Чтобы эффективно работать с инвесторами, IR-менеджер должен владеть сильными коммуникационными навыками и умением работать с финансовой информацией.
Кто годится в IR-специалисты
Работа IR-специалиста носит «сезонный» характер – от одного раскрытия информации до другого. Дело в том, что IR-жизнь публичной компании расписана до дня. Существуют четко прописанные правила опубликования квартальных результатов, проведения собраний акционеров. Процентное соотношение по трудоемкости между различными задачами существенным образом зависит от сезона/периода и текущих событий. Эксперты рекомендуют брать на работу в IR-службу людей с универсальным опытом. Обычно в «межсезонье» данные работники занимаются маркетингом и PR.
Специалисты советуют учитывать также то обстоятельство, что IR-ассистент должен дополнять и усиливать направления, в которых IR-руководителю может не хватать компетенций. Например, если руководителем направления IR в компании является директор по маркетингу, то лучше найти ему ассистента с финансовым образованием.
По словам экспертов, хорошей базой для работы в IR располагают PR-специалисты из банковского и финансового секторов, сотрудники дипломатической службы, финансовые аналитики инвестиционных компаний. Если руководитель IR – CFO, то ему разумно взять в качестве ассистента человека с сильными коммуникационными навыками, опытом подготовки презентационных материалов, организации встреч и пресс-конференций. Цифры сами за себя не говорят, как думают многие CFO, им обязательно нужна история. При организации встреч топ-менеджеров с инвесторами квалифицированные специалисты смогут заранее позаботиться о том, чтобы руководство не злоупотребляло длинными монологами о своей компании и продукте. Инвесторов прежде всего интересует не особенность технологических процессов компании, а перспективы развития как ее самой, так и рынка, а также то, сколько они в этих условиях смогут заработать.
«У нас нет специального отдела и узкопрофильных специалистов по IR, поскольку в этом у компании на данном этапе отсутствует необходимость, – рассказывает Елена Маркова, менеджер по связям с общественностью группы предприятий «ВВН Украина». – По мере возникновения необходимости работы с запросами от инвесторов такая функция была возложена на PR-отдел, который в настоящее время и выполняет функции IR. В нашем отделе работа, связанная с IR, занимает до 5% от всего объема рабочего времени. Работа разделена следующим образом: PR-отдел курирует данное направление, отвечает на запросы инвесторов, организует для них встречи с CEO или CFO, проводит мероприятия, готовит и рассылает информацию инвесторам (отчеты, релизы, презентации и проч.). CEO определяет стратегию по IR и является основным спикером; CFO готовит финансовую информацию для инвесторов и тоже является спикером. IR-направление в нашем случае подчиняется СEO. Вся информация, поступающая в PR-отдел о событиях компании, анализируется и частично используется в IR».
Как оценить работу IR-отдела
Дарья Игнатьева, IR-менеджер ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», в свою очередь считает, что оценивать работу IR-компании стоит комплексно по степени выполнения поставленных целей, результатам анализа репутации компании в целевой аудитории.
Задачи IR-менеджера
Мы видим этого специалиста таким: качественное финансовое образование; умение видеть те моменты в работе компании, которые могут быть восприняты неоднозначно; организовывать встречи с аналитиками, специализирующимися в нашей отрасли, существующими и потенциальными инвесторами, а также информировать их о темпах и качестве роста, рисках. Конечно, такой специалист будет стоить дорого. Мы готовы к этому, поскольку понимаем, что от четкой и грамотной работы IR-менеджера во многом будет зависеть успешность нашего выхода на международный рынок заимствования капитала и эффективность продолжения работы в момент пребывания там. |
Алгоритм действий Елена Деревянко, управляющий партнер агентства PR-Service:
Рекомендации для IR-менеджера, пришедшего работать в компанию стандартные: диагностировать, где он находится в организационной иерархии, как организован бизнес-процесс, какие цели поставлены. Затем проверить это все на соответствие здравому смыслу, стратегии компании и начать изменения к лучшему. Как правило, руководителю IR-отдела стоит привлекать аутсорсинговые агентства для создания отчетов, проведения презентаций эмиссий ценных бумаг или на комплексные проекты по подготовке и сопровождению процесса IPO. Это могут быть как узкоспециализированные агентства, так и PR-агентства полного цикла, обладающие достаточными знаниями в области экономики, финансов и корпоративного управления, а также необходимым опытом работы. |