В мировых компаниях

Хай-тек


Лучше, но дешевле
Apple представила следующее поколение своего популярного смартфона iPhone 2. Коммуникатор поддерживает стандарт 3G, что позволит скачивать информацию в 2,8 раза быстрее, чем это было возможно на предыдущей модели, а также оснащен GPS-навигатором. Помимо этого, разработчики попытались исправить такой недостаток iPhone, как быстрая разрядка аккумулятора: за счет улучшенной батареи новый смартфон сможет работать до пяти часов в режиме разговора и до 300 часов в режиме ожидания.


Но, пожалуй, самое главное – iPhone 2 будет стоить дешевле своего предшественника. Как показало исследование Apple, 56% респондентов заявили, что не могут позволить себе iPhone именно из-за его высокой стоимости. Чтобы охватить массовую аудиторию, цену на новый телефон с 8 Гб памяти в США снизят до $199 (сейчас такой аппарат доступен за $399), а модель с 16 Гб будет продаваться по $299. Снизить стоимость удалось благодаря новому соглашению с мобильным оператором AT&T – эксклюзивным дистрибьютором «старого» iPhone на территории США. Партнеры заявили, что оператор будет выплачивать определенную сумму Apple за каждый проданный смартфон, а разработчик согласился делиться процентом от ежемесячных выплат абонентов. Для AT&T такое соглашение выгодно, так как с распространением более дешевой новой модели оператор получит клиентов, которые будут больше времени проводить в Интернете, что скажется на цене обслуживания (не говоря уже о чисто имиджевой стороне сделки).


11 июля iPhone 2 поступит в продажу в 22 странах мира, а к концу года – уже в 70. Выход второй версии хитового смартфона скажется на всем рынке мобильных телефонов, убеждены эксперты. Apple поставила своей целью стать номер один в производстве мобильных телефонов, считают в Gartner. Низкая стоимость новой модели позволит более успешно конкурировать с продукцией от Nokia и Research in Motion. Производитель уже почти достиг желаемого – продать10 млн. моделей к концу 2008 г., а с обновленным iPhone можно будет ставить более высокие планки, тем более что совокупный объем продаж мобильных телефонов в мире к этому времени составит 1 млрд.


Власть и бизнес


Китайское правительство реформирует операторов «сверху»
Правительство Китая приступило к масштабной реструктуризации телекоммуникационной отрасли. Цель – покончить с монополией крупнейшего оператора мобильной связи China Mobile (400 млн. абонентов и 69% рынка) и помочь менее крупным игрокам в борьбе за абонента. По мнению аналитиков RBC Investment Management Asia, план также призван помочь компаниям привлечь дополнительные инвестиции для внедрения стандарта 3G, лицензии на который будут продаваться в августе накануне Олимпиады в Пекине.


В рамках реструктуризации шесть крупнейших государственных телекоммуникационных игроков должны быть преобразованы в четыре. Чтобы сбалансировать индустрию, операторы наземной связи, теряющие популярность в Китае и лишившиеся с января по апрель 2008 г. 5,4 млн. абонентов, будут объединены с сотовыми операторами. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. China Unicom, второй по величине в стране мобильный оператор (168,4 млн. абонентов), заявил о намерении поглотить своего «наземного» конкурента China Netcom. Оплата этой сделки, стоимостью $56,28 млрд., осуществится путем обмена акциями. В свою очередь CDMA – подразделение China Unicom – за $15,84 млрд. будет интегрировано в China Telecom, оказывающий услуги фиксированной телефонии. В дальнейшем China Mobile Communications, материнская компания China Mobile, должна приобрести телефонного оператора China Tietong Telecommunications. Еще одного крупного игрока китайского рынка – China Satcom – изменения пока не коснутся.


Реструктуризация уже нанесла удар по China Mobile: с мая акции компании подешевели на 8,2%, что явилось крупнейшим падением за последние шесть лет, а ее капитализация снизилась на $26 млрд.


Финансовые взлеты


Рокировка российских операторов
МТС обошла «ВымпелКом» по капитализации впервые с момента слияния последнего с «Голден Телекомом». Котировки акций на NYSE на момент закрытия торгов 6 июня принесли МТС капитализацию в $32,96 млрд., «ВымпелКому» – в $32,12 млрд. (9 июня эти показатели уже составили $33,0 и 32,43 млрд. соответственно).


