Выпуском Sandero, новейшей модели семейства Logan, Renault наращивает темпы роста
- Четыре года, прошедшие после выпуска Logan, подтвердили, что этот автомобиль успешно выполняет все возлагаемые на него надежды. Во всем мире Группой было продано миллион автомобилей версий Logan, Logan MCV, Logan VAN, Logan Pick-up и Sandero.
- Sandero, вместительный современный хетчбек, вышедший на рынок в начале 2008 г. в Южной Америке и 20 июня в Европе, продолжает этот путь развития.
- Сердцевиной устремлений Renault во всемирном масштабе является Румыния, где было налажено производство Logan. Помимо производственных мощностей, Группа приблизила проектно-конструкторский отдел ближе к потребителям, и открыла в 2007 р. в Румынии региональный технический и конструкторский центры.
1. Logan – феноменальные продажи во всемирном масштабе
Прекрасное средство завоевания новых рынков.
Запуском программы Logan в 2004 г. Группа Renault доказала, что опережает на шаг мировой автомобильный рынок. Спроектированная и разработанная для быстрорастущих рынков, эта модель существенно увеличила присутствие Renault за пределами Европы и открыла возможность Группы выйти на новые рынки, такие как Индия и Иран. В конце 2007 г. 35% продаж Группы приходились на неевропейские страны, что на 22.8% больше, чем в 2004 г.
За последние 4 года автомобили на платформе Logan стали доступными в 59 странах. Некоторые из этих рынков, и особенно – Россия, Индия, Иран и Бразилия, обладают исключительно высоким потенциалом.
В России Logan успешно производится и продается со средины 2005 г. Здесь реализовано больше 150 тыс. автомобилей. В России ни одна импортная марка не добилась таких показателей.
В Иране, несмотря на более медленное, чем ожидалось, начало программы, что объяснялось проблемами с поставкой промышленного сырья, Logan все же успешно вышел на рынок: за первую неделю начала продаж в 2007 г. было получено больше 80 тыс. заказов.
В Индии, спустя год после начала продаж, Logan вошел в тройку лидеров своего сегмента (сегмент С). С января по июнь 2008 г. было продано 12.700 Logan.
В Бразилии Группа реализовала больше 50.000 Logan (за год после выхода на рынок) и Sandero (запущен в феврале 2008 г.).
Logan быстро добился успеха и за пределами первоначальных целевых сегментов рынка. Благодаря непревзойденному соотношению цена-качество и позиционированию в качестве одного из самых доступных автомобилей, он стал феноменально популярным во многих странах, включая развитые европейские рынки (см. в Приложении показатели продаж Logan по всему миру). В начале текущего года марка Dacia вошла в десятку лидеров продаж во Франции.
Мировой спрос
В Западной Европе, где на тысячу жителей приходится 521 автомобиль*, марка Dacia предвосхитила потребности рынка и первой осознала потенциальный спрос на доступные автомобили. Dacia – весьма выгодное предложение для потребителей, которых интересует новый, качественно собранный, просторный, комфортабельный автомобиль по непревзойденной цене.
На других рынках программа Logan выполнила первоначально поставленные цели – предоставить возможность представителям среднего класса приобрести автомобиль, а Группе Renault – занять прочную позицию в странах с развивающейся экономикой.
- В Румынии (183 автомобиля на тысячу жителей) и регионе Магриба (в Марокко соотношение 51/1.000) Dacia предоставляет возможность зарождающемуся среднему классу приобрести новую и статусную машину, которая отличается комфортабельностью, более высоким уровнем безопасности и надежности: это повышает уровень жизни и упрощает решение повседневных вопросов.
- В Индии (9 автомобилей на 1.000 жителей), Бразилии (107), Аргентине (145), Колумбии (33) и Иране (100) Logan завоевал симпатии главным образом более состоятельных представителей среднего класса, которые «пересели» именно на него.
