B мировых компаниях

При обретения


Пивовары таки поделят рынок
InBev, бельгийско-бразильская пивоваренная компания, приобретает своего американского конкурента Anheuser-Busch. Согласия на продажу удалось добиться только после увеличения предложения на 7,7% – до $52 млрд. Новая компания получит название Anheuser-Busch InBev, возглавит ее бразилец Карлос Брито – нынешний глава InBev.


Переговоры о поглощении были трудными и велись почти месяц. Изначально за Anheuser предложили $46,3 млрд. ($65 за акцию), но американцы ответили отказом, назвав оферту неадекватной. В итоге 26 июня InBev, претендующая на титул главного мирового производителя пива, объявила о начале враждебного поглощения, в финале которого намеревалась уволить весь совет директоров американской компании. До 13 июля стороны никак не могли договориться об условиях сделки и даже успели пригрозить друг другу судебными исками. Но главный пивовар Америки со 150-летней историей все же сдался, согласившись на «подслащенный» вариант поглощения в виде $70 за акцию.


В результате этого поглощения появится крупнейший в мире пивовар с капитализацией в $100 млрд. Начиная с 2010 г., его продажи составят $36 млрд., а до этого времени ежегодная экономия за счет синергии окажется на уровне $1,5 млрд. Стороны дополнят друг друга в географическом плане (InBev имеет сильные позиции в Бразилии и Европе, Anheuser – в Китае и удерживает лидерство в США с долей в 48,5%) и сумеют взять под контроль четверть мирового рынка. При этом объединенная компания будет продвигать более 300 марок пива, включая Budweiser, Bud Light, Stella Artois и Beck’s. Бельгийцы и американцы уже имеют опыт сотрудничества: в 2006 г. они заключили соглашение, по которому Anheuser продает продукцию InBev в США. К тому же последняя продолжит переговоры с мексиканской Grupo Modelo о выкупе оставшихся 50% ее акций. По прогнозам аналитиков, мексиканцы скорее всего примут это предложение.


InBev, вторая компания по объему продаж, решила объединиться с номером три именно сейчас по нескольким причинам. Во-первых, падение курса доллара сделало американские активы привлекательными для поглощения. Во-вторых, условия на пивном рынке ужесточаются: цены на ячменный солод, хмель, алюминий и стекло стремительно растут, конкуренция со стороны производителей вина и коктейлей усиливается, вынуждая ключевых игроков консолидироваться для минимизации затрат. Так, в феврале 2008 г. SABMiller вышла на первое место по продажам благодаря выходу в Китай и покупке Grolsch за $1,2 млрд., а теперь готовится к объединению с американской Molson Coors. Недавно Heineken и Carlsberg в рамках $15,4-миллирадного соглашения поделили активы Scottish & Newcastle.


Кризис-менеджмент


Спасательный круг для ипотеки
11 июлЯ на биржах США вновь началась паника. Акции крупнейших ипотечных агентств США Fannie Mae и Freddie Mac рухнули (на 21 и 23% соответственно) в связи с информацией о том, что правительство может национализировать компании. В настоящее время они занимают половину всего ипотечного рынка США объемом в $12 трлн. Обе были созданы американскими властями для стимулирования жилищного кредитования. Суть их бизнеса заключается в скупке ипотечных займов у кредиторов и продажи их инвесторам, что позволяет вливать дополнительные суммы для новых кредитов.


Масла в огонь подлил крах одного их крупнейших ипотечных банков США IndyMac Bank, потерявшего $614 млн. за минувший год и $184,2 млн. – за I квартал нынешнего. Федеральная корпорация по страхованию вкладов (FDIC) уже взяла активы банка под контроль в связи с массовым изъятием средств населением (с 27 июня со счетов было выведено $1,3 млрд.).


Переломить негативный настрой удалось министру финансов США Генри Полсону, заявившему, что планов по национализации ипотечных компаний у правительства нет. Стабилизирующим фактором стала и рекомендация ряда финансовых институтов, советовавших клиентам «покупать» акции Freddie и Fannie, а также заявление ФРС о намерении открыть для агентств дисконтное окно, предполагающее прямой заем со стороны коммерческих банков по ставке 2,25% (на 0,25% выше существующей). 16 июля президент США Джордж Буш призвал поддержать Fannie и Freddie путем предоставления им дополнительных кредитных линий по $2,25 млрд. каждой и разрешения правительства на покупку их акций. И все же котировки агентств успели снизиться на 45%.


