Наиболее благоприятный период для автомобильного кредитования пришелся на лето-2012 и мог бы продолжаться до сих пор. «Традиционно конец лета-начало осени – это период оптимальных кредитных ставок. Но в этом году выборы «сместили конец года» на начало осени. Это связано с уже привычными паническими прогнозами относительно стабильности гривны и гиперспросом на валюту. Поэтому «кредитный год» в 2012 году оказался короче», – комментирует Владимир Радько, начальник отдела альтернативных каналов продаж Банка Кипра.
В итоге, осень-2012 обозначилась довольно резким сокращением спроса на автокредиты: ни заемщики, ни банки не рискуют оформлять сделки до разрешения неопределенности на финансовом рынке. «В сентябре количество выданных автокредитов снизилось на 15%-20%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Можно предположить, что такая тенденция сохранится до конца осени. Дилеры совместно с банками активно разрабатывают и внедряют партнерские программы для поддержания необходимого уровня продаж, но в силу удорожания гривневого ресурса, автокредит осенью-2012 года дороже, чем осенью-2011», – рассказывает Виталий Скоробогатый, начальник отдела развития партнерских продаж банка «Финансы и Кредит ».
Предложение растет, вопреки ожиданиям
Несмотря на сокращение спроса, количество предлагаемых банками автокредитных программ осенью-2012 продолжает расти. Всего с минувшей осени количество программ выросло на 2%-100%, в зависимости от срока кредита и типа авто.
По займам на новые автомобили на сроки до пяти лет (самые многочисленные программы) прирост количества кредитных предложений составил в среднем 9%-19%. Количество самых малочисленных программ (на б/у отечественные автомобили и на б/у иномарки сроком пять лет) выросло на 80%-100%.
Количество кредитных программ, в зависимости от срока и типа кредитуемых автомобилей, и их изменение за последний год, по исследованиям компании «Простобанк Консалтинг».
Доля отказов увеличивается
Формальные требования к заемщикам за последний год не претерпели заметных трансформаций. «Значительных изменений не наблюдалось. Основной сложностью все же остается доказательство официального дохода заемщика, а его отсутствие и вовсе делает оформление кредита невозможным», – поясняет Владимир Радько.
Несмотря на это, на практике осенью-2012 банки более пристально оценивают претендентов на заем. Ведь хотя повода для сворачивания кредитных программ пока нет, но прогнозы относительно будущего кризиса и поствыборной неопределенности уже заставляют банки выбирать заемщиков, наименее подверженных риску неплатежеспособности.
«С началом осени банки осторожно подходят к вопросу автокредитования, это проявляется в увеличении доли отказов по таким займам, повышении авансового взноса для заемщиков», – рассказывает Виталий Скоробогатый.
Что касается авансового взноса, то минимальный его размер по-прежнему стартует от 0% и по-прежнему в предложении трех банков. Правда, если год назад это были ПриватБанк , Укрсоцбанк и ВТБ Банк , то к октябрю-2012 последнего сменил в этом списке Альфа-Банк .
Массового отказа от низких авансов на рынке пока не наблюдается, к такому подходу могут прибегать отдельные банки. Однако заметно выросла стоимость кредитов с низкими авансами. Осенью-2011 реальные ставки по займам с первоначальными взносами до 15% стоимости авто находились в диапазоне от 4,6% до 27,5% годовых, а в октябре-2012 уже колеблются в пределах от 5,5% до 42,5% годовых. Как видим, если минимальные ставки изменились мало, то максимальные выросли более чем в полтора раза.
Ставки стремятся к максимумам
Впрочем, не только строгие требования банков к заемщикам могут встать на пути у последних к получению кредита на авто. По исследованиям компании «Простобанк Консалтинг», ставки по займам на покупку нового авто в конце октября-2012 на 3-4 процентных пункта или на 20%-26% от своего прежнего значения выше, чем в конце октября-2011.
По некоторым срокам займов (3-5 лет) средние реальные ставки по кредитам на новые автомобили уже даже превзошли свои пиковые значения начала 2012 года на 0,25-0,5 процентного пункта, по исследованиям компании «Простобанк Консалтинг». Правда, по самым «коротким» и самым «Длинным» займам – на год и семь лет – средние реальные ставки пока отстают от своих минимальных значений на те же 0,25-0,5 процентного пункта.
Похожа ситуация и в сегменте кредитования на покупку подержанного автомобиля. Правда, здесь подорожание меньше: за год средние реальные ставки выросли, по исследованиям компании «Простобанк Консалтинг», на 2,5-3 процентных пункта или на 12%-15% от своего размера.
Так же как и по займам на новые автомобили, средние реальные ставки по кредитам на подержанное авто уже превзошли максимальные значения конца 2011 года. По исследованиям компании «Простобанк Консалтинг» на 22.10.2012 г., средние реальные ставки по займам на б/у автомобиль были на 0,3-1,3 процентных пункта выше, чем максимальные их значения в конце ноября-2011. Исключением здесь стали лишь самые «короткие» кредиты – сроком на один год, которые пока отстают от своего пика всего на 0,03 процентного пункта.
В итоге, ставки по автокредитам в октябре-2012 приближаются к максимуму за последние два года. «Банки готовы выдавать займы. Но ситуация на ресурсном рынке заставляет делать это по цене гораздо выше, чем это было еще в середине лета. Поэтому вопрос должен звучать так: готовы ли клиенты оформлять кредиты?», – комментирует Владимир Радько.
Еще одна интересная тенденция: за последний год банки стали немного чаще применять ежемесячные комиссии. Так, еще в начале 2012 года более 90% автокредитных программ предполагали использование только одноразовой комиссии, а программ с исключительно ежемесячными комиссиями не было вовсе. Но к октябрю-2012 доля программ с одноразовыми комиссиями сократилась до 85%-87% в зависимости от срока кредита, а на рынке появились программы, предполагающие только ежемесячные комиссии (около 2% от общего числа программ). При этом примерно в 7% автокредитных программ в октябре-2012, как и в начале года, предусмотрены как одноразовая, так и ежемесячная комиссии.
Чего ждать в ближайшем будущем?
Несмотря на то, что рынок автокредитования осенью-2012 уже и так выглядит не слишком оптимистично для потенциальных заемщиков, эксперты продолжают давать пессимистические прогнозы относительно его динамики. «Если общая тенденция привлечения ресурсов не изменится, можно ожидать повышения процентных ставок на 1%-2% годовых до конца года. Что касается авансового взноса, то ряд банков перейдет на более безопасный уровень – 30%, при этом 0%-10% останутся рекламной приманкой», – прогнозирует Виталий Скоробогатый.
При этом впадать в панику и ожидать катастрофических изменений на рынке эксперты не советуют: банки вряд ли массово свернут автокредитные программы, а цены на авто не достигнут заоблачных высот. «Я бы рекомендовал сохранять спокойствие», – резюмирует Владимир Радько.