В фокусе

«Выпуская подобный тарифный план, мы немного рискуем, однако считаем, что он будет прибыльным».
Евгений Малиновский,
исполняющий обязанности гендиректора УРС, рассчитывает привлечь 0,3 млн. абонентов за два месяца с помощью нового тарифного пакета «Максимальный»


Резервы


Ритейл силен в работе с возражениями клиентов
Уровень обслуживания в продуктовых сетях Киева отвечает только 62%-м требований покупателей. К такому выводу пришла компания «Розница-UA», проанализировав совместно с Retail CLUB работу 18 столичных сетей. Для сбора информации использовался метод «таинственный покупатель», который, по словам Натальи Карпенко, директора по развитию «Розницы-UA», является одним из наиболее популярных в подобного рода исследованиях.


Тестировали таинственные покупатели работу сетей по таким категориям обслуживания, как «прилавок», «торговый зал» и «кассовая зона». В каждый из магазинов было сделано по девять визитов, что, по мнению компании, является достаточным для репрезентативного среза в рамках одного города.
Разделив исследуемые объекты на три категории – гипермаркеты, дискаунтеры и супермаркеты, «Розница-UA» определила лидеров каждой из них. Так, среди супермаркетов самые высокие оценки от таинственных покупателей получили «Сельпо» и «Вестлайн» (73 и 69% соответственно). «О’кей» и «Ашан» лидируют среди гипермаркетов (80 и 79%), а среди дискаунтеров это «Эко-маркет» и «Фора» (65 и 57%).


Специалисты обратили внимание, что сильные и слабые стороны у столичных сетей практически одинаковы. Если работа ритейлеров с возражениями и сомнениями клиентов, а также поведение сотрудников в зале почти везде получили высокие оценки, то обслуживание покупателей за прилавками и на кассе оставляют желать лучшего.


Работу торговых сетей компания анализировала не только в Украине, но и в Казахстане. Несмотря на то что по результатам и киевская, и алма-атинская розница оценена на «удовлетворительно», в Казахстане уровень обслуживания все же на 1% лучше, чем в нашей стране.


Технологии


«Все в одном» для пользователей важнее
Согласно данным IDC, в I квартале нынешнего года печатной периферии завезли в страну на 69% больше, чем за аналогичный период 2007 г. Всего за эти три месяца объем поставок в Украину составил около 320 тыс. принтеров, МФУ и копиров. К концу года аналитики ожидают, что их число достигнет 1,2 млн.

Рассматривая рост каждой из категорий печатной периферии, в IDC отметили, что особенным темпом роста отличились МФУ. Их завезли на 114% больше, чем в I квартале прошлого года, тогда как принтеров – только на 34%, а вот объем поставок копиров снизился на 4%.

Популярности МФУ способствует то, что они в значительной мере ориентированы на домашних пользователей, количество которых постоянно растет. Именно им, а не пользователям сферы бизнеса и госучреждений, важно предложение «все в одном». По словам Алексея Гвозденко, ведущего аналитика IDC, быстрому распространению струйных МФУ способствует появление большого числа новых моделей и активные маркетинговые усилия производителей. По аналогичному сценарию развивается ситуация и на рынке лазерных устройств. Однако во втором случае рост продаж тормозится из-за пока еще большой разницы в ценах принтеров и МФУ.


Инвестиции


Офисы привлекательнее торговых центров
Из всех видов коммерческой недвижимости для инвесторов наиболее доходными являются офисные центры, считают участники первого всеукраинского инвестиционного форума, проходившего в конце мая в Киеве. Это связано с дефицитом такого рода помещений в стране, вследствие чего стоимость аренды ежегодно возрастает на 30-40%. Например, в прошлом году аренда 1 кв. м офисной площади в столице составляла в среднем $80 в месяц, а в I квартале нынешнего ставки возросли до $100. «Привлекательность офисной недвижимости еще и в том, что спрос на нее практически не подвержен моде», – считает управляющий партнер компании Concorde Валерий Кирилко. Кроме того, срок строительства бизнес-центров достаточно короткий. Обычно это два-три года, тогда как на строительство современного торгового центра нужно потратить пять-шесть лет.


