Кадры: как компаниям подготовить достойную смену

Двадцатилетнему студенту — драйва много, опыта мало — найти работу по специальности не менее сложно, чем компании найти выпускника вуза, сразу готового включиться в проект. Все чаще и чаще компании, особенно из сферы IT и фармацевтики, сотрудничают с профильными кафедрами университетов и сами готовят себе кадры. Каков эффект?


Одной из первых подобный опыт освоила компания Parallels (тогда она называлась SWsoft), открыв в 1999 году в МФТИ базовую кафедру, где студентов обещали обучать в процессе работы над проектами. В результате собеседования сотрудники Parallels отобрали 15 студентов. Среди них был нынешний программ-менеджер линейки продуктов серверной виртуализации Виталий Обернихин. «Я сразу понял, что это уникальная возможность совмещения учебы и работы, решения задач, которые интересны и теоретически, и практически. Такой синтез мне был очень интересен. Тем более что за это еще и платили, а сама стажировка проходила на территории МФТИ и не нужно было никуда ездить», — рассказывает Виталий. На собеседование он пришел с красным дипломом бакалавриата, средним баллом 5,0 и c небольшим опытом в программировании. «Тогда в России в IT-сфере и в computer science делалось не очень много, а точнее, почти ничего, — рассказывает он. — Писали простые веб-сайты, но построения сложных систем с распределенными вычислениями или с глубоким исследованием операционных систем фактически не было, так что создание такой кафедры можно было считать прорывом».

В лаборатории, созданной Parallels, стажеры работали над созданием продуктов, которые бы имели практическое применение: защищенного прокси-сервера, который позволял безопасно обмениваться сообщениями, например, в популярном тогда ICQ, программы, которая бы работала как DVD-проигрыватель на базе операционной системы Linux, драйвера для фотокамеры. Часть разработок становилась основой для написания диплома.

Компании удалось заинтересовать студентов: «Я помню бурные обсуждения, когда ребята спорили о том, какими должны быть правильные интерфейсы. Потом я все эти идеи видел воплощенными в жизнь», — говорит Виталий. Параллельно студенты осваивали бизнес-процессы, сопровождающие разработку коммерческого продукта. Лучших студентов кафедры Parallels брала на работу и переключала на серьезные коммерческие проекты, некоторых — еще до выпуска. Часть студентов из первого набора ушли в другие организации, некоторые основали свои собственные компании.

Сегодня сотрудничество с университетами наладили и другие российские компании — «Яндекс», «1С», Abbyy, Cognitive Technologies. Они открывают собственные кафедры в университетах, инвестируя средства в необходимое оборудование и обучение, пытаясь научить студентов решать максимально приближенные к бизнесу вопросы.

Наиболее активно российские компании взаимодействуют с МФТИ. «Нам нравится построение физтеха, когда на первых курсах изучаются основные науки, а на старших курсах происходит активное вовлечение студентов в деятельность базовых кафедр, организаций. На старших курсах студенты активно участвуют непосредственно в научных исследованиях компаний, в которых должны были работать. Это решает одну из основных проблем высшего образования, которая заключается в том, что выпускающийся студент не готов сразу активно включаться в работу», — объясняет выбор Сергей Андреев, CEO ABBYY.

Занятия на кафедрах компаний проводят либо сами сотрудники, либо специалисты, которых привлекают со стороны. Заинтересовать их предложением участия в процессе обучения студентов — одна из ключевых задач компании. «Современные зарплаты в университетах неконкурентоспособны с зарплатами, которые те же люди могут получить в коммерческих организациях, отсюда дефицит преподавателей. Чтобы удерживать людей в вузах, нужно платить им дополнительные деньги, чем мы и занимаемся», — говорит Андреев.

Компания Parallels оценивает затраты на подготовку кадрового резерва в $1 млн в год. Деньги идут на создание лабораторий, их функционирование, на выплату стипендий студентам (до 25 000 рублей в месяц наиболее активным и успешным), на участие студентов в международных олимпиадах по программированию. Менее скромные цифры называют представители ABBYY — их расходы составляют 2-5 млн рублей, правда, без учета зарплат сотрудников. Но затраты окупаются — каждый год ряды компаний пополняют 15-20 новых сотрудников.

Так как стипендии, которые компании выплачивают студентам, меньше, чем зарплаты специалистам, компании при этом могут браться за довольно рискованные проекты, не боясь получить крупные издержки в случае, если что-то не получится. Андрей Андрианов, руководитель группы морфологии компании ABBYY (кстати, выпускник базовой кафедры ABBYY), рассказывает об одном из таких проектов: «В прошлом году мы — группа из нескольких студентов и меня в качестве руководителя проекта — разрабатывали модуль распознавания формул, который пока отсутствует в одном из наиболее популярных продуктов компании, программе FineReader. С одной стороны, решение этой проблемы требует большого количества времени и средств, а корпораций, готовых спонсировать эту разработку нет, так как рынок для такого решения невелик — в таком продукте в основном заинтересованы научные организации. С другой — для студентов задача распознавания формул из книг была довольно интересна, пишет Forbes. Они начали разработку модуля и пришли к неплохому результату, по ходу работы их постоянно консультировали наши специалисты». В итоге работа была выполнена так хорошо, что разработчики ABBYY FineReader даже обещали привлечь ребят в качестве консультантов, когда сами займутся вплотную этой проблемой.

Залишити відповідь