Авторы книги анализируют опыт пяти компаний, считающихся лидерами в области внедрения новой парадигмы риск-менеджмента. С одной стороны, эти компании из различных сфер бизнеса (финансы, энергетическая отрасль, агробизнес, химическая индустрия, производство программного обеспечения что, безусловно, расширяет читательскую аудиторию. С другой – книга изобилует банальными, хотя и правильными фразами, как, например, «задача группы риск-менеджмента – дать понять менеджерам подразделений суть самого процесса управления рисками».
Несмотря на то что книга состоит из кейсов, практических рекомендаций в ней не так много. Что неудивительно – международные корпорации никогда не спешили открывать свои корпоративные секреты. Однако полезную информацию можно прочитать и между строк. Например, руководителем группы риск-менеджмента в корпорации Microsoft стал казначей. Теперь он совмещает две должности, причем без потери эффективности по одному и второму направлениям. Таким образом, вводить отдельную штатную единицу для должности главного риск-менеджера, как это сейчас модно, не всегда целесообразно.
В книге также вскользь упоминается, что столь популярная ныне VAR не очень подходит производственным компаниям, в частности, к такому выводу пришла компания DU Pont. И объясняется почему: «DU Pont интересует не столько стоимость ее инвестиционного портфеля, сколько прибыль и денежные поступления. В результате корпорация испытывала недостачу в мерах риска. Мы решили, что следует лучше изучить источники рисков и их влияние на прибыль с точки зрения показателей вероятности. А также хотели увидеть, что общего между этими рисками, нашу склонность к риску с точки зрения волатильности показателя «чистая прибыль/акции». Опыт компании полезен и в другом. Выбирая партнеров с опытом налаживания системы риск-менеджмента, корпорация стала работать с Measurisk.com, сотрудники которой имели статистическую подготовку (по мнению DU Pont) и могли обращаться к базам данных, необходимым для совершенствования мер риска, уже используемых корпорацией. Measurisk.com осуществляет свои расчеты показателей риска на основании информаци, предоставленной заказчиком, будь то банк или промышленная компания. По сути, это своего рода вариант ASP-сервиса (Application Service Provider) в риск-менеджменте.
В целом каждая из рассмотренных в книге компаний может предложить идеи для построения системы риск-менеджмента. Так, компания UGG идентифицировала свои риски с помощью ключевых сотрудников, привлеченных изо всех ее подразделений. Специальный комитет следит за мероприятиями по комплексному управлению рисками. Он Chase ввел показатель акционерной добавленной стоимости, чтобы мотивировать ответственных работников, принимающих решения, учитывать факторы риска в своей деятельности. Банк имеет хорошо организованную структуру комитетов для наблюдения за деятельностью по управлению рисками, которая начинается на уровне совета директоров. Действия нефтяной компании Unocal в области риск-менеджмента начинались с внутреннего аудита и аудита подразделений здравоохранения, окружающей среды и техники безопасности.
Есть еще один аргумент в пользу прочтения книги – литературы о риск-менеджменте немного, а тема для отечественных компаний актуальная. Правы авторы этой книги, делая вывод: «Использование риск-менеджмента позволяет увидеть, на какие факторы компания может влиять, а какие (рыночные) находятся вне ее контроля. Следовательно, менеджеры и акционеры будут иметь четкое представление о деятельности компании и росте ее прибыли».
&.Ф.