Потенциал украинского рынка клининговых услуг превышает его нынешнюю емкость в 10-20 раз.
Чистота и ухоженность помещений в общественных местах является важной составляющей, способствующей увеличению потоков посетителей и потенциальных арендаторов, а в офисных центрах – необходимым условием успешного и эффективного развития бизнеса. С появлением на украинском рынке недвижимости зарубежных девелоперских организаций, гостиничных операторов и иностранных компаний, формирующих спрос на коммерческие помещения, отечественные игроки стали перенимать международный опыт управления объектами, в частности, передачу на аутсорсинг услуг по уборке помещений – клининг.
Перспективы роста
На Сегодняшний день украинский рынок клининговых услуг находится на этапе формирования. По данным специалистов, несмотря на то что услуги профессиональных клининговых компаний становятся все актуальнее и выгоднее как для арендодателей, так и для арендаторов коммерческих помещений, даже в Киеве эти компании обслуживают лишь около 15-20% всей коммерческой недвижимости. По оценкам Марины Радевич, руководителя отдела обслуживания VIP-клиентов компании «Мир чистоты», объем рынка клининговых услуг в стране составляет $10-20 млн. Но исходя из объема существующих торговых, гостиничных и офисных помещений с учетом средней стоимости уборки 1 кв. м площади в 10 грн. в месяц потенциал украинского рынка как минимум в 10 раз больше и составляет около $200 млн. Поэтому ожидается, что в ближайшие несколько лет объем рынка будет ежегодно удваиваться. Справедливость столь оптимистичного прогноза подтверждает и Игорь Гогоша, директор компании «Клининг-про»: «Несмотря на то что украинские потребители медленно движутся к западным стандартам чистоты, процентное соотношение зарубежных и отечественных клиентов уже составляет 50:50».
Кроме украинских корпоративных заказчиков, еще одним резервом для развития данного рынка являются частные лица, доля которых ежегодно возрастает на 10%. Марина Радевич: «Повышение спроса на клининговые услуги со стороны частных клиентов говорит о многом: прежде всего возросло доверие к клининговым компаниям (люди охотнее пускают нас к себе в дом), происходит переоценка качества услуг – все чаще поступают заказы на обслуживание домов, где уже работает прислуга».
Игроки вынуждены укрупняться
Сейчас в Украине существуют профессиональные клининговые компании, которые можно разделить как минимум на две группы. Есть большие организации (более 100 человек штата), уже занявшие определенную нишу рынка и способные удовлетворить требования крупных заказчиков, однако их можно буквально пересчитать по пальцам. Лидируют на рынке Air Clean, GRIFFIN Group, Shaden Group, «Мир чистоты», «Клининг-про», «Актуал Сервис», «Ден», «Донбасская клининговая компания», «Евросити», «Клин-Стар», «КлинТех», «Мастер клин», «Чистый свет» и некоторые другие. Основную же массу составляют мелкие фирмы (10-15 человек штата), специализирующиеся на уборке квартир и небольших офисов. Однако, как показывает статистика, за два-три года около 70% таких игроков сменяются новыми. «Каждый год на рынке появляются сотни маленьких клининговых компаний, которые незаметно появляются и так же исчезают, и их часть на рынке не больше 10%», – комментирует ситуацию с однодневками Игорь Гогоша. Возникновение большого числа мелких компаний в 2002-2006 гг. объяснялось низкой стоимостью выхода на рынок – около $20-30 тыс., и высокой рентабельностью – более 30%, поэтому вложения окупаются уже через два года. Однако, скорее всего, в этом году фирм-однодневок станет гораздо меньше. Как считает Денис Киш, генеральный директор клининговой компании Shaden group, это связано с тем, что с насыщением рынка обостряется конкуренция, которая основывается не на демпинге, а на качестве предоставляемых услуг, эффективности управления и квалификации персонала. Поэтому порог вхождения в бизнес ежегодно растет и в настоящее время составляет около $100 тыс.
Конкуренция Марина Радевич, руководитель отдела обслуживания VIP-клиентов компании «Мир чистоты»: |
Проблемы Денис Киш, генеральный директор клининговой компании Shaden group: |
Перспективы Игорь Гогоша, директор компании «Клининг-про»: |