Залог успеха: оригинальная бизнес-модель
Успех Logan основывается на простом принципе: клиенты получают все, что им нужно от автомобиля без всяких излишеств. Первоначальная вдохновляющая идея Logan состояла в разработке современного, надежного и вместительного автомобиля для растущего среднего класса развитых стран по цене €5.000. Этот основопологающий принцип остается актуальным с самого начала программы 1999 г. Все производственные и коммерческие подразделения компании с честью справились с этим вызовом, что привело к созданию самобытной и рентабельной бизнес-модели:
- Разработка: оптимизированный процесс, направленный на качество, снижение себестоимости и удовлетворенности потребителя (проектирование согласно заданной стоимости); использование функциональных компонентов других моделей; экономия, обусловленная увеличением масштаба производства до 9 моделей (к 2012 г.) на одной платформе; применение цифровых технологий с целью сокращения количества физических прототипов.
- Производство: сборка в конкурентоспособных странах и максимальное привлечение местных производственных ресурсов.
- Дистрибуция: чрезвычайно низкие затраты на маркетинговую деятельность; оптимально откорректированная ценовая политика; дистрибуция через существующие структуры продаж («Уголок Dacia» в европейской сети Renault, сеть Renault в неевропейских государствах и сеть наших партнеров – «Iran Khodro» и «Pars Khodro» в Иране, «Mahindra» в Индии).
Sandero: новый этап программы Logan
Программа «Sandero», замысел Renault, в масштабе продаж по всему миру, ничем не отличается от целей Logan: завоевание новых клиентов в мировом масштабе, главным образом на быстро растущих рынках в дополнение к развитым странам. Sandero вышла на рынок в начале 2008 г. в Южной Америке, а со средины текущего года будет поставляться и в Европу. Производство в рамках марки Renault будет запущено в конце 2008 г. в Колумбии («Sofasa» в г. Медельин), и с 2009 г. – под маркой Dacia в Марокко («Somaca» в Касабланке), под маркой Renault в Южной Африке (завод Nissan в г. Росслин) и России (завод Автофрамос в Москве).
2. Ключевая роль Румынии в стратегии международного развития Renault
С 1999 г. Группа Renault инвестировала в Румынию 1 млрд. евро с целью реконструкции и развития производственных мощностей в г. Питешти, организации подразделения «Технологий Renault в Румынии» (ТРР) и создания «Конструкторского бюро Renault в Центральной Европе».
Питешти – главная площадка производственной базы Renault
Производственные мощности в румынском городе Питешти, включающим автомобилестроительный завод, автоматизированное поточное производство и платформу Международной логистической сети, является пилотным проектом в рамках программы Logan.
Автомобилестроительный завод выпускает пять моделей из ряда Dacia (Logan, Logan MCV, Logan VAN, Logan Pick-up и Sandero), запчасти для этих моделей и детали, поставляемые на другие заводы программы «X90». Завод в Питешти удвоил выпуск продукции с момента запуска Logan в 2004 г. В 2009 г. он выйдет на максимальное совокупное производство 400 тысяч автомобилей в год. Производство автомобилей за один час выросло с 28 единиц в 2004 г. до 42 в 2006 (Logan MCV и Logan VAN ), а после начала сборки Sandero и Logan Pick-up – до 60 в 2008 г. В период с 2004 до средины апреля 2008 г. с конвейера завода сошло 655.700 автомобилей.
Возросли и показатели автоматизированного поточного производства, которое выпускает бензиновые двигатели и 5-ступенчатую механическую коробку передач для семейства Logan и Kangoo. Объем выпускаемой продукции вырос со 160.000 двигателей и коробок передач в 2004 г. до 510.000 в 2007. Производство наращивает темпы: в марте 2008 г. был запущен конвейер для сборки коробки передач TL4/MT1 (подробности – в Приложении).
Созданная в 2005 г. Международная логистическая сеть (МЛС) стала крупнейшим центром Renault и самой большой в автомобильной промышленности. Она получает детали от около 200 поставщиков и завода Dacia и транспортирует на 7 заводов по производству Logan. Количество поставленной продукции МЛС за 2007 г. составило эквивалент 200.000 автомобилей.
