Site icon Companion UA

Как Поделиться работой

Основные принципы делегирования полномочий для финансового директора


Ольга Штиль, старший консультант по рекрутингу банковского и финансового сектора рекрутинговой компании «Брейн Сорс Интернешнл»


В условиях возрастающих требований к финансовому директору, а также при переходе от классических функций к стратегической роли становится более важным, а зачастую и незаменимым, умение грамотно делегировать полномочия. Это позволит высвободить время и силы на решение первостепенных задач.


Эффективная работа менеджера невозможна без грамотного делегирования и является важнейшей функцией управления любого руководителя, который часто расплачивается за отказ делегировать полномочия не только тем, что стратегические вопросы остаются без внимания, бизнес не получает возможного развития, упускаются выгодные возможности, но и собственным свободным временем. Являясь ключевой компетенцией для топ-менеджера сегодня, делегирование — одна из самых сложных компетенций руководителя. Данная сложность связана с тем, что процесс делегирования задачи носит комплексный характер, то есть это целая система действий.


Умение делегировать не относится к так называемым врожденным способностям руководителя. Делегирование — это компетенция, которая возникает из требований практики, формируется и шлифуется в процессе деятельности. Чтобы эффективно делегировать, нужно уметь принимать решения, четко формулировать задачу, вступать в эмоциональный контакт с подчиненным, мотивировать его на выполнение работ, контролировать ход выполнения задания. По данным психологии управления, при оценке качеств руководителя основную роль играют не особенности его характера, и даже не профессиональная квалификация, а как работают его подчиненные. Если качество работы рядовых сотрудников постоянно улучшается и в коллективе положительный морально-психологический климат, значит, во главе коллектива стоит настоящий руководитель. Хороший начальник не тот, кто может все делать, а тот, кто управляет так, что каждый подчиненный делает свое дело наилучшим образом.


Классификация задач
Для начала финансовому директору необходимо определить те задачи, которые он может делегировать подчиненным. Прежде всего они во многом зависят от структуры финансового отдела и задач, стоящих перед компанией, набора функций финдиректора. Для принятия решения о том, какого рода задачи целесообразно делегировать подчиненным, предпочтительно выделить их три основные категории: задачи, которые необходимо делегировать, можно делегировать и нельзя делегировать.


Необходимо делегировать: простые задачи технического, вспомогательного характера, рутинную, простую и однотипную работу, подготовительную работу, узкоспециализированные экспертные задачи, в которых сотрудник разбирается значительно лучше, а также любые несрочные задачи, которые сотрудник может качественно выполнить сам.


Финансовому директору необходимо делегировать, например, такие задачи:



Можно делегировать: представительские функции в некоторых ситуациях, частные задачи, требующие уникальных качеств (квалификации, опыта) сотрудника, обучающие задачи, требующие приемлемых затрат на обучение и инструктаж сотрудника, а также комплексные задачи, имеющие невысокую степень риска. Например:



Нельзя делегировать: стратегические функции руководителя по определению целей, задач, стратегии; масштабные финансовые вопросы; управленческие решения по результатам контроля (поощрение и наказание); вопросы кадрового перемещения и задачи особой важности, срочности, высокой степени риска.
1. План развития основных показателей деятельности компании (оборот, затраты на персонал, расходы по сбыту, прибыль компании) в средне- и долгосрочной перспективе.
2. Определение основных направлений дальнейшего развития финансового отдела: определение сфер финансовой деятельности, требующих особого контроля (например, ликвидность, сокращение дебиторской задолженности, оптимизация затратной части).
3. Разработка комплексной программы (системы показателей) мотивации персонала в финансовом отделе, направленной на повышение эффективности работы.


Процесс делегирования 



После того как круг задач для делегирования определен, можно переходить непосредственно к процессу делегирования. Этот процесс может быть разбит на отдельные шаги, правильное выполнение которых гарантирует его эффективность. Правильное выполнение шагов, в свою очередь, напрямую зависит от степени сформированности компетенций, которые проявляет руководитель на каждом из этапов данного процесса. Понятие «компетенция» включает комплекс способностей, качеств, навыков и знаний человека, позволяющих эффективно выполнять ту или иную задачу.
  • Итак, на подготовительном этапе (до передачи задачи) руководителю нужно проанализировать цели выполнения работы, сделать правильный выбор исполнителя и составить предварительный подбор аргументации для мотивации сотрудника.

  • На этапе формулировки цели хорошо работают SMART-критерии (конкретная, измеримая, согласованная, привязана к конкретному сроку цель). Формулировка в соответствии с такими критериями облегчит передачу задачи на следующем шаге делегирования при непосредственном контакте с подчиненным.

