Глобальный финансовый кризис заставил многих экспертов усомниться в радужных перспективах банковского сектора. Однако результаты недавнего исследования компании McKinsey довольно оптимистичны.
Перспективы развития банковского сектора в рубежном 2000 г. выглядели сумрачно: многие эксперты ожидали, что Интернет снизит маржу по банковским операциям. Однако реалии оказались иными, отмечается в отчете компании McKinsey, опубликованном в начале нынешнего года.
Лидер корпоративного сектора
Прибыль банковского сектора, согласно данным McKinsey, в глобальном масштабе выросла до исторического максимума – с $372 млрд. в 2000 г. до $788 млрд. в 2006-м Это способствовало тому, что банковский сектор в абсолютных величинах стал наиболее прибыльным в мировом масштабе. Более того, одна только прибыль банковской системы США, которая в 2006 г. составила $328 млрд., была выше суммарного общемирового показателя таких секторов, как розничная торговля, фармацевтика и автомобильная промышленность. Банковскому сектору есть еще чем гордиться, отмечают эксперты McKinsey: в 2006 г. размер прибыли на одного сотрудника по сектору в 26 раз превышал средний показатель по всем другим отраслям.
За привлекательной ретроспективой кроется и перспектива. Аналитики McKinsey пришли к следующему выводу: несмотря на текущие проблемы, которые в первую очередь испытывают банковские системы США и европейских стран, доля прибыли банковского сектора в общей прибыли мирового корпоративного сектора, скорее всего, либо останется прежней, либо вовсе установит новые рекорды. Один из сценариев предусматривает ежегодное повышение доходов глобального банковского сектора на 7,5% в период с 2006 по 2016 г., что немногим меньше 8%-го роста за период с 2000 по 2006 г. или 12,6%-го с 2002 по 2006 г. И хотя десятилетний прогноз предусматривает некоторое снижение темпов роста доходов, они все же будут более чем на 1,5% выше текущих прогнозов роста ВВП. В итоге компания прогнозирует сектору к 2016 г. $5,7 трлн. дохода и $1,8 трлн. прибыли, что более чем вдвое больше показателей 2006 г.
Рост за счет развивающихся рынков
Примечательно, что структура доходов банковских секторов принципиально отличается даже у стран с одинаковым уровнем развития. С одной стороны, розничный бизнес принес 60-70% всех доходов на большинстве мировых рынков. При этом такие страны, как Канада, Египет, Пакистан, Япония и Южная Корея, были наиболее рознично ориентированными рынками. С другой – доля корпоративного бизнеса в Китае, Гонконге, Индонезии, России и Южной Африке составляла не менее 50%.
Банковские системы также отличались по структуре как розничных, так и корпоративных доходов. В 2006 г. в США около 60% доходов от розницы приходилось на личные финансовые обязательства клиентов – ипотечное кредитование и потребительское финансирование. В то же время в Западной Европе вес этих продуктов был на уровне около 30%. Отличия среди банковских секторов развивающихся стран также довольно существенны. Так, Бразилия с Украиной отдают предпочтение розничному кредитованию, тогда как многие азиатские страны развиваются по западноевропейской модели.
Источники доходов от корпоративного бизнеса в общемировом масштабе тоже заметно отличались. Инвестиционный банкинг, управление активами и смежные сектора были в 2006 г. главным источником доходов банков США. В большинстве других стран обслуживание корпоративных клиентов (не включающее работу на рынках капитала) занимало не менее 50% от всех корпоративных доходов: 91% – в Японии, 88% – в Турции и 74% – в Латинской Америке. Примечательно, что эти соотношения оставались стабильными на протяжении последних шести лет.