В основном производство комплектующих локализировано. В результате создания группы поставщиков в данном регионе с момента начала производства Logan в 2004 г. коэффициент использования местных ресурсов составил для Sandero 60%, а с учетом соседних Венгрии и Польши – все 90%.
Завод, где родился проект программы «X90»
Завод в Питешти уверенно сохраняет лидирующую роль в рамках программы «X90». Производство новых моделей начинается именно здесь (исключение составляет Sandero, увидевшая свет в Бразилии). В Питешти выпускаются детали для других заводов Renault, производящих Logan. Кроме того, это предприятие является главной платформой подготовки специалистов для заводов, выпускающих автомобили по программе «X90». Например:
- в рамках программы «X90» 20 руководителей проектов и старших рабочих из завода в Куритибе (Бразилия) прошли четырехнедельный учебный курс в Питешти. По возвращении в Бразилию они передали приобретенные знания рабочим сборочной линии на своем заводе.
- в 2007 г. 4 из 10 изготовленных на заводе деталей были отправлены на другие предприятия Renault, выпускающих Logan.
Питешти: полное соответствие стандартам Renault
Один из заводов с высочайшим уровнем качества производства всей Группы
На всех предприятиях Группы неукоснительно придерживаются Производственной системы Renault (включая стандартизированные рабочие места, их проверку и типовые операционные карты) и План качества Renault (ПКР), что позволяет достичь наивысшего качества производства. Результаты высокого качества продукции завода в Питешти, который входит в тройку лучших предприятий Renault, стали возможны после кардинальных трансформаций, начатых в 1999 г. Первым шагом этой реорганизации было изменение методов организации управления и деятельности путем сокращения иерархии для поощрения личной ответственности, устранения организационных барьеров, повышения уровня межфункциональности и понимания общих целей, а также введение системы Основной производственной команды.
Завод в Питешти много приобрел в результате внедрения новейших стандартов Renault. Например, использование с 2007 г. оборудования «зона страйка» на конвейере существенно повысило надежность конвейерных операций, практически исключив возможность крепления неправильной детали. Каждая операция, допускающая возможность выбора рабочим неправильной детали, контролируется компьютером: это дает возможность полностью сосредоточиться на безупречном качестве монтажа.
В 2005 г. завод получил сертификацию на соответствие ISO 9001 и использует Систему оценки Альянса для контроля качества продукции на выходе из производства.
Сертификация на соответствие ISO 14001 с 2005 г.
Завод в Питешти был интегрирован в систему отчетности Renault в 2002 г. и впервые получил подтверждение соответствия ISO 14001 в 2005 г. Сертификация ISO 14001, которая присваивается независимыми организациями, подтверждает приверженность завода идее непрерывного улучшения окружающей среды и уменьшения отрицательного воздействия своего производства на природу.
С 2000 г. завод снизил количество отходов с расчета на производство одного автомобиля: обыкновенных отходов – на 90%, опасных отходов – на 72%, летучих органических соединений – на 26% и на 84% – выбросы в воду.
Условия труда в соответствии с европейскими стандартами и стандартами Renault
Политика Группы в вопросах здравоохранения, безопасности и условий труда, введенная на заводе в Питешти, удовлетворяет всем требованиям Renault, будь то организация производства, оборудование и средства защиты (обувь, очки и перчатки). В 2007 г. сотрудники прошли курс подготовки, в среднем – продолжительностью 51 час.
«Умный» завод
Для снижения затрат Renault приняло решение собирать автомобили семейства Logan на предприятиях с наиболее конкурентоспособными издержками. Действительно, частью экономической модели Logan является конкурентоспособные затраты на рабочую силу. Но существуют и другие компоненты модели:
- гибкость производства: все 5 марок модельного ряда Dacia производятся на одном конвейере протяженностью 1 км;
- взаимодополняемость: большая часть оснащения, используемое на заводе в Питешти, производится на предприятиях Группы;
- 50% закупок производится у поставщиков, находящихся в близлежащих индустриальных зонах – это позволяет сократить на €100 логистические затраты на производство одного автомобиля.
Sandero – пятая модель, выпускаемая в Питешти.