Оценивая привлекательность инвестиций в недвижимость, специалисты также обращали внимание на стоимость строительных работ. Так, средняя сумма, которую нужно вложить в 1 кв. м офисных помещений, – около $950. Для сравнения: затраты на возведение торговых помещений составляют около $1-1,1 тыс. По словам президента инвестиционной группы «Магистр Недвижимость» Маргариты Урицкой, отталкиваясь от этих данных, срок окупаемости бизнес-центра составляет пять-шесть лет, а торгового объекта – шесть-семь лет.


Потребительские предпочтения


На рынке MP3-плееров смена расстановки сил
По данным Unitrade Group, в этом году украинцы приобретут около 800 тыс. MP3-плееров, потратив на это $56 млн.


По итогам первых трех месяцев 2008 г. продажи всех видов этих устройств превысили прошлогодние показатели на 3,5% – куплено 175 тыс. шт. на $131млн. Растет и средняя стоимость одного приобретенного плеера: по данным аналитиков компании, она на 7% выше, чем в I квартале 2007 г. (около $75).


Рост средней цены наиболее покупаемых плееров говорит о смене предпочтений покупателей и перераспределении веса различных ценовых сегментов. Заметно снизилась доля бюджетных моделей (до $50) в общем объеме продаж. Ранее они занимали около 47%, а теперь только 26%. Что касается лидирующей тройки производителей, то в исследуемом периоде ими стали Samsung, Transcended и Iriver.
Перемены произошли и в выборе объема памяти MP3-плееров. Лидирующие позиции на данный момент у устройств с объемом памяти 2 Гбайт (38%), тогда как в прошлом году на них приходилось около 1%. В то же время плееры с 256 Мбайт памяти, занимавшие половину рынка в начале прошлого года, в нынешнем году составляют не более 1% продаж.


Вопрос номера


В каких случаях привлечение независимых директоров является просто
PR-акцией?


В состав совета директоров российской группы маркетинговых коммуникаций АДВ в качестве независимых директоров вошли крупные западные специалисты в сфере маркетинговых коммуникаций и финансового консалтинга. Дмитрий Коробков, руководитель группы, заявил, что это позволит повысить качество корпоративного управления компании и использовать лучшие мировые практики бизнеса.


Даже такая госкорпорация, как российская «Роснефть», отказалась от приглашения свадебных генералов и ввела в совет реального финансового эксперта Ханса Йорг Рудлоффа из Barclays Capital. Инвесторов не проведешь «фасадными» назначениями, поэтому привлечение независимых директоров в качестве PR-акции нечастое явление. Если такое и случается, то разве что в небольших компаниях с недальновидной инвестиционной политикой.
Владимир Мельников, глава консалтинговой практики Mmd Corporate, Public Affairs & Public Relations Consultants


Наемные западные специалисты – дело затратное. Вряд ли кто-либо готов инвестировать только ради того, чтобы объявить об этом общественности. Без сомнения, привлечение топ-менеджеров будет иметь влияние на имидж компании, здесь есть элемент PR, но от них с первых месяцев будут ждать решений и действий, способствующих увеличению прибыли компании.
Анна Личман, начальник отдела по связям с общественностью корпорации АТБ


 


Независимые эксперты являются консультантами и наблюдателями со стороны общественности. Активная позиция таких специалистов вполне может проявляться в новостях компании, мнениях от ее имени и проч.
Валерий Курейко,  генеральный директор  агентства Publicity Creating


 


 


Маркетинг


Цены растут – импорт активизируется
В 2008 г. цены на пиво могут вырасти на 20-35%. Такие прогнозы делают эксперты отрасли. Основная причина – значительное подорожание сырья и энергоресурсов. Например, по сравнению с 2007 г. цены на хмель выросли в 10 раз. Галина Коренькова, генеральный директор объединения «Укрпиво», отмечает, что в текущем году пивоваренные компании будут вынуждены пересмотреть свою ценовую политику.


Значительное подорожание сырья уже стало причиной потерь компании BBH Ukraine, которые она понесла в I квартале текущего года. Ее чистый убыток составил 39 млн. грн., что на 70% больше, чем за аналогичный период 2007 г. Петр Чернышов, генеральный директор группы BBH Ukraine, отметил, что повышение цены на продукцию компании на сегодняшний день составило 8-16%, что гораздо меньше, чем повышения цен поставщиков.


