Эффективные реформы ОПК возможны при наличии целостной концепции обеспечения системы нацбезопасности – эксперт

Эффективное реформирование оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Украины возможно в рамках целостной концепции обеспечения системы национальной безопасности и развития всех секторов экономики государства, уверен директор военных программ УЦЭПИ имени А.Разумкова Николай Сунгуровский.

Комментируя по просьбе агентства "Интерфакс-Украина" инициируемые Министерством обороны реформы по управлению ОПК, эксперт усомнился в том, что реализация озвученных военным ведомством планов будет способствовать заявленным целям по оздоровлению и развитию оборонной промышленности.

"Управлять развитием вооружений и управлять деятельностью оборонной промышленности это далеко не одно и то же. У этих процессов разные цели: получение эффективной, относительно дешевой техники и получение прибыли от реализации военной техники, соответственно. Отсюда, разные задачи, принципы деятельности и механизмы управления", – отметил он.

"Министерство обороны как крупнейший на внутреннем рынке получатель военной продукции должно формировать оборонную политику, в т.ч. политику военно-технического оснащения Вооруженных сил и других военизированных формирований, может координировать формирование государственного оборонного заказа", – уточнил Н.Сунгуровский.

"Но оно не специализируется, например, на маркетинговой политике, лежащей в основе деятельности оборонной промышленности. Поэтому концентрация в Минобороны функций по управлению оборонной промышленностью приведет к ее упадку", – пояснил эксперт, заметив: "Хотя, куда уж дальше?".

Оценивая по просьбе агентства правовой аспект инициируемого военным ведомством наделения Минобороны полномочиями головного органа в системе исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализацию государственной военно-технической политики, а также политики в сфере национальной безопасности, собеседник агентства отметил первостепенную значимость при осуществлении кардинальных реформ в системе национальной безопасности наличия целостной концепции ее обеспечения в увязке с системным подходом к развитию всех ее составляющих.

"На этапе радикальных реформ, а речь, я надеюсь, идет именно о них, существующие нормативно-правовые основы не могут рассматриваться как абсолют", – отметил Н.Сунгуровский.

"Если подходить системно, то сначала необходимо: сформировать концепцию, общее видение, системы обеспечений национальной безопасности в составе неразрывно взаимосвязанных силовых структур и оборонной промышленности. Потом, на основе детального аудита всех составляющих, разработать общую стратегию развития и функционирования этой системы. И уже после этого, когда определены все функциональные, технологические, временные ресурсные связи, можно переходить к планированию реформ в каждой из составляющих, включая и формирование новых нормативно-правовых основ", – пояснил эксперт свое мнение.

Вместе с тем, убежден директор военных программ УЦЭПИ им. А.Разумкова, системный подход никогда не был определяющим при проведении реформ в Украине. "К сожалению, в Украине, по причине отсутствия то ли терпения, то ли необходимой квалификации, то ли баланса корпоративных и национальных интересов, то ли всего названного вместе, этот процесс ни разу от начала до конца не пройден. Поэтому реформы в отдельных сферах приходили и будут приходить в противоречие с процессами в остальных сферах, какие бы красивые формулы не предлагались", – сказал он.

Специфической особенностью, в первую очередь, текущих преобразований, проводимых в Украине, по мнению Н.Сунгуровского, является подмена государственных интересов, декларируемых при инициировании реформ, исключительно корпоративными интересами.

"Еще одна специфика Украины, особенно на текущем этапе: какие бы высокие интересы не декларировались, реальные процессы направлены на достижение совсем других, корпоративных интересов", – сказал он.

"Почему ведется речь о вертикально интегрированных структурах (в ОПК – ИФ)? Потому что реальной целью является концентрация финансовых потоков и контроль над ними. Почему до формирования концепции реформы оборонной промышленности инициируются процессы банкротства предприятий, передачи их из подчинения одних структур, например, Государственного космического агентства Украины, в другие – ГК "Укроборонпром"? Потому что речь идет о доступе к активам этих предприятий, а не об оптимизации отрасли", – пояснил свое мнение эксперт.

"И таких "почему?" – на каждом шагу", – резюмировал собеседник агентства.

В соответствии с указами президента от 9 и 28 декабря 2010 года, а также постановлением правительства №1221 от 29 декабря 2010 года, в Украине создан госконцерн "Укроборонпром". На сегодняшний день участниками госконцерна выступают 130 предприятий ОПК, включая госкомпанию "Укрспецэкспрорт" и ее дочерние предприятия. По данным Минобороны, на сегодняшний день 47 предприятий госконцерна являются убыточными.

Как сообщил на минувшей неделе на брифинге после заседания правительства первый заместитель министра обороны Александр Олейник, по итогам прошедшего в октябре совещания по вопросам реформирования и развития ОПК под руководством президента Украины Виктора Януковича, Министерство обороны отработало комплекс мероприятий, нацеленных на повышение эффективности работы предприятий ОПК. По словам замминистра, подготовленные Минобороны предложения находятся "на подписи" у главы государства.

По данным Минобороны, предлагаемая украинским военным ведомством модель управления "оборонкой" предусматривает создание единой вертикали управления ОПК, в которой Минобороны будет обеспечивать управление развитием вооружений и координацию работы ОПК при производстве ВВТ для потребностей ВСУ и других военных формирований.

При этом Минобороны выступает не только госзаказчиком вооружений и военной техники, но и головным органом в системе исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной военно-технической политики, а также политики в сфере национальной безопасности.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Залишити відповідь