Для организации производства Dacia Sandero на заводе в Питешти Группой было инвестировано 147 млн. евро. Большая часть инвестиций преследовала двойную цель: выпуск Dacia Sandero и увеличение производительности до 60 автомобилей в час, что требовало дополнительных 100 млн. евро.
Новые центры подготовки конструкторских и инженерных кадров в Румынии
На фоне динамического развития неевропейских рынков конкурентное преимущество Renault как никогда ранее зависит от тесных связей с местными потребителями. Такое присутствие на местном рынке позволяет конструкторским и инженерным кадрам глубже понимать нужды покупателей и условия эксплуатации автомобилей, а также привлекать местных поставщиков к процессам разработки и производства. Используя свой опыт в сфере производства, Renault существенно расширяет международное сотрудничество в области конструкторских разработок в таких странах, как Румыния, Бразилия и Индия.
Renault Technologie Roumanie: технологии, приближенные к потребителю
Центр “Renault Technologie Roumanie” (RTR) был создан в июне 2006 г. В конце 2007 г. он насчитывал 1.700 инженерно-технических работников, а в конце 2009 ¬здесь будут работать около 3.000 сотрудников. Он остается самым крупным Центром технологических разработок Renault и опережает подобные подразделения в Бразилии, Южной Корее и Индии. Центр выполняет как локальную, так и международную роль. На заводе в Питешти, Центр предоставляет техническую поддержку заводу и потребителю. Расположенные в Бухаресте конструкторские бюро разрабатывают и адаптируют проекты, основанные на платформе X90 и всего модельного ряда Renault к специфическим условиям и требованиям клиентов, проживающих в странах, входящих в географический регион Евромед. Центр, сердцевина производственной системы Logan, в долгосрочной перспективе превратится в лидирующий центр для всех автомобилей на платформе X-90 и будет обеспечивать техническую поддержку всем заводам, производящим сборку этих автомобилей. К тому же, к концу 2009 г. в структуре RTR появится Испытательный центр (автодром и испытательные стенды) в г. Титу в 45-ти км. от Бухареста, который увеличит потенциал Группы, формируемый сегодня французскими центрами Aubevoye и Lardy. В настоящее время половина инженерных разработок Logan Pick-up выполняется в Румынии. Начальные разработки проводились в Техноцентре (Гиянкур, Франция), а все последующие стадии внедрялись специалистами завода в Питешти. Это позволило не только сократить время конструкторских расчетов и затрат, но и наладить обратную связь между конструкторским бюро и заводом. Кроме того, Центр RTR провел некоторые испытания Sandero, в частности – герметичности и устойчивости материалов к солнечному свету, и краш-тесты как южноамериканской, так и европейской версии.
Конструкторский центр в Бухаресте
Открытие в 2007 г. Центральноевропейского дизайнерского центра Renault в центре Бухареста – это новый шаг в международном развитии конструкторской деятельности. Начало этому процессу было положено в 1999 г. Новые центры-спутники обосновались в быстро растущих городах с богатой культурой и неповторимой архитектурой. Среди них ¬¬– Барселона (Испания), Париж (Франция), Сеул (Южная Корея). Мумбай (Индия), Бухарест (Румыния) и Сан-Пауло (Бразилия). Эти центры взаимодополняют деятельность головного Техноцентра в Гиянкуре во Франции. В поле их ответственности находятся разработка автомобильных проектов в конкуренции с другими Конструкторскими центрами Renault, разработка инновационных предложений, поиск бизнес-возможностей, проведение экспериментов по внедрению новых методов производства и технологических процессов. Центры функционируют независимо друг от друга, в штат которых входит широкая гамма специалистов дизайнерских профессий – от разработчиков внешнего дизайна до специалистов по механическому и компьютерному моделированию, от стилистов по цвету и материалам до график-дизайнеров. Команда Бухарестского дизайнерского центра состоит из 15 сотрудников из 6 стран: Румынии, Болгарии, России, Словении, Канады и Франции. К 2009 г. штат Центра увеличится вдвое.