Евгений Червоненко, народный депутат Украины, почетный президент концерна «Орлан»:
– Я думаю, что реакция рынка будет немного политизирована, но это станет носить краткосрочный характер. Безусловно, на первой волне антивоенных настроений кое-где будут случаи невосприятия американской продукции и товаров массового потребления. Но американский бизнес и экономика штатов в целом останутся в выигрыше. К этому приведут в итоге понижение цен на нефть, что очень важно для американской экономики, повышение курса доллара, а также усиление авторитета США как могущественной и сильной державы.
Владимир Сиденко, директор экономических программ Украинского центра политических и экономических исследований им. А. Разумкова:
– Конечно, американские транснациональные корпорации понесут определенные потери. Но со временем все экономические проблемы улягутся. Это чисто психологические эффекты, а не глобальный коллапс. Все уже было: бомбили Югославию, Вьетнам, Корею. Каждые десять лет кого-то бомбят. На мой взгляд, это не является чем-то удивительным. Это временные экономические трудности для США. Транснациональные корпорации ведут политику инфильтрации в местную среду, и в этом смысле они пытаются приблизиться к культуре тех стран, на чьих рынках они работают. Я могу привести такой факт: даже в Ираке, население которого считает американцев врагами, курят сигареты Marlboro и смотрят американские боевики. Здесь нельзя говорить о полном бойкоте американских товаров или определенных рынков.
Сергей Семаков, директор сети предприятий «Швидко»:
– Перспектива развития компаний фаст-фуд-индустрии США представляется весьма интересной. На сегодняшний день война не коснулась данного бизнеса на внутриамериканском рынке. Чего уже не скажешь о позициях торговых марок за пределами страны. Яркими примерами негативных тенденций в регионах являются события, связанные с закрытием завода Coca-Cola в Таиланде, начало производства во Франции первой «колы для мусульман», многочисленные призывы представителей мусульманского сообщества к бойкоту товаров «стран-агрессоров», важное место среди которых отведено MсDonald’s.
Хотя страны европейского континента, включая и Украину, в большинстве своем пока что проявляют толерантное отношение к торговым маркам американского происхождения, при сохранении дальнейшего негативного отношения к войне в Ираке следует ожидать стабильного роста негативного имиджа ведущих брендов американского происхождения, т. н. of American origin.
Игорь Кирилюк, директор по связям с общественностью компании Coca-Cola в Украине:
– Я убежден, что общественное мнение не ассоциирует правительства стран с негосударственным бизнесом. Компании, малые и большие, разрабатывают стратегию своего развития независимо от влияния политических партий и внешней политики государства. Поэтому я надеюсь, что компании, исторически ассоциируемые с Америкой, все-таки останутся за рамками возможного изменения отношения к странам антииракской коалиции.
Алексей Плотников, доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом международных валютно-финансовых отношений Института мировой экономики НАН Украины:
– Думаю, что американские транснациональные корпорации не понесут существенных убытков даже по истечении месяца военных действий. Бойкот американских товаров – явление, скорее всего, ситуативное, которое не может тянуться очень долго. Мир достаточно насыщен MсDonald’s, Coca-Cola, автомобилями Ford, и поэтому люди внезапно не откажутся от того, что им навязывали десятилетиями. Если и будет происходить какое-то снижение потребления американских товаров, то в очень незначительном количестве. В принципе, и в краткосрочной, и долгосрочной перспективе американские ТНК также ничего не потеряют.
Борис Беспалый, народный депутат Украины:
– Риск для американских транснациональных корпораций прежде всего возможен в авиационной и транспортной отраслях, поскольку повышается риск терактов. Поэтому вероятны значительные убытки именно в этих отраслях. Еще могут возникнуть проблемы с американскими инвестициями, с общими экономическими проектами. В будущем Америке будет гораздо труднее совершать экономическую экспансию, чем это было, например, несколько лет назад. А что касается американского ширпотреба, то здесь, возможно, будут временные потери.
