и на некоторые другие рынки, иные же страны часто снабжаются по остаточному принципу;
- конфликт в канале, примером которого может быть непонимание региональными офисами самого производителя относительно того, кто имеет право работать в той или иной стране;
- цена – на отдельных рынках товар стоит настолько дешево, что, учитывая стоимость доставки и таможенное оформление, цена остается конкурентной.
Часто ставится знак равенства между понятиями «серая поставка» и «нарушение законодательства» (таможенного, налогового). Но это неверно хотя бы потому, что официальные поставщики не упускают малейшей возможности оптимизировать свои затраты. Другое дело, что им гораздо сложнее использовать особо хитроумные схемы. Поэтому на практике серые поставки часто сопряжены со всяческими налоговыми и таможенными упрощениями.
В ряде стран созданы национальные ассоциации параллельных импортеров. Они не только отстаивают свое право на свободу торговли, но и берут на себя обязанности бороться за права потребителей, обращающихся к серым каналам, прежде всего за предоставление полноценного гарантийного обслуживания.
На украинском авторынке говорить о гарантийном обслуживании от серого поставщика не приходится, а заводская гарантия на такие машины не распространяется. Рисковать потребителей обычно заставляет разница в цене при покупке. Чистоту жанра идеи параллельного импорта нарушает и тот факт, что серые поставщики явно грешат с сертификацией некоторых моделей и подготовкой автомобилей к украинским условиям эксплуатации. И если поставщик начнет предоставлять полноценную гарантию, потратится на сертификацию, предпродажную подготовку, дорожный ассистанс, то цена у него может оказаться не ниже, чем у официального поставщика. Тем более если таможенники начнут работать по принципам незабвенного Верещагина из «Белого солнца пустыни», которому «за державу обидно».
Государство время от времени проводит показательные акции, отлавливая оборотней в погонах на таможне и в ГАИ, перекрывает некоторые легальные варианты занижения таможенной стоимости автомашин. Из последних новаций – с 1 августа 2008 г. будут изменены правила регистрации переоборудованных транспортных средств. Чтобы поставить такой автомобиль на учет в ГАИ, необходимо будет предъявить документы на все его детали, оформленные таможенными органами с подтверждением факта уплаты налогов, сборов и пошлин. Считается, что новые правила ликвидируют схему ввоза разукомплектованных машин. По данным Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД), за девять месяцев 2007 г. в Украину было импортировано 23 тыс. таких авто. При этом, например, Nissan Tiida и Toyota Prado проходили таможенное оформление по стоимости $3,5 тыс. и $7,5 тыс. соответственно, в то время как их официальная стоимость составляет $20-25 тыс. и $50-60 тыс. Эксперты убеждены, что со временем появятся новые схемы – слишком уж велик соблазн.
Не даст окончательно посветлеть рынку и сохраняющийся дефицит на многие популярные модели. Причем этот дефицит фактически запланирован. Так, на 2008 г., к примеру, украинская квота (по данным компании «Винер») на Jaguar XF составляет 120-150 машин. И их точно не хватит, как и Peugeot 4007, при квоте 250 автомобилей.