Приобретения
BAT укрепит позиции за счет Турции
British American Tobacco (BAT) – второй по объему продаж табачный производитель в мире – завершил поглощение турецкой госкомпании Tekel Cigarette. Аукцион по ее покупке британцы выиграли в феврале нынешнего года, предложив за данный актив $1,72 млрд. За эту сумму BAT получила права на бренды, принадлежащие Tekel, и шесть фабрик со штатом в 15 тыс. человек. Напомним, приватизация этой компании (объем продаж – 32 млрд. штук сигарет в год, доход – $151 млн.) была одним из условий $10-миллиардного кредита от МВФ в рамках мер по снижению роли правительства в экономике страны.
Турецкий рынок – восьмой по величине в мире и потому привлекателен для табачников. По данным ВОЗ, 60% мужчин этой страны курят. Кроме того, турецкие акцизы на сигареты ниже, чем в европейских странах. На Западе запреты на курение уже стали обычным делом, в Турции же этот процесс только начинается. В январе правительство подписало законы о запрете на курение в общественных местах, но в кафе и ресторанах они начнут действовать только в середине 2009 г.
На турецкий рынок BAT вышла в 2002 г., и сейчас аналитики оценивают ее долю в 7%. После покупки Tekel она увеличится до 36%, что сократит разрыв с главным конкурентом – Philip Morris (40%) и позволит обойти Japan Tobacco International (14%). «Широкий портфель марок компании Tekel в сочетании с существующими продуктами BAT создаст лучшую платформу для роста рынка таких международных брендов, как Kent, Pall Mall и Vogue», – убежден исполнительный президент ВАТ Пол Адамс.
Мировой рынок табачных изделий в настоящее время активно консолидируется. Та же ВАТ в феврале заявила о покупке за 2,055 млрд. фунтов стерлингов датского производителя сигарет и жевательного табака Skandinavisk Tobakskompagni. Были зафиксированы и более масштабные сделки. Так, в начале 2007 г. Japan Tobacco за 7,5 млрд. фунтов получила контроль над британской Gallaher Group. А летом прошлого года британская Imperial Tobacco договорилась о поглощении франко-испанской Altadis за 12,6 млрд. евро.
Поглощения
Verizon Wireless встряхнет сотовый рынок
Verizon Wireless – вторая по величине телекоммуникационная компания США, принадлежащая Verizon Communications и Vodafone Group, – за $28,1 млрд. приобретает своего национального конкурента Alltel Communications. Цель данной сделки амбициозна: за счет поглощения пятого крупнейшего сотового оператора в стране занять доминирующие позиции на рынке и обогнать нынешнего лидера AT&T. Ведь теперь Verizon Wireless, получив дополнительно 13,2 млн. клиентов Alltel, будет обслуживать 80,2 млн. мобильных абонентов, тогда как у AT&T такой показатель составляет 71,4 млн. Укрепление позиций в этом сегменте особенно важно, учитывая то, что в последнее время бизнес по предоставлению услуг сотовой связи является наиболее быстрорастущим направлением телефонной индустрии. Только за последний квартал Verizon Wireless нарастила абонентскую базу в данном сегменте на 1,5 млн. человек, AT&T – на 1,3 млн., Alltel – на рекордные для себя 385 тыс. «Вследствие нынешней сделки покупатель получает сильную франшизу на беспроводную связь и увеличивает возможности в этом бизнесе, являющимся лучшим в ее портфеле», – комментируют аналитики нью-йоркского агентства Sanford C. Bernstein & Co. К тому же Verizon Wireless теперь охватит своими услугами 57 сельских районов на западе и юге США, где активно присутствует Alltel.
Это поглощение стало настоящим сюрпризом для отраслевых экспертов. Всего семь месяцев назад, в ноябре 2007 г., Alltel за $27,5 млрд. была выкуплена двумя инвестиционными фондами – TPG и Goldman Sachs. Тогда эта сделка стала крупнейшей частной инвестицией в беспроводную отрасль США. Теперь инвесторы вынуждены продать этот актив, очевидно, почувствовав необходимость в дополнительных свободных средствах в напряженный период на рынке капитала. При всей высокой динамике развития бизнеса на Alltel висели $22,2 млрд. долга. Verizon Wireless, раньше присматривавшейся к Alltel, теперь решила добавить ее в свой портфель, а за счет синергии при слиянии – сократить издержки на $9 млрд.
Рейтинги
Google обошел Microsoft
«Американские корпорации теряют репутационную устойчивость, причем их имидж падает гораздо быстрее курса акций», – говорится в девятом ежегодном отчете (по итогам 2007 г.) консалтинговой компании Harris Interactive, в ходе которого было опрошено более 30 тыс. человек. Лишь немногие игроки бизнеса преодолели этот тренд, продолжая строить сильный бренд в тяжелые для американской экономики времена.
Компанией с лучшей репутацией стал Google. Вице-президент Harris Interactive Роберт Фронк видит причину победы интернет-корпорации, оставившей позади не только лидера прошлогоднего исследования Microsoft, но и победителя семи предыдущих рейтингов – компанию Johnson & Johnson, в первую очередь в правильном отношении к сотрудникам. «Чтобы вывести вперед процветающую компанию, необходимы не только выдающиеся финансовые результаты, но и то, как вы относитесь к своим сотрудникам, – считает Фронк. – Показательно, что тот же Google не входит в пятерку самых «зеленых» фирм, однако в таких категориях исследования, как «социальная ответственность» и «рабочая обстановка», он на первых местах».
Диверсификация
Полет в открытом небе
19 июнЯ British Airways запустила свою дочернюю компанию OpenSkies, которая будет осуществлять ежедневные трансатлантические перелеты из Франции в Соединенные Штаты. Это первый авиаперевозчик, созданный в рамках соглашения «Открытое небо» между ЕС и США, вступившего в силу 30 марта и позволяющего компаниям по обе стороны Атлантики пересекать ее по любым маршрутам в любые аэропорты. Поскольку раньше вылеты разрешались только с «места прописки» авиакомпании, то новые условия позволят операторам рынка наращивать пассажиропоток и повышать прибыль. Это особенно актуально в условиях стремительно растущих цен на топливо.
OpenSkies будет осуществлять ежедневные рейсы между Парижем и Нью-Йорком. На первом этапе своей деятельности авиакомпания станет эксплуатировать один Boeing-757 с оптимизированным расходом топлива для рейса Париж – Нью-Йорк в оба конца. Каждый рейс рассчитан на 82 пассажира. Однако уже к концу 2009 г. в распоряжении OpenSkies будет шесть воздушных судов. Одновременно с наращиванием авиапарка компания расширит и маршрутную сетку, запуская рейсы в Нью-Йорк из других европейских городов: Амстердама, Брюсселя, Франкфурта и Милана. «Хотя состояние экономики в последние месяцы ухудшилось, мы верим, что OpenSkies станет эффективным игроком на рынке, – заверяет исполнительный директор British Airways Уилли Уолш. – Основываясь на низких затратах, компания получит нашу поддержку в сферах продаж и маркетинга. Этим она отличается от некоторых новых авиакомпаний, обанкротившихся из-за того, что работали без поддержки известных перевозчиков».
British Airways – не единственная, кто стремится по максимуму использовать преимущества либерализации воздушного сообщения. О создании СП в сфере трансатлантических перевозок заявили франко-голландская Air France-KLM и американская Delta Air Lines. Свою нишу – выполнять рейсы из крупных европейских аэропортов в небольшие города США – намерен занять и ирландский малобюджетный перевозчик Ryanair.