  • При выборе подчиненного для делегирования задачи очень важно правильно провести оценку исполнителей на основании определенных критериев. Такими критериями могут служить компетенции, которые объективно определяют степень готовности сотрудника брать на себя те или иные задачи, показывают, что он может справиться с ними, то есть обладает необходимыми знаниями, умениями, способностями, опытом, а также мотивацией для выполнения задания. Часто препятствием для делегирования руководители считают недостаточный уровень подготовки и мотивации подчиненных. Здесь руководителю необходимо понимать, что подчиненный никогда не научится выполнять работу, не получая возможности работать. Таким образом, руководитель будет ходить по замкнутому кругу, и ему всегда некому будет делегировать задачу. Можно ввести такой критерий, как соответствие компетентности подчиненного уровню сложности задачи. Если вы выберите подчиненного, чей уровень компетентности является достаточным, то он сделает все быстро и с высоким результатом. При этом затраченное вами время будет минимально. Когда компетентность подчиненного ниже уровня сложности задачи, тогда вашей целью может быть не столько быстрота и результативность выполнения, но и обучение сотрудника, повышение его профессионального уровня. Хотя затраты времени на управление подчиненным в процессе решения задачи будут высокими, по сути, эти затраты являются инвестициями времени в свое будущее.

  • При выборе подчиненного для делегирования задачи важно оценить не только профессиональный уровень и его мотивацию, но и такие компетенции, как обучаемость, поиск информации и ориентация на достижение.

  • Переговоры с подчиненными
    Предварительный подбор аргументов для мотивации подчиненного сближает процесс делегирования с мотивацией сотрудников. Для успешного выполнения данного аспекта руководитель должен хорошо разбираться в факторах, являющихся мотивирующими для каждого из них. Любую задачу можно преподнести по-разному, всякий раз фокусируя внимание на тех сторонах, которые имеют значение для данного сотрудника. Например, для сотрудников, мотивированных на денежное вознаграждение, важно подчеркнуть финансовые возможности, которые могут появиться при успешном выполнении задания. Другими мотивирующими факторами могут быть интересная задача, достижение результата, отношения с коллегами и т. д. Для определения мотивирующих факторов необходимо проводить беседы с подчиненными, также можно использовать специальные виды тестов.



    Опыт практиков


    Принцип «хочешь сделать хорошо — сделай сам» в крупной корпорации не работает


    Руслан Семенов, начальник отдела казначейсва, группа DCH:
    — Задачи, которые, по моему мнению, относятся исключительно к компетенции финансового менеджера, следующие:



    При этом задачи, связанные с оперативным контролем, распределением финансовых ресурсов, платежной дисциплиной компаний холдинга, подготовкой управленческой отчетности, должны быть распределены между членами команды.


    Основные принципы успешного выполнения задачи таковы:



    Учитывая данные принципы, делегирование задачи возможно только при условии уверенности в ее выполнении. Уровень подготовки сотрудника определяет уровень сложности, сроки и степень свободы при выполнении задания.


    Хочу заметить, что мои принципы с течением времени менялись. Принцип «хочешь сделать хорошо — сделай сам» в крупной корпорации не работает. Это дорога в один конец — снижение эффективности работы в качестве менеджера и невозможность достижения стратегических целей холдинга.


    Делегирование полномочий — необходимость, продиктованная выполнением главных задач финансового менеджера, таких как повышение стоимости компании для акционера, обеспечение финансирования операционной деятельности и инвестиционных проектов.


    Доверяй, но контролируй


    Римма Сокол, финансовый директор корпорации «Реста»:
    — Задачи, которые можно делегировать подчиненным:



    Время от времени можно делегировать разработку каких-либо предложений по улучшениям и изменениям, но обязательно согласовывать результаты. Собираюсь дать своим сотрудникам еще больше самостоятельности в рамках вышеперечисленного. Принцип делегирования: «доверяй, но контролируй». Контроль останется по ключевым точкам, отвечающим за общие показатели бизнеса.


    Нельзя делегировать формирование общей идеологии направления. Сначала идеология формируется на высшем уровне, затем спускается ниже и исполняется в принятых рамках.


    Мотивирующий фактор для подчиненных


    Дариуш Гафка, заместитель председателя правления, финансовый директор Home Credit Bank:
    — То, какие задачи имеет смысл делегировать подчиненным, зависит в первую очередь от структуры самого финансового департамента, который со временем меняется, отображая развитие компании и бизнеса в деловой среде. Вместе с тем штат сотрудников этого отдела со временем может и должен меняться. Более опытные работники могут уходить и, возможно, им на смену придут люди с меньшим опытом, но более энергичные и нацеленные на успех.


