Нанотехнологии способны перевернуть мировое производство и уже привлекают к себе значительные инвестиции. Однако, ожидая новую технологическую революцию, следует запастись терпением.
Задача развития нанотехнологий становится стратегической для правительств многих стран. Однако, как показывает практика, без целесообразности использования данных технологий бизнесом их развитие во многом так и остается «бумажным».
Большая игра на уменьшение
Непредсказуемая Россия в середине 2007 г. в очередной раз заставила весь цивилизованный мир оглянуться на нее с опаской. Для этого ей не пришлось бряцать оружием или сокращать поставки сырья. Резонансным стало решение создать государственную корпорацию «Роснанотех», получившую с барского плеча огромный капитал – 132 млрд. бюджетных рублей (более $5,6 млрд.). При создании структуры для поддержки развития нанотехнологий российские власти пошли нетрадиционным путем: деньги были выделены раньше, чем появилось понимание, что с ними делать: «О нанотехнологии я узнал за несколько дней до назначения», – признался новоиспеченный глава «Роснанотеха» Леонид Меламед в интервью одному из российских изданий. Свою задачу руководитель корпорации понимает так: «Создать условия, при которых бизнес пойдет в данную сферу». По его словам, для выполнения долгосрочных планов российского правительства по промышленному производству в нанотехнологическую отрасль должно быть вложено около 800 млрд. рублей ($34 млрд.).
Значительную часть этих средств должен принести бизнес. Примеры этого уже есть: Михаил Прохоров в начале 2007 г. заявил о создании инвестфонда «Группа ОНЭКСИМ», фокусирующегося на перспективных направлениях, в частности, нанотехнологиях. «В каждое из направлений «ОНЭКСИМ» планирует в ближайшие три-пять лет инвестировать сотни миллионов долларов», – заявлял тогда г-н Прохоров. В начале текущего года в прессе появилась информация о том, что М. Прохоров решил построить научно-технический комплекс «Старопетровский» за $100 млн., который будет открыт уже в нынешнем году. Профиль комплекса – исследования в области нанотехнологий.
Такой интерес к новому высокотехнологичному направлению объясняется значительными амбициями России относительно развития производственной промышленности. Государство намерено отработать технологии до возможности использования элементов размером 0,13 мкм, чего уже достигли развитые страны. В начале будущего года планируется преодолеть рубеж 0,1 мкм, после чего можно будет говорить о реализации нанотехнологических процессов.
Хотя тему нанотехнологий, без сомнений, можно назвать перегретой, до сих пор отсутствует единое мнение относительно того, в чем суть данного направления. Когда ученые начали заявлять о создании материалов и элементов, размер которых находится в пределах 100 нм, иные критики совершенно справедливо заметили, что не этим занимаются химия и биология. Более точное определение говорит о манипулировании элементами подобных размеров для создания искусственных материалов, а в дальнейшем и наномеханизмов. С этим пока согласились не все. «До тех пор, пока мы не определимся, что, собственно, является продукцией с использованием нанотехнологий, здесь могут быть различные, в том числе и негативные последствия», – опасается вице-премьер России Сергей Иванов. А Еврокомиссия создала группу, которая должна в ближайшие годы разработать соответствующие стандарты нанотехнологической продукции.
Разумеется, Россия не одинока в своих устремлениях. К концу 2006 г. правительства разных стран в общей сложности инвестировали в отрасль около $24 млрд. Наиболее преуспели в развитии нанотехнологий США и Япония. В общем объеме инвестиций в это направление, по состоянию на 2005 г., США занимали 28%, Япония – 24%, сообщает RNCOS. Приблизительно такую же долю занимает и Западная Европа, объем ее инвестиций оценивается в 25%. Однако европейские страны пока не получили заметной отдачи, что главным образом связано со слабым взаимодействием научно-исследовательских институтов с бизнесом. Вследствие этого в Европе разрабатываются различные технологические новшества вроде углеродных нанотрубок и других наноэлементов, практическое применение которых пока туманно. У генерального директора инвестиционно-консалтинговой компании Spinverse (специализируется на высокотехнологичных отраслях) Пэкки Копонена на этот счет свое мнение: «Во всех «золотых лихорадках» первыми зарабатывают производители лопат», – утверждает он, считая, что фундаментальные открытия пока более важны.
Чем меньше, тем больше
По данным Lux Research, еще в 2004 г. было произведено товаров с использованием нанотехнологий на сумму $13 млрд. В 2014 г. этот показатель должен перешагнуть $2,6 трлн. и занять 15%-ю долю в глобальном производстве. К этому времени нанотехнологическая продукция станет обычным явлением. С этим согласны и другие эксперты, которые добавляют, что пора истинных нанотехнологий еще не пришла. И хотя сегодня наблюдается экспоненциальный рост, переломный момент пока не наступил, следует подождать еще не менее пяти лет.
Несмотря на это уже сегодня можно заметить значительный интерес к нанотехнологиям со стороны бизнеса: по данным главного консультанта NanoVeritas Group Джека Ульдриха, в 2006 г. американские компании потратили около $10 млрд. на исследования в данной области. Аналитики выделяют два основных направления: создание нанотехнологических стартапов и инвестирование в соответствующие разработки со стороны промышленных гигантов. В США по состоянию на 2006 г. было около 60 частных нанотехнологических компаний, 22 из которых приносили прибыль.