Еще одна тенденция, отмеченная на рынке пива в начале 2008 г., – рост импорта и замедление динамики роста экспорта. По данным Г. Кореньковой, в январе-марте Украина экспортировала 7,7 млн. дал пива, что на 16,7% больше по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. В то же время импорт увеличился в 2,2 раза – до 412 тыс. дал. На экспорте, в частности, отразились ограничения на ввоз пива, введенные Россией и Беларусью. Что касается импорта, то, ввиду вступления Украины в ВТО, он будет продолжать активизироваться в основном за счет среднего ценового сегмента. Поставки пива в нашу страну сейчас больше всех наращивают Германия, Бельгия, Чехия. Но П. Чернышов уверен, что украинским производителям не стоит бояться европейских. «У нас высококонкурентный продукт и при этом – дешевле импортного. Вступление в ВТО – это проблема других рынков», – объяснил он. 
Анна Алексеева, Ирина Лепкина, Яна Писарева







Перспективы


Аналитики хотят верить в хорошее
Эксперты Moody’s заявили о возможности повышения рейтинга Украины в нынешнем году и тем самым улучшили репутацию правительства. Но чуть раньше другое агентство – Fitch – ухудшило прогноз по украинскому рейтингу с «позитивного» на «стабильный».
Расхождение объясняется тем, что аналитики Moody’s основные текущие проблемы (рост инфляции, снижение ликвидности финансовых рынков) поставили на последнее место. Они предпочли сконцентрировать свое внимание на успехах. «Возрастающая стабильность при парламентской демократии, более сбалансированный макроэкономический рост, вступление в ВТО и ряд других факторов содействуют необходимой реструктуризации экономики и принятию мер по более эффективному использованию энергоносителей», – заявил Джонатан Шиффер, вице-президент Moody’s.


Пять лет расходов «на инновации» обес печены
Правительство утвердило госпрограмму «Создание в Украине инновационной инфраструктуры», рассчитанную до 2013 г. За пять лет на базе научных учреждений и вузов планируется создать 25 региональных центров, которые должны обеспечить связь изобретателей, предприятий и инвесторов. Предусмотрено создание двух коммунальных небанковских кредитных учреждений и государственного венчурного фонда, которые станут кредитовать внедрение новых разработок в производство. Госфинансирование кредитных учреждений предполагается в объеме 25 млн. грн. каждое. Еще 20 млн. грн. предполагают вложить в венчурный фонд.
Всего планируется потратить 280,35 млн. грн., из которых 104,25 млн. грн. – средства госбюджета, 79,4 млн. грн. – местных бюджетов и еще 96,7 млн. грн. собираются привлечь в виде инвестиций.


Инфляция не распугает инвесторов
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в Украину в 2008 г. могут составить около $10 млрд., при этом в I квартале их объем достиг $2,4 млрд. «Те, кто уверен, что Украине удастся справиться с инфляцией, вернуть ценовую стабильность, кто работает на среднюю или долгосрочную перспективу, идут в Украину, видя тут много возможностей. По нашим оценкам, объем прямых иностранных инвестиций в текущем году будет не меньше, чем в прошлом. Такая перспектива прогнозируется и в дальнейшем», – сказал исполнительный директор по экономическим вопросам НБУ Игорь Шумило.
Госкомстат сообщил, что чистый прирост ПИИ в Украину в январе-марте 2008 г. был почти в четыре раза больше, чем за аналогичный период 2007 г.


Автомобили не могут подешеветь
Минфин считает, что ставка акциза на новые автомобили должна определяться исходя из их стоимости, а не объема двигателя, как сейчас. «Принцип, по которому сейчас оцениваются автомобили, устарел, – уверен заместитель министра финансов Денис Фудашкин. – Объем двигателя – адекватный показатель для экологического сбора, а для налога на собственность, каковым является акциз, наиболее правильным будет показатель цены». В Минфине начали разрабатывать проект постановления Кабмина о введении новых ставок акцизного сбора на автомобили. Чиновники ожидают, что новшество позволит уже до конца года увеличить объем бюджетных поступлений на 250-300 млн. грн. Тем самым будут компенсированы потери, связанные со снижением ввозных пошлин.

Залишити відповідь