Инновации для Philips всегда были и остаются направляющей силой. Во что и как именно компания сейчас вкладывает свои ресурсы, в эксклюзивном интервью «&» рассказал Рональд де Йонг, исполнительный вице-президент по глобальным рынкам.
Независимо от сложностей в мировой экономике мы продолжаем вкладывать в инновации. Сумма не уменьшилась, ежегодно это около €1,6 млрд., однако изменилось направление вложений. Мы активны в более чем 100 странах мира, и долгое время разрабатывали значительное количество инноваций для Италии, Греции, Испании и Португалии. Кризис евро повлиял на их экономическую ситуацию, и мы не ждем там быстрого восстановления, поэтому в фокусе внимания находятся развивающиеся рынки. При этом мы не уходим из стран, переживающих экономические трудности: невозможно быть успешным в стране, если постоянно входить на ее рынок и выходить в зависимости от экономической ситуации.
Перед началом работы над инновационным проектом мы очень осторожно подходим к определению результатов, которые в итоге хотим увидеть. Возврат инвестиций, конечно, – важный индикатор успеха инноваций, но не единственный. Успех включает в себя много параметров. Первый – это время. Если посмотреть на наши успешные проекты, ни один из них не реализовался за один день. Иногда на тестирование, доработку и внедрение уходят годы. Одновременно с этим нельзя слишком затягивать проект и вкладывать в него несоразмерно много времени и сил. Это второй параметр. Если мы видим, что ресурсы, вкладываемые в инновации, увеличиваются, а результат остается на низком уровне, то пересматриваем приоритеты и смещаем фокус внимания на другие проекты.
Еще один параметры – стратегическая важность проекта. К примеру, Украина обладает весомой репутацией в сельском хозяйстве, и для нас важно предлагать инновации именно для этой отрасли. Мы реализовали в стране уникальный проект первой в мире теплицы на светодиодном освещении промышленного масштаба (в г. Умань. – Прим. ред.). Стратегическая важность подобной работы для нас ценнее быстрого возврата инвестиций.
Сейчас мы все больше внимания уделяем тому, насколько актуальны наши инновации для каждого конкретного рынка, образа жизни местного населения. К примеру, в категории «потребительские товары» у нас есть направление «кухонные приборы». В этой категории компания не может создавать одинаковые инновации для всех стран, ведь способ приготовления еды в Украине сильно отличается от способа приготовления в Китае, США, Германии или Ирландии. Так, если в Китае люди едят много риса, мы создаем для них устройства, предназначенные именно для его приготовления. Они востребованы населением этой страны, но вряд ли столь же сильно нужны, скажем, немцам. Однако в нашей деятельности есть направления, требующие универсальных инноваций. К примеру, в направлении «здравоохранение» в портфеле компании доля премиальных продуктов небольшая. Дело в том, что правительства большинства стран сфокусированы на том, чтобы обеспечить доступ как можно большему количеству людей к аппаратной диагностике, поэтому им нужны устройства базовой функциональности по приемлемой цене. Тут мы используем другой тип инноваций – то, что называем value engineering, чтобы сделать, к примеру, рентгеновские аппараты, компьютерные томографы и системы мониторинга за жизненными показателями пациентов, доступными для массового пользователя. Вместе с тем благодаря инвестициям в инновации мы разрабатываем продукты, находящиеся на передовой науки. Такого рода инновациями я особенно горжусь.
Восстановление началось 2011 г. для Philips оказался худшим за последнее десятилетие. Чистые убытки составили €1,3 млрд., такого не было с 2002 г. Весьма затратным для нее был выход из убыточного бизнеса по производству телевизоров. Отвечая на вопросы телеканала Euronews, глава компании Франс ван Хаутен сказал: «Мы получаем 66% выручки от работы с фирмами, а не с конечным потребителем. Действительно, потребительский сегмент в наших оборотах стал меньше. Мы видим отличные перспективы в сфере производства медицинского оборудования и светотехники, у нас есть новая программа «Accelerate», призванная внедрить инновации. Пытаемся сократить расходы, поднять норму прибыли и оборотный капитал. Во второй половине текущего года рассчитываем на прибыль и улучшение во всех трех основных сферах нашей деятельности». Действительно, прибыль и выручка Philips в III квартале оказалась выше ожиданий рынка. EBITA составила €562 млн., а предвиделось 520 млн. Квартальная выручка достигла €6,13 млрд. при ожиданиях 5,95 млрд. Рентабельность компании по EBITA в III квартале – 7,3% по сравнению с 6,8% за аналогичный период прошлого года. |