«В нынешнем году реконструкция обойдется примерно на 5 млн. грн. дороже».
Александр Нестеренко, заместитель гендиректора по развитию аэродромной части аэропорта «Киев» (Жуляны), о перспективе уже в 2008 году принимать на аэродроме Boeing 737
Технологии
Многофункциональность выходит на ЖК-экраны
Согласно прогнозу холдинга Unitrade Group, в текущем году будет продано 690 тыс. LCD-телевизоров. В денежном выражении объем рынка составит около $535 млн.
По итогам I квартала 2008 г., продажи этой техники уже выросли на 144% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так, за три месяца LCD-телевизорами обзавелись 115 тыс. украинцев, потратив на это $97 млн. При этом рост спроса не является результатом снижения стоимости техники – средняя цена осталась практически на прошлогоднем уровне ($845 в 2008 г. против $835 в 2007 г.).
В холдинге также отметили изменение в предпочтениях покупателей. Если в прошлом году наибольшей популярностью пользовалась продукция нижнего ценового сегмента (до $500), то в I квартале 2008 г. лидирует техника стоимостью $750-1000. Кроме того, вырос спрос на LCD-телевизоры стоимостью $1,25-1,5 тыс. Одновременно с этим существенно сократились продажи устройств с низким разрешением. Все это, по мнению аналитиков Unitrade Group, говорит о смещении предпочтений покупателей в сторону многофункциональных устройств.
Что касается наиболее востребованных на этом рынке производителей, то в первую тройку вошли Samsung (46% рынка), Philips (15%) и LG (14%).
Подбор персонала
IT-сектор ведет охоту на новобранцев
Острый дефицит кадров в украинском IT-секторе заставляет игроков отрасли использовать новые методы поиска специалистов. Одним из них является сотрудничество с высшими учебными заведениями технического профиля. Как сообщалось ранее, Cisco открыла Институт предпринимательства при НТУУ «КПИ», а украинский системный интегратор SI BIS начал сотрудничать с Национальным авиационным университетом, предоставив ему сервер от IBM для обучения студентов администрированию.
Программа компании под названием «Образовательный партнер» предполагает обучение студентов навыкам в области информационных технологий. По словам руководителя центра бизнес-знаний SI BIS Сергея Карпенко, отечественная система образования требует помощи со стороны бизнес-структур с целью обеспечения качественной и актуальной подготовки молодых специалистов. Данная задача усложняется тем, что базовые знания в IT-отрасли полностью изменяются каждые пять-семь лет, обесцениваясь в среднем на 15-20% в год, утверждают в SI BIS. В перспективе компания намерена сотрудничать и с другими вузами, более того, планируется создать механизм трудоустройства выпускников, сертифицированных в рамках данной программы, утверждает С. Карпенко.
Каналы продаж
Мобильные телефоны станут четвертой силой
Принципиально новым каналом продаж, по данным исследования, проведенного Cisco, станут в скором времени мобильные телефоны.
В Украине эти устройства больше используются пока не столько для продаж, сколько для разного рода акций. Отечественные компании только начинают ощущать вкус электронного маркетинга. В то же время в Европе и Америке мобильные телефоны стали уже четвертым по мощности инструментом торговли (после обычных магазинов, сайтов и почтовых каталогов). В Cisco считают, что в этих условиях мобильная торговля будет развиваться примерно так же, как сотовая связь.
В целом на международном рынке, по данным компании Forrester Research, уже в этом году объем онлайн-продаж достигнет $204 млрд., а к 2012 г. увеличится до $335 млрд.
Подобные тенденции могут стимулировать компании к трансформации методов ведения бизнеса, но чтобы воспользоваться этим инструментом, нужно создавать как минимум «подключенные магазины». Обязательными для таких магазинов атрибутами являются интуитивно-понятный графический интерфейс, удобный поиск и покупка. Кроме того, эксперты настаивают на необходимости и таких более сложных сетевых возможностей, как социальные сети, многоканальная интеграция.
Инвестиционная привлекательность
Небольшие города все больше отстают
Крупные города страны остаются более привлекательными для ведения бизнеса, чем небольшие региональные центры. Так, по данным GfK Ukraine, снова увеличилась разница в росте доходов миллионников и населенных пунктов с численностью жителей более 100 тыс. человек.
