На ваш взгляд, почему серый рынок автомобилей настолько живучий в Украине?
Живучести ему добавляет разница курсов доллара и евро, на которой неофициальные продавцы хорошо зарабатывают. Ведь в Восточную Европу дилеры завозят автомобили по серым схемам из стран долларовой зоны, в первую очередь из США и Ближнего Востока. В Западной Европе подобная проблема отсутствует из-за более жестких, чем у нас, требований по сертификации авто.
По вашим оценкам, какая часть автомобилей Mercedes, продающихся в неофициальной сети, завезена без уплаты налогов и пошлин в полной мере, по различным хитрым схемам?
В І квартале нынешнего года около 75% машин, проданных в стране, завезены именно по серым схемам. Мы получаем данные, анализируя информацию «Автоконсалтинга» и собственных продаж. В 2007 г. по «серым» и «черным» каналам было завезено 55% авто Mercedes-Benz. Такую динамику обусловило падение доллара по отношению к евро в текущем году.
Какие риски берет на себя будущий владелец «серого» автомобиля?
В погоне за низкой ценой покупатели часто забывают об оборотной стороне медали. Гарантия Daimler AG распространяется только на автомобили, приобретенные в официальной дилерской сети. Отказ в гарантийном обслуживании «серых» Mercedes-Benz, произведенных для других рынков и завезенных в Украину, обусловлен конструктивными отличиями узлов и агрегатов, неадаптированных к местным условиям эксплуатации, и отсутствием у данных автомобилей должной предпродажной подготовки.
Так, за неисправность машины, не подлежащей гарантийному обслуживанию, ее владелец может получить счет на сумму от 2 до 30 тыс. евро. Шансов получить возмещение у неофициального продавца практически нет. Кроме того, в гарантийное обслуживание Daimler AG входит и автомобильный ассистанс, ведь за сломавшемся в Украине авто бесплатный эвакуатор из США не приедет.
Потребители, наверное, знают обо всем этом, но все же часть из них покупают авто не в официальной сети. Возможно, потому что верят в качество Mercedes и не считают предлагаемый сервис ценным?
Действительно, этот автомобиль известен своей надежностью. Но решение приобрести Mercedes-Benz вне официальной сети покупатель принимает только из-за желания сэкономить. При импорте американских машин используются нелегальные схемы, позволяющие серым дилерам заработать на покупателях дополнительно от $10 до $30 тыс.
Если цена является одним из решающих аргументов, заставляющих покупателей обращаться к серым дилерам, что вы здесь можете противопоставить?
С марта 2008 г. в официальной дилерской сети начала действовать новая ценовая политика на автомобили Mercedes-Benz. Например, новая цена на комфортный внедорожник Mercedes-Benz M-класса начинается с 51 тыс. евро, на семиместный внедорожник класса люкс Mercedes-Benz GL-класса – с 65 тыс. евро. Кроме того, любую легковую модель 2007 г. выпуска сейчас можно приобрести по фиксированному курсу – 7 грн. за евро.
Другой важный аргумент – дефицит популярных моделей у официальных поставщиков. Как с этим у вашей компании?
Да, в минувшем году у нас были некоторые трудности с наличием популярных моделей, но теперь эта проблема в прошлом. Сегодня дефицита на автомобили Mercedes-Benz в официальной дилерской сети нет. Daimler AG распределяет квоты между всеми странами, в которые осуществляются поставки этих авто. Украина в своем регионе входит в первую тройку стран по приоритетности при распределении квот (наряду с Россией и Турцией). Так, к примеру, после старта специального предложения на внедорожники Mercedes-Benz М- и GL-классов спрос на эти модели значительно вырос. Реагируя на этот фактор, уже во второй половине 2008 г. квоты на данные автомобили увеличены в два раза.
Когда начнут действовать новые ввозные пошлины на автомобили, как это скажется на сером рынке?
И серые, и официальные импортеры предвидели изменение пошлин, но никто не мог предположить, что это произойдет так скоро. Сегодня могу только сказать, что сложившаяся ситуация способна привести к изменению расстановки сил на рынке в целом, и в премиум-сегменте в частности. Так, вчерашние покупатели авто среднего ценового сегмента сейчас смогут себе позволить и премиальные машины. К прогнозируемому росту спроса мы готовы – «АвтоКапитал», структурное подразделение УкрАвто, работает над расширением дилерской сети и улучшением качества сервиса. Если на сегодняшний день у нас 16 дилеров легковых автомобилей, то к концу 2008 г. их должно стать уже 19.