Если избрать своим коньком мистификацию восприятия пространства, можно добиться всемирной известности. Даже если никто никогда не узнает, как ты это сделал.
Когда журнал «Эсквайр» задал людям, уважаемым обществом, уважительный вопрос, почему они выпивают, ответы были разные. Но все сходились в одной мотивации – преломление пространства, расширение горизонтов, что дает возможность по-новому взглянуть на привычные вещи. Интересно, как они отреагировали бы, если бы вспомнили, что известный художник то же самое черпал не в алкоголе, а в изучении скупых математических статей. Он обожал геометрические парадоксы и даже читал в Кембридже лекции по кристаллографии.
У Эшера был талант находить и понимать идеи в математических трактатах, он учился архитектуре, столярному делу и композиции в живописи. Это дало ему возможность воплощать невозможное на бумаге. Например, он понимал, что не только геометрия определяет логику пространства, но и логика пространства определяет геометрию. В результате получались литографии с таким визуальным эффектом, что если вы и верите своим глазам, то все равно никогда не поверите тому, что изображено на картине.
Аномалия «невозможных фигур» (отказ от трехмерного восприятия пространства на бумаге) – любимая тема Эшера. В литографии «Водопад» кажется, что водопад впадает в водопад, что это замкнутая система, работающая по принципу вечного двигателя, который нарушает закон сохранения энергии. На литографии «Рисующие руки» руки сами себя воспроизводят, то есть рисуют, создают, и происходит это непрерывно.
Сейчас на Эшера в мире бум. Его любят и коллекционируют математики, философы и поэты. Его картины размножили где только возможно: от посуды до бижутерии. Книги о творчестве Эшера, тишоты, галстуки, календари с постерами его картин, а также посещение музея Эшера в Гааге – все это может оказаться хорошим подарком для тех, кто любит расширять горизонты, чтобы по-новому взглянуть на привычные вещи. Причем по трезвому. Иначе понять магию Эшера невозможно.