Корпорация «Богдан» продемонстрировала возможность реализации масштабных автомобильных производственных проектов в Украине.
К корпорация «Богдан» 20 июня запустила современный автомобильный завод в Черкассах. За последние 50 лет – это первый реализованный в стране проект. Присутствовавший на торжественной церемонии Президент Украины подчеркнул, что это нерядовое событие: «Данный пример говорит о том, как важно дорожить собственным инвестиционным полем, формировать здоровую макроэкономическую культуру. Сегодня мы являемся свидетелями того, как зарождается новое украинское автомобилестроение. Мы придем к собственной марке, собственной комплектации».
Целый ряд предприятий, входящих в «Богдан», уже около 16 лет работают в автомобильной отрасли. По объемам производства корпорация является одним из лидеров отечественной автомобильной промышленности. Поэтому, имея серьезный опыт на рынке и положительную репутацию, она смогла за неполных два года на месте полуразрушенного завода точного машиностроения «Ротор» в Черкассах создать мощное автомобильное производство.
Инвестиции в строительство автомобильного завода «Богдан», по словам президента корпорации Олега Свинарчука, превысили $330 млн. Столь мощные вливания денежных средств позволили создать современное производство на 120-150 тыс. машин в год. Черкасский завод будет выпускать две модели легковых автомобилей Lada (2110 и 2111) и три модели Hyundai (Tucson, Elantra, Accent). Предприятие занимает площадь около 20 га и состоит из двух сборочных и двух сварочных цехов, а также покрасочного, тестировочного и логического. В результате реализации столь масштабного проекта, впервые в Украине на новой площадке корпорация «Богдан» сможет перейти на качественно новый этап производства: не крупноузловой сборки (SKD), а мелкоузловой (CKD).
Уникальность нового автомобильного завода «Богдан» заключается в использовании самых современных технологий, аналоги которых существуют у лидеров мирового производства. Например, как отметил главный технолог проекта Анатолий Зверев, новое производство оснащено оборудованием для покраски пластмассовых и металлических частей от немецких компаний Eisenmann Anlagenbau GmbH&Co.KG и Durr Systems GmbH. По словам Хельмуда Ноймана, одного из немецких специалистов, приглашенных для обмена опытом, подобное оборудование используется на конвейерах таких заводов, как Mercedes, BMW, Ford, Toyota и др. В результате лакокрасочный цех в настоящее время является одним из лучших в Европе и соответствует всем технологическим и экологическим стандартам. А именно кроме использования лакокрасочного оборудования последнего поколения, так как покраска автомобилей будет вестись с использованием органических красителей, установлена современная система очистки (в состав комплекса включено оборудование для улавливания, очистки и отделения отходов производства). Еще одной важной характеристикой нового завода является то, что он может производить автомобили практически всех марок, дает весомое конкурентное преимущество – универсальность. Именно качество и мобильность, по замыслу руководителей «Богдана», станет одной из самых значимых характеристик нового предприятия.
Как отметил Олег Свинарчук, «любой бизнес похож на езду на велосипеде – постоянно нужно крутить педали». Поэтому «Богдан» не намерен останавливаться. Следующий шаг на пути развития предприятия – создание в Черкассах логистического центра, который в перспективе станет технопарком. Кроме этого, уже осенью будет налажен выпуск и грузовых автомобилей на новом заводе. Также к концу года «Богдан» планирует запустить вторую линию по производству автобусов и троллейбусов на своей второй площадке – в Луцке. Но и на этом не заканчиваются амбициозные планы компании – она собирается расти не только внутри страны. Например, кроме наращивания экспорта своей продукции, «Богдан» рассчитывает в ближайшем будущем приступить к строительству завода на территории России. Изучается вопрос и о начале производства автобусов в Беларуси.
