В мировых компаниях

Кризис-менеджмент


Премиальная допэмиссия
Barclays, четвертый по величине банк Великобритании, заявил о проведении допэмиссии, в ходе которой будет  продано 1,5 млрд. новых акций на общую сумму в 4,5 млрд. фунтов стерлингов. Покупателями выступят институциональные игроки из Катара, Сингапура, Китая и Японии. Примечательно, что допэмиссию банк проведет не со скидкой, как большинство конкурентов, а с премией по отношению к текущей рыночной стоимости акций. Такой шаг позволит избежать сильного размывания капитала, которое, по словам аналитиков Collins Stewart, составит 10% вместо 50%. Как поясняют в Merrill Lynch, долгосрочные перспективы роста банка выше, чем у британских коллег, потому инвесторы готовы переплачивать.


Слухи о возможной допэмиссии банка появились еще в апреле, когда Royal Bank of Scotland сумел привлечь через продажу бумаг акционерам (правда, со скидкой) $24 млрд. Мировой финансовый кризис вынудил Barclays списать активов на $5 млрд., а также снизил его котировки на 35% с начала года. В 2007 г. британцы уже привлекли порядка $7 млрд., продав 5% своих акций China Development Bank и сингапурскому фонду Temasek. Однако это принесло лишь временное облегчение. Сегодня у Barclays один из самых низких коэффициентов достаточности капитала в Европе – всего 5,1% против 6% у большинства кредитных организаций, уже поправивших свои балансы. Как отмечают эксперты Oriel Securities, привлечение 4,5 млрд. фунтов даст возможность банку довести коэффициент достаточности капитала как раз до 6%. Такая перспектива была воспринята инвесторами позитивно: после сообщения о допэмиссии акции Barclays показали максимальный рост с 1992 г., подскочив на 13%.


Привлеченные средства банк направит поровну на пополнение капитала, а также «на деловые возможности» за рубежом (предположительно, на поглощения в Японии и КНР).


В целом кредитный кризис выудил из мирового банковского сектора почти $400 млрд. Для восполнения капиталов было привлечено $304 млрд. Директор отдела политики международных финансовых рынков Deutsche Bank Штеффен Керн пояснил, что изначально европейские банки опасались дефицита экстренных средств, но «последние месяцы показали, что капиталов на рынке достаточно». До кризиса в Евросоюзе нередко звучали протесты против прихода мощных суверенных фондов из Азии. «Сейчас экономика ЕС даже более открыта, чем американская. Для зарубежных инвестиций нет никаких заметных препятствий», – отметил г-н Керн.


Топ-кадры


Программное отречение
27 июня стало последним днем Билла Гейтса на посту руководителя Microsoft. 52-летний основатель корпорации останется лишь крупнейшим ее акционером, а также сохранит за собой пост председателя правления с правом влияния на политику компании. Теперь предприниматель будет уделять Microsoft не более одного дня в неделю, оставшееся же время посвятит работе Bill & Melinda Gates Foundation – крупнейшего частного благотворительного фонда мира, чьи активы оцениваются в $37,3 млрд. Кроме того, он будет консультировать южнокорейского президента Ли Мен Бака в вопросах информационных технологий.


Уход Гейтса не приведет к кардинальным перестановкам в компании, поскольку о своем намерении он заявил еще два года назад. К тому же, проработав в Microsoft 33 года, в последнее время Гейтс выступал скорее в роли публичного лица, ограничив свои занятия лишь ключевыми направлениями вроде интернет-поиска и новыми версиями Office и Windows (за этими проектами он и дальше будет лично следить). Преемником Гейтса станет Стив Баллмер, с 2000 г. занимающий пост гендиректора.


Впрочем, по мнению некоторых экспертов, уход Гейтса может обострить противоречия внутри корпорации. Например, автор нескольких книг о Microsoft Мэри Джо Фоули считает, что с уходом Гейтса любимцы Баллмера будут стремиться получить больше власти и начнут конкурировать с людьми Гейтса. Кроме того, отстранение от дел создателя компании может означать начало борьбы между традиционалистами и так называемым новым поколением. Последние считают, что поглощение Yahoo! было бы большой ошибкой, а развитие в Интернете – пустой тратой времени и денег. Аналитик Ovum Дэвид Митчелл развивает эту мысль. По его мнению, компании с оборотом в $50 млрд. будет трудно определить единую линию действий, производя абсолютно разные продукты, начиная от Xbox, Windows и заканчивая SQL Server.


Корпорация продолжает работать. На прошлой неделе стало известно, что Microsoft ищет партнеров для новой попытки приобретения Yahoo!. По данным The Wall Street Journal, ведутся предварительные переговоры на эту тему с медийными корпорациями News Corp. и Time Warner, соответственно владеющими социальной сетью MySpace и поисковым порталом AOL. Согласно новому плану Microsoft приобретет поисковую систему, а активы Yahoo!, не относящиеся к интернет-поиску, поделят между собой два других партнера.


