Величие в простоте
О Фаине Раневской написано много книг. Ее афоризмы вроде «Муля, не нервируй меня!» стали народными. Хоть Раневская и жаловалась на свою судьбу, не выбирая выражений, она входит в число величайших актрис ХХ столетия. Есть люди, которые помнят встречи с ней и могут добавить новые яркие штрихи к портрету. В их числе актриса Марина Неелова и певица Елена Камбурова, которые дружили с Раневской много лет. Она сама их привлекла к себе, заметив и оценив в них таланты. «Самое большое чудо в моей жизни произошло, когда Фаина Георгиевна, находясь на гастролях в Ленинграде, включила радио в тот самый момент, когда звучала моя первая чтецкая запись, – вспоминает Елена Камбурова. – Она написала мне письмо. Идя на встречу, я очень волновалась, но первая же ее фраза: «Деточка, как хорошо, что вы не фифа», сняла всю напряженность. Она дарила все – книги, пластинки, вещи. Однажды подарила мне платье, сшитое в Париже – безумной красоты, я на него смотрю и до сих пор не решаюсь надеть».
Марина Неелова: «Комическое и трагическое переплеталось в ней и на сцене, и в жизни. «Как вам идет этот халат!» – похвалила я как-то ее наряд. Тогда Раневская сказала: «Я поняла, что такое халатное отношение.
Это когда встречаешь гостя в халате». Когда я уходила из ее квартиры, обязательно проверяла свои карманы, потому что она норовила засунуть туда духи, салфеточки. У нее была потребность делиться. Однажды, получив в театре деньги, Фаина Георгиевна поехала к вернувшейся из эмиграции Марине Цветаевой. Зарплата была выдана пачкой, Раневская думала, что сейчас она ее разделит, а Марина Ивановна, не поняв, взяла всю пачку и сказала: «Спасибо, Фаина! Я тебе очень благодарна, мы сможем жить на эти деньги целый месяц». Вспоминая об этом, Фаина Георгиевна говорила: «Как я счастлива, что не успела тогда поделить пачку!».
Творческий вечер, посвященный памяти народной артистки СССР Фаины Раневской, с участием народных артистов России Елены Камбуровой, Марины Нееловой, Евгения Стеблова состоится 5 июня в Национальном театре оперетты.
Золотое старье
После первого ошеломляющего успеха в 1974 г. (23-летний Александр Градский стал автором музыки к фильму Андрона Кончаловского «Романс о влюбленных») в свои почти 60 мэтр российской рок-музыки живет все так же, считая себя центром вселенной, самым одаренным и единственным, кто умеет петь. На все выпады в свой адрес помудревший Градский отвечает кратко: «Обидеть художника может каждый дурак, но художники на дураков не обижаются». Композитор и певец с уникальным по мощности и диапазону голосом, Александр Градский начал писать независимую от эстрадных канонов музыку, актуальную даже в мировом масштабе. Он всегда шел по собственному пути: не побоялся делать рок на русском языке, всегда обращал внимание на богатую мелодическую структуру песни, профессионализм в творчестве, его эмоциональную ценность, и не шел на компромиссы с теми, кто говорил, как делать по-другому. Всеобщую славу Александру Градскому принесла песня Пахмутовой и Добронравова «Как молоды мы были». Она стала главным хитом всей его жизни. Будучи успешным в одном жанре, он начинает заниматься совершенно другим направлением: академической музыкой. Работал над балетами, вокальными сюитами, рок-операми, недавно завершил работу над оперой «Мастер и Маргарита». Был успех и на Западе: сотрудничество с Лайзой Минелли, Шарлем Азнавуром, гастроли по всему миру. В программе «Золотая коллекция» будет представлено все: «Золотое старье» (так называется один из его дисков), классика романсов, сатирические блюзы и баллады, арии из опер.
Александр Градский представит свою «Золотую коллекцию» 6 июня на сцене Национального дворца «Украина».