Производителю требуется лицензия
Теперь для открытия производства автомобилей и автобусов компании должны получить лицензию, одним из условий выдачи которой является запуск в течение трех лет покрасочного и сварочного комплексов. Об этом говорится в утвержденном 2 июля Кабмином «Порядке лицензирования производства автомобилей и автобусов в Украине». Для открытия производства необходимо будет предоставить программу развития предприятия. Кроме того, для открытия производства по сборке, обновлению или модификации автомобилей компания обязана предоставить официальное разрешение владельца бренда. Каждый год комиссия Минпромполитики будет проводить проверку предприятий на соответствие установленным требованиям. В правительстве считают, что таким образом смогут оградить рынок от инвесторов, которые не готовы создавать полноценное производство в Украине.
Вехи развития
Декабрь 2004 г. – ОАО «Луцкий автомобильный завод» приобрело производственные площадки обанкротившегося завода точного машиностроения «Ротор» в Черкассах. Март 2005 г. – объявлено о создании корпорации «Богдан» с целью реализации масштабных инвестиционных проектов, направленных на создание в Украине мощностей по производству автомобилей разных типов. В ее состав вошли 20 компаний, среди которых ОАО «Луцкий автомобильный завод» (ЛуАЗ), ОАО «Черкасский автобус», компания «Хюндай моторс Украина» и др. Начало работ по реконструкции промзон бывшего завода «Ротор». Июнь 2005 г. – ОАО «ЛуАЗ» совместно с «Укрсоцбанком» разместило облигации серии А сроком на пять лет на общую сумму 130 млн. грн. Июль 2005 г. – подписан меморандум о сотрудничестве с Черкасской обладминистрацией. Ноябрь 2005 г. – по результатам восьмимесячного тендера, в котором принимали участие несколько европейских компаний, а также компании из Кореи и Японии, корпорация «Богдан» подписала контракт с немецкой компанией Eisenmann на оборудование покрасочного комплекса на заводе в Черкассах мощностью 120 тыс. легковых и грузовых автомобилей в год. Февраль 2006 г. – размещение 8% ОАО «ЛуАЗ» среди международных инвестфондов на сумму $26 млн. Весна 2006 г. – проектная группа, созданная корпорацией «Богдан» с участием иностранных специалистов, начала работу непосредственно на площадках строящегося автомобильного гиганта в Черкассах. Сентябрь 2006 г. – на производственных площадях черкасского завода методом крупноузловой сборки (SKD) собраны первые автомобили марки «Лада», модели 21043, 21073, 21101, 21112, 21114. Октябрь 2006 г. – завершение дополнительной эмиссии акций ОАО «ЛуАЗ» на сумму 648 млн. грн. Декабрь 2006 г. – получение долгосрочного кредита на сумму 42,24 млн. евро под гарантии экспертно-кредитного агентства Hermes (Германия). Май 2007 г. – запуск сборочной линии по производству автомобилей ВАЗ. Достигнуты договоренности с ОАО «АвтоВАЗ» о производстве всего модельного ряда автомобилей ВАЗ «десятого» семейства, а также о перспективах производства в Украине автомобилей LADA Kalina и Priora. Ноябрь 2007 г. – принятие решения о строительстве технопарка для обеспечения логистики завода в Черкассах (инвестиции около 65 млн. евро). Привлечение долгосрочного синдицированного кредита на сумму 62,5 млн. евро. Январь 2008 г. – запуск второго конвейера и начало производства Hyundai Accent и Tucson методом крупноузловой сборки. Получение первого транша в размере 46,5 млн. евро. Февраль 2008 г. – принятие решения о размещении облигаций серии В на общую сумму 200 млн. грн. Апрель 2008 г. – изготовлен первый кузов пилотной партии ВАЗ 2110 сварочного цеха. Начало поэтапного перехода на производство методом мелкоузловой сборки (CKD). Май 2008 г. – изготовление первого кузова пилотной партии Hyundai Tucson. Начало производства ВАЗ 2110 по полному циклу CKD: сварка, покраска, сборка. Июнь 2008 г. – запуск автомобильного завода «Богдан» в Черкассах на полную мощность.