Причиной тому, согласно мнению аналитиков, стала централизация экономики, а также то, что основные ресурсы направляются в столицу и крупные города. Пока тенденции к исправлению ситуации не наблюдается, даже несмотря на то что все большее число компаний стремятся к развитию именно за счет выхода в регионы.
Анализируя рост доходов населения, в GfK Ukraine пришли к следующим цифрам: в среднем за год на 30% увеличился этот показатель в городах с численностью жителей более 100 тыс. человек. При этом лидерами остаются Киев, Одесса, Харьков, Днепропетровск и Донецк. В то же время наиболее бедными областными центрами являются Херсон и Кировоград.
Что касается разницы между бедными и богатыми городами, то среднемесячный доход их жителей отличается в два с половиной раза.
Наиболее высокие показатели роста дохода продемонстрировали Северодонецк (53%), Кривой Рог (52%) и Кременчуг (50%). Самые низкие результаты у Кировограда (5%), Луцка (10%), Черновцов (11%) и Мариуполя (13%).
Подходы
Маркетинговый аутсорсинг набирает силу
В то время как в странах Европы и в Америке маркетинговый аутсорсинг является широко используемой услугой, в Украине этот рынок только зарождается. Однако маркетологи прогнозируют, что уже в течение двух-трех лет число игроков на этом рынке значительно вырастет. Развитию данного направления услуг, по их мнению, поспособствует то, что крупный и средний бизнес в стране активно развивается, и в большинстве случаев он сталкивается с проблемой маркетинговых кадров и их компетенций. При этом содержать собственный штат высококлассных специалистов отечественным компаниям зачастую не по карману.
В целом рынок уже сейчас готов к такого рода сервису, считают в компании BrainsUp, которая совсем недавно была создана в стране и специализируется как раз на маркетинговом аутсорсинге. «Пока в чистом виде компаний, занимающихся такой деятельностью, в Украине нет. Есть отчасти те или иные проявления в области рекламы, стратегического консалтинга, медиа или BTL. Рынок аутсорсинга только зарождается, и лидерами в этом направлении традиционно являются IT-компании», – отмечает Антон Щеткин, директор компании BrainsUp.
Свои услуги компания позиционирует как сервисы, рассчитанные преимущественно на собственников, акционеров и финансовых директоров крупных и средних компаний. В портфеле компании будут как решения, ориентированные на краткосрочный эффект, так и на долгосрочную перспективу. То, на какие из них будет больший спрос, в BrainsUp пока точно определить не могут. А. Щеткин: «Никто не отменял краткосрочный эффект, но все больше компаний начинают думать и о долгосрочной перспективе».
Вопрос номера
Замечали ли вы, что возраст вашей целевой аудитории меняется?
«Евросеть» провела масштабное изучение аудитории бренда. В компании считали, что ее основные клиенты – молодые мужчины, студенты, которым нравится эпатаж в рекламе. Но оказалось, что треть ее покупателей – старше 45 лет, а в целом люди старше 35 лет составляют около 50%.
Крупные города страны остаются более привлекательными для ведения бизнеса, чем небольшие региональные центры. Так, по данным GfK Ukraine, снова увеличилась разница в росте доходов миллионников и населенных пунктов с численностью жителей более 100 тыс. человек.
Причиной тому, согласно мнению аналитиков, стала централизация экономики, а также то, что основные ресурсы направляются в столицу и крупные города. Пока тенденции к исправлению ситуации не наблюдается, даже несмотря на то что все большее число компаний стремятся к развитию именно за счет выхода в регионы.
Анализируя рост доходов населения, в GfK Ukraine пришли к следующим цифрам: в среднем за год на 30% увеличился этот показатель в городах с численностью жителей более 100 тыс. человек. При этом лидерами остаются Киев, Одесса, Харьков, Днепропетровск и Донецк. В то же время наиболее бедными областными центрами являются Херсон и Кировоград.
Что касается разницы между бедными и богатыми городами, то среднемесячный доход их жителей отличается в два с половиной раза.
Наиболее высокие показатели роста дохода продемонстрировали Северодонецк (53%), Кривой Рог (52%) и Кременчуг (50%). Самые низкие результаты у Кировограда (5%), Луцка (10%), Черновцов (11%) и Мариуполя (13%).
