Глава Федеральной резервной системы (ФРС) Бен Бернанке на закрытой встрече с комитетом министерства финансов США по заимствованиям в начале февраля постарался свести к минимуму опасения относительно негативных последствий выкупа активов, сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на заявления сразу трех информированных об этих переговорах человек.
Б.Бернанке отмел риски формирования "мыльных пузырей" на рынках активов в результате реализации уже третьего раунда программы количественного стимулирования (QE3) в США, отмечают источники агентства. Пресс-секретарь ФРС Мишель Смит отказалась прокомментировать эти сообщения.
Члены комитета Минфина были обеспокоены, среди прочего, растущими ценами на сельхозугодья и увеличением объемов инвестиционных доверительных фондов, специализирующихся на кредитовании строительных фирм.
Как пишет The Wall Street Journal, коллеги Б.Бернанке по ФРС также стремятся развеять растущие опасения относительно раздутого портфеля US Treasuries и ипотечных обязательств американского ЦБ. Объем активов ФРС уже составляет около $3 трлн и неминуемо увеличится в ходе реализации QE3.
На данный момент Федрезерв фиксирует прибыль по этим вложениям, получив рекордные $89 млрд в прошлом году (и передав их все Минфину, как того требует законодательство). Однако эксперты опасаются, что наступит день, когда ФРС начнет распродавать свой портфель, параллельно повышая процентные ставки и пытаясь сдерживать инфляцию, и столкнется с резким сокращением прибыли, а, возможно, и убытками.
Риск убытков "ни в коей мере не препятствует и не мешает нам осуществлять денежно-кредитную политику", заявил в четверг президент Федерального резервного банка (ФРБ) Сан-Франциско Джон Уильямс. Он пояснил, что используемые ФРС методы бухучета позволяют отнести убытки на будущие периоды, когда их можно будет покрыть за счет прибыли.
"Следует помнить, что несколько лет убытков компенсируются не только макроэкономическими преимуществами текущей политики, но и тем фактом, что мы уже получили значительные прибыли" и в течение многих лет передавали их Минфину, отметил Дж.Уильямс.
Его коллега из бостонского ФРБ Эрик Розенгрен в пятницу подчеркнул, что выкуп активов ФРС определенно является позитивным для экономики и долгосрочного бюджетного прогноза США, поскольку эти меры "приведут к полной занятости в экономике при темпах инфляции на целевом уровне 2% быстрее, чем это произошло бы в отсутствие подобных действий".
Ряд экономистов, однако, считает, что риски, которые угрожают ФРС, носят политический, а не экономический характер.
"Мы сейчас переживаем время, когда нападки на ФРС сильны, как никогда", – утверждает экс-управляющий американского ЦБ Фредерик Мишкин, профессор Колумбийского университета. "У политиков короткая память", и, независимо от того, сколько прибыли ФРС передала Минфину в прошлом, "они будут обращать внимание только на то, что теперь Федрезерв не справляется с задачей", считает эксперт.
На предстоящей неделе Б.Бернанке выступит в банковском комитете Сената и комитете по финансовым услугам Палаты представителей с традиционным полугодовым докладом. Вероятно, вопрос о рисках, связанных с QE3, будет одним из самых острых, которые зададут ему конгрессмены.
В декабре 2012 года ФРС впервые дала указания о том, какого уровня должны достичь макроэкономические индикаторы, прежде чем будет рассматриваться вопрос о повышении процентных ставок. Уровень безработицы должен быть не больше 6,5% при условии, что прогноз инфляции на ближайшие год-два не превышает 2,5%.
ФРС сейчас выкупает активы примерно на $85 млрд в месяц: $45 млрд – US Treasuries, еще $40 млрд – ипотечные бумаги.
Опубликованный на прошлой неделе протокол январского заседания Федрезерва показал, что несколько его руководителей не исключают, что Центробанку необходимо будет снизить выкуп активов с текущих $85 млрд в месяц или полностью свернуть его еще до достижения целевых показателей.
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».