ФОТО Черно-белый документ эпохи представляет собой цикл фотографий Регины Шмекен. Что? Выставка фотографий Регины Шмекен «Новая середина. Фотография 1989-2000». Когда? До 20 апреля. Где? Национальный художественный музей Украины (ул. Грушевского, 6, тел. 228-7454, 228-1357). Концепция. Со временем документальные фотографии (но не все, а лишь самые достойные и выделяющиеся из сонма газетной и журнальной фотопродукции) переходят в иное качество – из свидетельства времени в произведение искусства, временем порожденное. Этот переход зависит не только от попавших в кадр персонажей или событий, но в большей степени от личности фотографа, его профессионализма и художественного вкуса, который проявляется даже в запечатлении мимолетной сцены. Регина Шмекен – немецкий фотограф, с 1979 года проводит выставки своих работ, а с середины восьмидесятых работает штатным фотографом газеты Suddeutsche Zeitung. Проект Шмекен «Новая середина», представленный в Национальном художественном музее и организованный при содействии с Гете Институтом Интер Национес в Киеве, – цикл черно-белых документальных фотографий, представляющих Европу последних лет двадцатого века. Хотя «новой серединой» (то есть центром внимания), по идее, должна была быть лишь Германия, фотографии Регины были сделаны и в Косово, и в Кракове, и в Италии (на знаменитой Венецианской биеннале). Среди попавших в объектив г-жи Шмекен персонажей – Билл Клинтон, Джон Мейджор, Йошка Фишер, Гюнтер Грасс, Петер Хандке. Хотя выставка должна была состоять из фотографий 1989-2000 годов и знакомить зрителей с жизнью Европы конца столетия, одна из фоторабот представляет собой вид Нью-Йорка и датирована восемьдесят первым годом. Этот снимок, «Горизонт», кажется наиболее эффектным из всех и заметно контрастирующим с работами Шмекен девяностых годов, времен естественности и умеренности, пришедших на смену гламурному шику восьмидесятых. «Изюминка». Неожиданно значительную часть экспозиции (наряду со съемками с заседаний различных партий) занимают фотографии показов haute couture, в том числе одной из самых больших звезд моды девяностых годов Александра МакКуина. По большому счету, это объяснимо – именно прошлое десятилетие сделало моделей и дизайнеров настоящими поп-знаменитостями, а значит, без иронии и преувеличения, фигурами общественной значимости. |
ФОТО Классик мирового фотоискусства фотографом стал случайно. В начале карьеры он даже всерьез опасался за реноме своей семьи. Что? Выставка Жана Дьезеда. Когда? До 23 апреля. Где? Галерея L-аrt (Андреевский спуск, 2 б, тел. 416-0320). Концепция. Неофициально провозглашенная главным событием первой киевской Фотобиеннале, ретроспективная выставка классика французского фотоискусства, автора более чем миллиона фотографий Жана Дьезеда приятно удивляет действительно продуманной экспозицией, и потому напоминает, скорее, художественный проект с четкой концепцией, а не просто выставку случайно подобранных работ разных лет. Большая часть черно-белых работ – портреты таких знаменитостей, как Борис Виан или, например, Сальвадор Дали, который своим видом артистичного безумца создал один из самых впечатляющих персональных образов прошлого века. На фотографии усы его торчащей из воды головы венчают два цветка. Есть на выставке и портрет самого Дьезеда, и фотографии жителей ближнего Востока. Ближневосточной тематике, кстати, посвящены многие экспонируемые произведения художника, – по-видимому, эта тема всегда будет близка французам. Помимо портретов и пейзажей, представлено также несколько работ, на которых запечатлены разные предметы – перчатки, шляпы, головки чеснока. Причем фотографии эти вовсе не кажутся менее значимыми для понимания искусства Дьезеда. «Изюминка». Вопреки сложившемуся мнению об обязательности некой недосказанности в произведении искусства, каждая фотография Дьезеда выглядит целостно и законченно, и не располагает к попытке увидеть то, что автор якобы завуалировал. В искусстве фотографии, особенно документальной, недосказанность может оказаться лишь результатом вуайеристских интенций автора, воспринимающего своих героев как застигнутых врасплох жертв. Однако в руках Дьезеда фотокамера – особый инструмент, гармонизирующий увиденную через объектив картину. |
ГАЛЕРЕИ Гохуа – традиционная китайская живопись очаровывает зрителя немногими, но точными движениями кисти и, возможно, не до конца понятной, но осознаваемо глубокой философией художника. Что? Выставка произведений Ду Хон Вэя. Когда? До 23 апреля. Где? Галерея «Акварель» (ул. Костельная, 6, тел. 229-1438). Концепция. Ду Хон Вэй живет в Киеве уже более десяти лет и преподает китайский язык в ряде высших учебных заведениях столицы. Однако, помимо педагогической деятельности, господин Хон Вэй также профессионально занимается искусством, более того – является членом Союза художников Китайской Народной Республики. На счету Ду Хон Вэя несколько выставок в различных киевских галереях. По его словам, хотя во всем мире сейчас наблюдается всплеск интереса к дальневосточному современному искусству, в самом Китае критики и аудитория относятся к этому направлению достаточно настороженно, и потому в центре общественного внимания до сих пор остается соцреализм и гохуа – национальная китайская живопись, с определенным набором художественных приемов, используемых материалов, сюжетов картин. Именно в традиции гохуа и написаны картины Ду Хон Вэя. Согласно канонам художник для работы над выставленными произведениями использовал растительные и минеральные водяные краски, тушь, а также рисовую бумагу, специально заказанную из Бейджина. Образы картин были предопределены еще до их создания – помимо каллиграфической надписи, которая в глазах европейцев чаще всего не приобретает никакого иного смысла, кроме эстетического, строй работы включает в себя изображения журавлей, пионов, абрикосовых цветов. «Изюминка». Некоторые произведения, однако, были созданы Хон Вэем в технике, несвойственной традиционной живописи. Это коллажи нескольких бумажных листов, обработанные специальным образом, на которые нанесены иероглифические надписи. Работа «Сон лошади» также выполнена с использованием европейских приемов живописи. Но вместе с тем все эти работы интуитивно относятся к ориентальному искусству. Еще одним штрихом, почти незаметным, но глубоко личным, а не относящимся к художественным традициям, произведения художника отличаются от китайских картин – рядом с традиционной печатью в нижней части работы Хон Вэй пишет кириллицей свое имя «Ду». |