Эти компании привлекли публичных инвесторов: в 2005 г. Lux Research совместно с PowerShares Capital Management создала инвестиционный фонд PowerShares Lux Nanotech Portfolio, величина активов которого составила $89 млн. Вложив средства в 26 пакетов акций, инвесторы за полгода получили 11,8%-й рост по сравнению с показателем в 3,9% индекса S&P 500. Появились и другие индексы нанотехнологических компаний с участием крупных инвестиционных игроков. Среди них Global Crown Capital Nanotechnology Index, Merrill Lynch Nanotech Index и другие. Европейские компании пока не достигли подобных успехов. Так, один из многообещающих стартапов – британская компания Oxonica – разочаровал инвесторов. Ее бизнес-модель основывалась на разработке катализатора, способного снизить эмиссию вредных веществ при использовании дизтоплива. Однако низкая эффективность этого средства обвалила акции компании на 75%.
Промышленные гиганты во всем мире более взвешенно подходят к использованию нанотехнологий: их инвестиции в данное направление продиктованы конкретными потребностями, а не надеждами на получение призрачных дивидендов в перспективе. Пока наиболее известными компаниями, использующими нанотехнологические материалы, являются производители электроники. Например, Intel и IBM уже довели размер транзисторов в своих чипах до 45 нм, а Samsung использует полупроводники наноразмеров в своих флэш-картах. Следующая планка – 32 нм. За разработку подобных производственных процессов уже взялся целый ряд производителей, включая Toshiba, IBM, Intel, AMD и Qimonda. Однако этим промышленные нанотехнологии не заканчиваются – уже сегодня доступно более 500 пользовательских нанопродуктов, сообщает Research and Markets в одном из своих последних отчетов. Одна лишь 3M в 2006 г. произвела подобной продукции на $800 млн.
Спектр товаров широк: от облегченных теннисных ракеток (Wilson) и мячиков для гольфа (NanoDynamics) до лекарств с улучшенными свойствами. Samsung использует покрытие из наночастиц серебра в холодильниках для защиты от бактерий, а GM с помощью этих технологий пытается добиться более высокой прочности багажного отсека автомобиля Hummer. Компания BASF разработала нецарапающееся нанопокрытие, а L’Oreal использует элементы сходных размеров в своей косметике. Эксперты в области медицины утверждают, что и фармацевтические гиганты используют нанотехнологии для повышения эффективности своих лекарств в борьбе с дженериками, производящимися в развивающихся странах.
Инвесторы выделяют три направления, в которых нанотехнологии видятся интересными в ближайшей перспективе: полупроводники, здравоохранение и энергетика. «Развитие нанотехнологий сдерживается тем, что пока они не открывают новых рынков, а лишь борются с укоренившимися технологиями», – считает Родриго Аманди, аналитик SAM Group. А борьба эта трудная, потому что технологии закономерно дороже.
Науку – в жизнь
Ставку на нанотехнологии сделали немало стран. Уже в среднесрочной перспективе следует ждать дивидендов. В первую очередь появятся новые рабочие места. Британские промышленники прогнозируют, что к 2014 г. государству понадобится дополнительно 2,4 млн. новых химиков, физиков, инженеров и лаборантов, чтобы удовлетворить растущий спрос на рабочую силу в области высоких технологий. Сейчас число специалистов сокращается. Еврокомиссия предупреждает, что страны ЕС уже к 2010 г. столкнутся с дефицитом исследователей, который составит около 500 тыс. человек. В России, напротив, удовлетворены, так как ее научный потенциал пока реализуется в малом объеме. «Денег на нанотехнологии сейчас выделяется так много, что наши выпускники могут и не оставаться в институте, специалисты в этой области в ближайшие годы без высокооплачиваемой работы не останутся», – радуется декан факультета электроники Московского технического университета (МИРЭА) Юрий Фетисов.
Тем не менее до победного шествия нанотехнологии пионерам отрасли придется преодолеть еще немало трудностей. По мнению экспертов, в краткосрочной перспективе можно говорить лишь о применении новых материалов, собранных из наночастиц. К ним относят полупроводники, ткань и сырье для сверхпрочных инструментов. Однако истинная цель отрасли – создание принципиально новых продуктов, в основе которых лежат наномеханизмы, – в ближайшие несколько лет не найдет коммерческого применения. Заставить элементарные частицы «плясать под дудку» создателей мешают не только их малые размеры, но и силы межмолекулярного взаимодействия, обретающие большое значение при таких размерах. Эту и еще ряд технических задач необходимо решать в научных лабораториях, поэтому можно утверждать, что нанотехнологии как прикладная наука находятся лишь на начальном пути своего развития.
Возможно, уже совсем скоро нанотехнологии получат еще один путь к применению: начнут заменять некоторые химические реакции, что позволит упростить и удешевить производство многих материалов и продуктов.
Иная проблема исходит от общества: незнание того, как те или иные наночастицы действуют на человеческий организм, порождает немало опасений. Существует даже теория «серой слизи», предполагающая конец света вследствие неправильного развития нанотехнологических частиц. Безусловно, влияние столь мелких элементов на живые организмы не стоит оставлять без внимания. В 2006 г. Швейцарский технологический университет провел исследование, выявившее, что лишь 2 из 32 опрошенных производителей нанотехнологичной продукции изучали способность человеческого организма утилизировать эти элементы. Однако Стэн Вильямс, исследователь из Hewlett-Packard, не придает подобным опасениям большого значения: «Нанотехнологии никогда не сделают нас безгранично богатыми или бессмертными, однако и не сотрут с лица земли».
При подготовке статьи использованы материалы зарубежных СМИ 10 в минус седьмой степени метра |