    В настоящее время многие функции делегируются (бюджетирование и отчетность, контроль уровня издержек и закупок, казначейство, бухгалтерский учет) и глубина вовлеченности CFO в различные сферы ответственности зависит от опыта и способности топ-менеджеров определять сроки и качество выполнения задач. Функции могут варьироваться от координирования и контроля до партнерского сотрудничества и совместного управления.


    По мере того как развивается компания и внедряются все более сложные процессы, многие обязанности финансового директора могут быть делегированы подчиненным (другим сотрудникам), и CFO следует в них вмешиваться только в случае необходимости внесения некоторых корректировок или возникновения каких-либо ошибок. Схема делегирования задач показана на графике.


    Делегирование должно быть компромиссом между достижением задач высокого качества и нехваткой времени у CFO вследствие загрузки повседневной работой. Оно должно играть роль вспомогательного звена для достижения поставленных задач и быть примером для наследования, серьезным мотивирующим фактором для подчиненных. Чем рутиннее работа, тем больше стремление ее делегировать. Когда рабочая нагрузка становится более значительной и процессы отработаны, необходимо начинать процесс делегирования функций.


    На мой взгляд, существуют функции, которые не следует делегировать никогда. Это функции, напрямую связанные со стратегическими решениями, например: начало нового бизнеса, разработка новых продуктов, концепций, принятие бюджета, установление ключевых показателей эффективности, определение важных инвестиций и приобретений, существенно влияющих на компанию и бизнес в целом. Однако, как правило, в подготовку решений подобных задач и мероприятий вовлечен весь финансовый департамент.


    Следует очень четко определить, чем должен заниматься финдиректор, и указать области, в которые ему не следует вмешиваться


    Светлана Пшеничная, финансовый директор ООО «Ханрок Девелопментс Юей»:
    — На практике можно наблюдать довольно нестандартные ситуации организации финучета и взаимодействия различных служб с финансовой, разделение функций и полномочий. Как правило, организация финансовой службы на предприятии начинается с того, что на работу принимают (или продвигают по карьерной лестнице внутри предприятия) сотрудника на должность финансового контроллера. И на определенном этапе либо финансовый контроллер дорастает до должности финансового директора, либо, опять-таки, нанимается сотрудник со стороны. Вот тут и происходит самое интересное. Почти всегда путаются функции и полномочия финансового контроллера и финансового директора. В основном это является проблемой для финансовых контроллеров, повышеных в должности, которые имеют трудности с передачей своих старых обязанностей и принятием новых. В результате, имея двойную нагрузку, новоиспеченный финдиректор плохо справляется и с работой финансового директора, и финансового контроллера.


    Если сотрудник нанят на должность финдиректора со стороны, то ему придется отвоевывать у финансового контроллера некоторые функции, традиционно относящиеся к прямым обязанностям финансового директора, что очень часто приводит к конфликтам. То есть во избежание недоразумений, подмены понятий, функций финдиректора и его подчиненных компании нужно очень четко определить, чем он должен заниматься, и указать те области, в которые ему не следует вмешиваться.


    Исключительными функциями финансового директора, которые он не может делегировать, являются:



    Поддержание отношений с банковскими структурами, организация долгового финансирования, поддержание отношений с инвесторами.


    Все остальные функции, так или иначе пересекающиеся с функциями подчиненных, можно спокойно делегировать.


    Совершенствование механизмов взаимодействия в коллективе приводит к большему делегированию задач


    Леся Самойлович, заместитель финансового директора, главный бухгалтер компании «Киевстар»:
    — Задачи, которые я делегирую, прежде всего должны отвечать профилю и специализации сотрудника. Очень важно правильно и четко сформулировать задание, оговорить сроки и формат, в котором должен быть представлен ответ. Это своего рода «менеджмент ожиданий», позволяющий привести к общему знаменателю ожидания сотрудника и руководителя.


    Я всегда доверяю своим подчиненным. Успех и эффективность бизнеса в целом и отдельной функции, как, например, наша, всегда зависит от слаженности и профессиональности работы команды, доверия и понимания внутри нее. Я поручаю своим коллегам задачи разных уровней сложности, однако, как и любой руководитель, функцию контроля оставляю за собой.


    Механизмы взаимодействия в нашем коллективе совершенствуются и шлифуются с каждым днем. Это, безусловно, приводит к большему делегированию. В последнее время задачи по выборке данных из финансовой системы, их группировке, первичному анализу я уверенно распределяю между коллегами.


    &.Ф.

    Exit mobile version