Cоответствует ли рост спроса на автострахование росту количества автомобилей в стране?
Конечно, рынок автострахования формируется на массиве автотранспорта и сегменте владельцев транспортных средств. Чем больше машин, тем востребованнее продукты автострахования. Вместе с тем рост парка автомобилей приводит к усложнению движения и как следствие – возрастанию количества ДТП и их тяжести. В результате владельцы транспортных средств начинают понимать, что предотвратить значительные финансовые потери можно с помощью страхования. Увеличение спроса также обусловлено и законной обязательностью страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств как внутри страны, так и за ее пределами.
Несколько лет назад АМКУ принимал решение об устранении недобросовестной конкуренции на рынке автострахования. Каковы уровень и качество конкуренции сейчас?
Конечно, государственные органы и общественные организации (Лига страховых организаций, Моторное транспортное страховое бюро Украины и сами СК) предпринимают попытки регулирования рынка автострахования и устранения недобросовестной конкуренции между страховщиками. Однако ее уровень остается высоким, а методы борьбы принимают иногда недобросовестные формы, нарушающие порой требования действующего законодательства Украины. Следует отметить, что рынок автострахования очень чувствителен ко всякого рода просчетам и недооценкам риска. Основным лекарством здесь выступает финансовый результат операций автострахования, что иногда приводит к банкротству компаний. Это быстро остужает горячие головы на данном рынке.
Рост спроса на КАСКО во многом был определен повышением продаж авто с привлечением банковских кредитов. Каких перемен для своего бизнеса вы ожидаете от нынешнего усложнения условий кредитования?
Да это так, потому что страхование залогового имущества, которым выступал сам автомобиль, есть обязательным условием получения кредита. Поскольку сегодня мы наблюдаем значительное (по некоторым оценкам, до 40%) падение продаж авто в кредит, вызванное усложнением условий кредитования банками, то соответственно уменьшается и спрос на КАСКО. Конечно, надо отдать должное автокредитованию в повышении культуры автострахования населения. Владельцы автомобилей так или иначе осознали необходимость страхования имущества и своей ответственности, что будет способствовать увеличению роста спроса на КАСКО при покупке автомобилей за наличные.
Думаю, что рынок автопродаж начнет искать новые источники финансирования продаж, и в этом вопросе страховые компании не останутся в стороне, что тоже окажет влияние на повышение спроса КАСКО.
В западных странах считается, что «автогражданка» – социально ориентированный вид страхования. Поэтому тарифы должны быть справедливыми, страховщики не могут наживаться на этом виде страхования, но и не должны терпеть убытков. Есть ли подобное понимание в нашем государстве?
Наша компания совместно с другими страховщиками активно участвовала в разработке условий и внедрении «автогражданки» в Украине. При этом социальная составляющая этого вида страхования была приоритетной. Актуарные расчеты тарифов практически с нулевой рентабельностью операций страхования, бюджетные отчисления, льготы для пенсионеров, инвалидов и участников боевых действий, а также возможность финансирования превентивных мероприятий, направленных на улучшение регулирования движения, – вот основные доказательства социальной ориентированности «автогражданки». Больше всего это ощутили на себе те граждане Украины, которые не по своей вине стали участниками ДТП и кому страховщики в полной мере и своевременно компенсировали нанесенный ущерб.
На ваш взгляд, какие законодательные и иные решения нужно принять, чтобы качественно улучшить ситуацию в сфере автострахования?
Прежде всего необходимо добиться выполнения норм Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» и достичь полной защиты населения Украины от последствий ДТП.
Следующий шаг – усиление ответственности страховщиков за нарушения законодательства, недобросовестное выполнение своих обязательств по отношению к клиентам и партнерам. При этом следует усилить роль регулятора – Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины по выявлению нарушений и лишению лицензий на проведение автострахования нерадивых страховщиков.