Евгений Вовчановский, директор по развитию корпорации ROSHEN:
– На мой взгляд, все очень просто: существует рынок, и все потрясения и политические игры вокруг него никоим образом не смогут повлиять на желание получить прибыль. Если мы серьезно занимаемся бизнесом, то мы стоим над политикой. Ведь политика – политикой, а бизнес – бизнесом. США могут себе позволить, к примеру, кому-то «прищемить хвост» в убыток бизнесу, потому что Америка очень богатая страна. Все остальные страны такого позволить себе не могут. Поэтому все, кто работал с американскими компаниями, будут и дальше продолжать с ними работать. Я уверен, что они ничего не потеряют.
Эдуард Гурвиц, народный депутат Украины:
– Американские транснациональные корпорации ничего не потеряют потому, что антитеррористическая акция в Ираке обусловлена интересами всего человечества. Экономика США очень прочная и никаких глобальных изменений и последствий в стратегических отраслях промышленности не будет.
Виктор Капустин, народный депутат Украины, заместитель председателя Комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности:
– Я считаю, что американские транснациональные корпорации ничего не потеряют в связи с войной в Ираке. Если даже в новостях показывают, что разбили тысячу банок американского кетчупа, то это еще ничего не значит. В случае успешного окончания войны американские корпорации приобретут крупные заказы на восстановительные работы в Ираке. Министерство обороны США уже начинает заключать контракты с американскими фирмами по восстановлению экономики Ирака. Кроме того, цена на нефть, несомненно, упадет, что также скажется на улучшении ситуации многих компаний, в том числе и европейских.
Если война в Ираке закончится быстро и успешно, то правительство США будет иметь серьезные предпосылки для улучшения показателей американской экономики. Как пример могу привести то, что уже происходило в 1990-91 годах, когда война в Ираке привела к десятилетнему буму в американской и мировой экономике. История показывает, что окончание, как первой, так и второй, мировых войн фактически выводило из кризиса американскую экономику и служило началом отсчета периода ее процветания.
И эта война сыграет стимулирующую роль для американской экономики.
Виктор Ющенко, народный депутат Украины, лидер партии «Наша Украина»:
– Вiйна – це не найкраща обставина для ведення дiлової активностi. Ринки, в тому числi фондовi й валютнi, безумовно, можуть зазнати деяких змiн, i для багатьох iноземних фiрм – це не найкращi часи. Прикро те, що, можливо, це перший прецедент, навколо якого вiдбувається розкол у позицiях демократичної Европи, який рано чи пiзно також зачепить економiчнi й торговельнi iнтереси свiту. Я переконаний у тому, що свiтова громадськiсть, полiтичнi кола, бiзнесовi сили з кожним днем будуть намагатися розв’язати цей полiтичний i економiчний конфлiкт.
Александр Мороз, народный депутат Украины, лидер СПУ:
– Я не думаю, что на финансовом состоянии транснациональных корпораций хоть каким-то образом отразится политическая демонстрация неприязни к американской продукции. Например, тот же промышленный или продуктовый товар можно реализовать в более привлекательных для США регионах. Так что это вряд ли как-то отразится на транснациональных компаниях. Здесь важна политическая составляющая. Я считаю, что за этими экономическими тенденциями и последствиями надо наблюдать в течение двух-трех месяцев. Многое будет зависеть еще и от того, какие цены будут на нефть и нефтепродукты. Но пока еще рано говорить об экономических последствиях.
Сергей Оксанич, президент инвестиционной компании KINTO:
– На мою думку, вiйна в Iраку аж нiяк не зашкодить американцям на ринках збуту їхньої продукцiї i американськiй економiцi взагалi. Америка – дуже потужна країна.
Станислав Щербина, президент компании «Дженерал Моторс Украина»:
– Никакого влияния антиамериканских настроений на объемы продаж автомобилей производства США не будет. Этот продукт не относится к категории товаров импульсивного спроса. И если человек сделал осознанный выбор в пользу Chevrolet или Cadillac, его вряд ли что разубедит. А на украинском рынке влияние подобного бойкота исключено полностью. Менталитет украинского народа такой, что всевозможные протесты или выступления ему чужды.