Финансовые взлеты


Tommy Hilfiger оздоровился
Tommy Hilfiger, американский производитель модной одежды, в течение последних нескольких лет демонстрировавший снижение финансовых показателей, снова в строю. По итогам финансового года, завершившегося 31 марта 2008 г., благодаря поддержке финансового инвестора Apax выручка компании возросла на 14,4% – до 1,34 млрд. евро, а показатель EBITDA – на 24% – до 707 млн. евро. «Процесс финансового оздоровления американского бизнеса завершен. Теперь после реструктуризации мы взяли курс на экспансию», – заявил глава Tommy Hilfiger  Фред Геринг.


В последние годы модный бренд, созданный в 1983 г. Томми Хилфигером, набирал обороты в Европе, но при этом терял позиции на родном американском рынке. Во многом это происходило из-за выходок звезд шоу-бизнеса (к примеру, рэпер Снуп Дог), вследствие чего бренд начал испытывать имиджевые проблемы среди большинства своих потребителей, воспитанных скорее консервативно.


Падение выручки и прибыли в США продолжалось четыре года, и в конце 2005 г. концерн за $1,6 млрд. был куплен фондом прямых инвестиций Apax. После этого провели его делистинг. Новым председателем правления стал тогдашний директор концерна по Европе Фред Геринг. Под его руководством с прошлого финансового года началось оздоровление бизнеса в США. Выручка тогда впервые выросла на 2,4% – до 590 млн. евро, показатель EBITDA составил примерно 84 млн. евро. Запланированное в случае достижения положительных итогов возвращение Tommy Hilfiger на биржу Apax отменил, сославшись на неблагоприятный климат на рынке. «Вопрос об IPO больше не дискутируется. Мы намерены продолжать развитие концерна в течение трех-пяти лет», – заявил г-н Геринг. В частности, подготовка к органической экспансии в Tommy Hilfiger уже началась. В США концерн кооперируется с сетью универмагов Macy’s. Кроме того, Tommy Hilfiger вновь получил лицензию на торговлю обувью, и к началу 2009 г. к ним вернется компания Tommy Hilfiger Footwear Europe.


Маркетинг


Wal-Mart получит новое «лицо»
Wal-Mart Stores, крупнейшая в мире розничная сеть с оборотом в $379 млрд. впервые за долгое время меняет свой логотип. Его стиль и шрифт оставались неизменными с 1981 г. В 1992-м буквы окрасились из коричневого в синий цвет, а дефис заменила звезда. Теперь имя бренда будет писаться в одно слово – Walmart. Звезда станет шестиконечной и ее вынесут из центра логотипа в правый край. Цветовая гамма будет приближена к классической: голубые буквы на белом фоне. К осени новые вывески появятся на более чем 3,6 тыс. магазинов сети на всей территории США. «В последние 30 лет у них были самые скучные и неинтересные вывески», – заметил один из представителей администрации Мемфиса, в которую Wal-Mart представила проект строительства нового торгового центра с измененной вывеской.


Смена логотипа – часть стратегии Wal-Mart по обновлению имиджа. В 2007 г. Martin Agency, входящее в состав Interpublic Group, выиграло тендер на креативные обязанности по бюджету размером в $570 млн. Сначала был принят новый слоган «Трать меньше. Живи лучше» («Save Money. Live Better»). Это решение опиралось на исследование Global Insight, показавшее, что за счет снижения цен в Wal-Mart каждая американская семья в 2006 г. сэкономила в среднем $2,5 тыс. Тогда же компания выдала новую униформу сотрудникам магазинов, заменив бесформенные синие жилеты рубашками с короткими рукавами, похожими на одежду сотрудников своего основного конкурента – Target. Wal-Mart пытается сделать более привлекательными и здания своих магазинов, сократив их площадь (ранее составлявшую в среднем 18,6 тыс. кв. м) и создавая гармонирующие с окружающей средой фасады.


Приобретения


Американский рынок за символическую плату
BNP Paribas, крупнейший банк Франции, договорился о покупке у Bank of America (BofA) брокерского подразделения по работе с хедж-фондами. BofA отказался развивать этот актив и выставил его на продажу в январе, после того как его инвестиционно-банковский бизнес сильно пострадал от кризиса. Сумма сделки составит всего $300 млн., хотя изначально американцы рассчитывали выручить $0,8-1 млрд. Долгое время основным претендентом на покупку бизнеса считался JP Morgan, купивший в итоге Bear Stearns вместе с его аналогичным подразделением. Позже от сделки отказались Jefferies Group и Barclays, так что у BofA не было иного выхода, как продать актив с дисконтом.


Сам BNP Paribas довольно незначительно пострадал от кризиса (его списания составили всего $2,7 млрд.), что теперь позволяет ему рассматривать сделки, которые для банков, понесших больший ущерб, не являются первоочередными. Приобретаемое им подразделение предоставляет услуги более чем 500 хедж-фондам. Спектр деятельности включает кредитование под залог ценных бумаг, клиринг, депозитарий, финансирование и поиск инвесторов. Бизнес-показатели подразделения не раскрываются, известно лишь, что за последние три года его выручка утроилась, а персонал удвоился (до 380 человек). За счет нынешней покупки BNP Paribas намерен развивать бизнес в области производных финансовых инструментов. Французский банк – один из мировых лидеров в этом сегменте и уступает только Societe Generale. По данным Richelieu Finance, на США пока приходится порядка 20% бизнеса французского банка в области корпоративного и инвестиционного банкинга, и сделка с BofA должна улучшить эту ситуацию. 

Залишити відповідь