По мнению экспертов, такая ротация связана, во-первых, с ослаблением рыночных позиций «ВымпелКома». В I квартале 2008 г. абонентская база оператора сократилась на 0,34%, тогда как у МТС увеличилась на 4,3%. Как пояснила пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая, рост бизнеса ее компании связан с более широким использованием голосовых услуг, а также популярностью дополнительных услуг с высокой добавочной стоимостью. В «ВымпелКоме» от комментариев воздержались. Во-вторых, хотя у обоих операторов с начала года наблюдалось падение котировок, у «ВымпелКома» эти темпы были гораздо выше. Общая негативная динамика связана с опасениями инвесторов по поводу вероятности регуляторного вмешательства в тарифную политику крупных операторов. В-третьих, в 2007 г. на фоне слухов о готовящемся слиянии с «Голден Телекомом» акции «ВымпелКома» были перегреты и торговались с большой премией относительно МТС. По словам аналитиков, спекулятивная поддержка закончилась, так что капитализации операторов постепенно корректируются. Правда, по их мнению, в долгосрочной перспективе на «ВымпелКом» окажет влияние синергия от слияния с «Голден Телекомом» и он опять окажется лидером.


В то же время третий участник «большой тройки» – «МегаФон» – готовится уже в 2009 г. провести IPO. Об этом заявил Томас фон Веймарн, председатель правления TeliaSonera – крупнейшего акционера российского оператора с 35,6%-м пакетом. Пока формального решения инвесторов об этом «МегаФон» еще не получил, однако проблемы вряд ли возникнут. Дело в том, что оператор планировал выйти на биржу еще в 2003-2004 гг., но как раз тогда начались споры между акционерами, из-за чего c IPO пришлось повременить. Судебные разбирательства завершились только в этом году.


Капитализацию «МегаФона» эксперты оценивают в $20-25 млрд., однако в своих комментариях относительно предстоящего IPO неоднозначны. Одни полагают, что фондовый рынок воспримет эту новость с оптимизмом, поскольку возможностей для инвестирования сейчас не так много. Тем более что компания динамично развивается: ее доход в 2007 г. вырос на 53,2% – до $5,7 млрд., чистая прибыль – на 70% – до $1,4 млрд. А по прогнозам скептиков, оператор задерживается с выходом на биржу. Рынок уже знает двух участников «большой тройки», и если «МегаФон» не предложит что-то экстраординарное, получить позитивную оценку ему будет непросто.


Выход на биржу


Крупнейший корейский банк на пороге приватизации
Korea Development Bank, крупнейший национальный банк Южной Кореи, будет приватизирован. По плану до конца года банк и три его «дочки» разделят на предназначенную к продаже холдинговую компанию KDB, в которую войдут Daewoo Securities, KDB Asset Management, KDB Capital, а также на госфонд Korean Development Fund (KDF). К 2010 г. правительство намерено продать в ходе IPO 49% акций холдинга, выручив не менее $19 млрд., а к 2012 г. – завершить приватизацию оставшихся 51% ценных бумаг. Уже известно, что приобрести крупные пакеты акций KDB смогут частные компании (в том числе и зарубежные), частные и пенсионные фонды. Тем временем фонд KDF останется в руках правительства и продолжит оказывать поддержку малому бизнесу, только теперь не напрямую, а через инвестиции в частные финансовые компании.


Эксперты уверены, что выход на биржу крупнейшего корейского банка является для страны необходимым шагом, чтобы увеличить конкурентоспособность в регионе, особенно на фоне приватизации финансовых институтов и банков в соседнем Китае. Напомним, IPO китайского государственного банка ICBC в 2006 г. принесло национальному бюджету $21,9 млрд. «Имидж страны в финансовой сфере не только в регионе АТР, но и в мире может резко возрасти. Хотя многое будет зависеть от того, кто именно купит доли в финансовом институте. Пока никаких заявок на это не поступало», – говорят в Economist Intelligence Unit. По мнению аналитиков, в дальнейшем Южная Корея может перейти также к приватизации добывающих и энергетических компаний. 

Залишити відповідь