Аналитики McKinsey прогнозируют, что в период до 2016 г. доля развивающихся рынков в формировании роста доходов мировой банковской системы в абсолютных величинах займет около 50%. В это же время Северная Америка и Западная Европа будут довольствоваться 25 и 20% соответственно. Эксперты считают, что Россия продолжит оставаться одним из наиболее быстрорастущих крупных рынков в течение нескольких последующих лет. Что касается банковских систем стран Азии, и, в частности, Индии, то они, скорее всего, перегонят темпы роста банков стран Центральной и Восточной Европы. Китай, по всей видимости, в ближайшие годы будет удерживать высокие темпы роста своей банковской системы.
В целом, отмечается в исследовании, уровни роста как активных, так и пассивных розничных операций будут схожи, что объясняется увеличением сбережений формирующегося среднего класса в странах Азии, Центральной и Восточной Европы. Корпоративный бизнес на протяжении следующих десяти лет ожидает определенная реструктуризация с ростом доли в доходах инвестиционного банкинга и прочих услуг, связанных с ценными бумагами.
По дороге в Европу
В ближайшие годы украинский банковский рынок, по мнению экспертов, также ожидают заметные изменения, главным из которых называется консолидация рынка. Об этом уже много говорилось ранее, но на практике до сих пор существенных подвижек в данном направлении не было. Однако банкиры уверены, что рано или поздно такая тенденция проявится более активно. «Я думаю, что в течение ближайших лет тенденцией в развитии украинского банковского рынка станет консолидация и укрупнение банков, – говорит Тарас Кияк, заместитель председателя правления БМ Банка. – Вполне возможно, что из имеющихся сейчас в Украине 170 банков, образуется 20-30 крупных организаций». При этом эксперты предполагают, и на то есть объективные причины, что преобладать на рынке в основном будут дочерние структуры крупных иностранных финучреждений. «Многие мелкие игроки объединятся либо уйдут с рынка», – полагает Ирина Цебро, директор Home Credit Finance. Подобные тенденции прогнозируются и в общемировом масштабе. «На протяжении следующих пяти лет мы ожидаем новою волну консолидации, что ускорит появление супербанков с капитализацией более чем в $500 млрд.», – говорится в исследовании McKinsey. На сегодняшний день, по данным компании, ведущие 20 банков занимают менее 40% рыночной капитализации, что заметно ниже 67% – среднего значения аналогичного параметра по другим ключевым отраслям.
Украина, постепенно двигаясь в направлении интеграции в ЕС, будет развиваться по сценарию, характерному для большинства стран Восточной Европы, считает Ирина Цебро. В рамках такого сценария развития событий в украинской банковской системе должны произойти такие изменения:
- укрупнение банковского капитала;
- банки будут более осторожно относиться к вопросам управления рисками и придут к созданию качественных кредитных бюро;
- продуктовая линейка банков будет дополнена новыми инновационными продуктами, в большей части направленными на развитие электронного сервиса;
- стоимость депозитов и кредитов будет снижаться;
- качество обслуживания клиентов выйдет на первое место в списке основных задач банка в борьбе с конкурентами.
«На мой взгляд, основное развитие получат такие направления, как операции по управлению активами клиента, негосударственные пенсионные фонды, управление денежным потоком клиента (как корпоративного, так и частного), лизинг, факторинг, – прогнозирует Ирина Цебро. – При этом не потеряют своей актуальности ипотека, потребительское кредитование и ряд других продуктов, пользующихся стабильным спросом на рынке в наши дни». В то же время Тарас Кияк уверен, что на протяжении следующих лет будет намечаться уход от активной выдачи потребительских кредитов. Впрочем, банкир отмечает, что на сегодняшний день розничный бизнес не занимает должную нишу в банковской системе, поэтому в течение следующих лет он будет активно развиваться. Корпоративный бизнес, в противовес рознице, начнет расти более умеренными темпами. В целом, по мнению экспертов, замедление темпов роста банковской системы неотвратимо. «Развитие будет происходить в сторону европейской банковской системы, и, думаю, через десять лет мы сможем достичь общеевропейских показателей», – прогнозирует Тарас Кияк.