Конечно, замечала. Раньше нашу продукцию покупали в основном люди старшего возраста с высоким достатком. Сейчас все чаще ювелирные изделия с бриллиантами покупают молодые люди, которые в более раннем возрасте стали получать высокие доходы.
Наталья Нетовкина, владелец торгового дома Zarina
Взросление целевой аудитории действительно имеет место в современном бизнесе. К примеру, создавая сайт гороскопов «Оракул», мы рассчитывали на молодых посетителей. Но оказалось, что его охотно просматривают представители разных поколений. Проанализировав наших подписчиков, мы обнаружили, что большая их часть мужчины в возрасте 50 и более лет».
Михаил Иртлач, директор по маркетингу и рекламе «УКРНЕТ»
При выборе целевой аудитории мы стараемся сегментировать потребителей не столько с точки зрения демографических факторов, сколько ментальных. К примеру, общность интересов, ценность, образ жизни, отношение к миру в целом и к продукту в частности иногда является более сильной платформой для коммуникации, чем тот же возраст.
Павел Роднин, президент корпорации «Рідна Марка»
Перспективы Инфляции приказано: «Стоять!» Шанс имеют только высокотехнологичные производства Землю ожидает нещадная эксплуатация В среде сахарозаводчиков грядут качественные перемены
Кабмин утвердил уточненные прогнозные показатели экономического и социального развития страны на 2008 г. При этом прогноз инфляции утвержден на уровне 15,3% (напомним, что госбюджет рассчитан с учетом инфляции 9,6%).
Но, учитывая то, что по итогам пяти месяцев инфляция составила 14,6%, многие эксперты считают подобный оптимизм правительства необоснованным. Они больше верят цифре 20% по итогам года.
Не верят в торможение инфляции и международные аналитики. Так, через пару дней после заявления Кабмина рейтинговое агентство Standard & Poor’s (S&P) снизило долгосрочные рейтинги нашей страны по обязательствам в иностранной и национальной валютах. Это удорожит внешние займы для украинских эмитентов на 1-1,5% и снизит привлекательность украинских компаний для портфельных инвесторов.
Минпромполитики составило прогноз развития украинского машиностроения, согласно которому в ближайшие десять лет производство энергетического, металлургического и химического оборудования будет расти на 30-50% в год. Но для некоторых отраслей, например, сельхозмашиностроения и кабельного производства, ожидается стагнация или полная ликвидация. По данным министерства в нынешнем году нефтегазовое машиностроение вырастет на 57%, энергетическое – на 24%, химическое – на 19%. Но сельхозмашиностроение вырастет всего на 2-3%, а производство кабельной продукции снизится на 4%.
Шанс на долгосрочное развитие имеют лишь высокотехнологичные производства.
Минагрополитики бьет тревогу – «тяжелыми» для земли техническими культурами (подсолнечник, рапс, соя) оказалось занято почти вдвое больше площади, чем позволяют нормы севооборота. Это ведет к неминуемому истощению земель. Поэтому министерство планирует уже со следующего года дотировать выращивание невыгодных для селян, но полезных для земли культур или ввести квоты на «вредные» растения. Хотя если бы аграрии были не арендаторами, а собственниками земли, то они наверняка относились бы к ней более внимательно.
Причина подобного перекоса в севообороте проста – по итогам прошлого сезона именно технические культуры оказались наиболее рентабельными. Так, прибыльность масличных превышает 100%, тогда как у зерновых едва достигает 60%, сахарной свеклы – 25%.
Напомним, что в ЕС фермера, игнори рующего уход за почвой, ожидают немалые штрафы.
Последние два года выдались тяжелыми для большинства производителей сахара. Из-за перепроизводства на внутреннем рынке держится низкая цена, поэтому производители работают почти с нулевой рентабельностью. Сложнее всего тем из них, кто не имеет собственного производства сырья. Разговоры о том, что им придется закрываться, велись давно. И процесс пошел. Так, один из лидеров рынка – «Украинская продовольственная компания» – уже продала шесть своих заводов (из 11) по производству сахара в Тернопольской области, причем покупателем стала компания, ранее поставлявшая свеклу на эти заводы. Вполне вероятно, что распродажа будет продолжаться и к ней присоединятся другие производители сахара, не развивавшие сельскохозяйственное направление.