Мировой рынок получил еще одно подтверждение того, что кредитный кризис далек от завершения. Финансист Джордж Сорос предполагает, что события вокруг Fannie и Freddie не станут единичным случаем, и кризис кредитования будет шириться. Банкротство или национализация Freddie или Fannie станут фатальными для финансовой системы США, поэтому власти будут спасать их любой ценой. «Нельзя взять недвижимость – основной актив страны – и ипотеку, которая является крупнейшим рынком долговых обязательств, и просто их уничтожить», – отмечают в Hovde Capital Advisors. По мнению директора-распорядителя МВФ Доминика Стросс-Кана, мировые финансовые рынки начнут стабилизироваться со II-III квартала 2009 г.


Реорганизация


Разрушительное влияние онлайна
Bertelsmann продолжает избавляться от малоприбыльных подразделений. Теперь немецкий медиаконцерн собирается продать активы в издательской и музыкальной областях и сфере продажи DVD в десяти странах, включая Великобританию, Австралию и Россию (здесь через телевизионную компанию RTL концерн владеет 30% российской «Рен ТВ» и издает несколько журналов, включая Geo). Правда, от аналогичных активов на ключевых европейских рынках – во франко- и немецкоговорящих странах, а также в Испании, Италии и Португалии – Bertelsmann отказываться не намерен.


Эти шаги являются частью объявленной в марте реорганизации Direct Group – подразделения прямого маркетинга. По итогам минувшего года его операционная прибыль, не выдержав конкуренции с онлайновыми игроками, упала со 110 до 10 млн. евро. Продажи за аналогичный период составили 2,56 млрд. евро, или 14% от совокупной выручки концерна. После реорганизации продажи Direct Group сократятся вдвое.


Bertelsmann также рассматривает возможность продажи принадлежащих ему 50% акций BMG Music Entertainment, звукозаписывающего СП с японской фирмой Sony. По некоторым данным, сделка о продаже этого пакета Sony может быть заключена уже в августе.


Рейтинги


Биполярный бизнес
Розничная сеть Wal-Mart, согласно ежегодному рейтингу FORTUNE Global 500, опять защитила титул крупнейшей мировой компании по размеру дохода. Попав под прицел критики со стороны профсоюзов и правозащитников, в 2007 г. она усилила свой фокус на низких ценах, а также повысила собственную ответственность по отношению к сотрудникам и окружающей среде. Как следствие – за год компания получила $379 млрд. дохода. В целом участники рейтинга довели свой совокупный оборот до рекордных $23,6 трлн. (+13%), а прибыль – до $1,6 трлн. (+3,9%). Чтобы оказаться в числе избранных, необходимо было заработать минимум $16,7 млрд. – на 12% больше, чем годом ранее.



В более широком плане исследование подтвердило: прошлый год стал для США худшим за последние десять лет. Так, в нынешний рейтинг попало минимальное за все время количество американских компаний  153, что на девять меньше, чем в минувшем. Злую шутку с ними сыграл кредитный кризис, падение курса доллара, а также растущее значение новых экономик. В то же время китайских компаний оказалось 29 – столько же, сколько итальянских, испанских и австралийских вместе взятых. Индия, Мексика и Россия, страны, которые еще в середине 1990-х имели в списке всего одного представителя, теперь довели их число до 17 (индийская Tata Steel, занимающая 315 место, увеличила доход на максимальные для рейтинга 353%). В целом темпы роста ВВП развитых и развивающихся стран стали настолько неравными (1,6 и 6,7% соответственно), что позволили исследователям говорить о формировании нового «биполярного мира».


Еще одним фактором, меняющим ландшафт бизнеса, стал стремительный рост цен на нефть. Если в начале 2007 г. за баррель нефти давали $50, то сейчас $145. Как следствие: из 500 крупнейших мировых компаний – 39 нефтяных.  


Ребрендинг


НАТО озаботилось своим имиджем
НАТО стремитсЯ улуЧшить свой имидж в мире. Как сообщает The New York Times, внутренние исследования альянса показали, что у большей части населения 26 государств-членов организации отсутствует представление о ее деятельности. Для изменения своего образа в мире НАТО обратилась за помощью к PR-специалистам из Coca-Cola. В частности, Майкл Стопфорд, в течение двух лет выстраивавший имидж производителя газировки, был приглашен на пост заместителя помощника генерального секретаря по вопросам стратегических коммуникаций. Среди других шагов – запуск онлайновой информационной службы и открытие медиацентра в Афганистане.


«НАТО не может сделать ребрендинг самого себя, НАТО – это не стиральный порошок, – отмечает официальный представитель альянса Джеймс Апатурай. – Но мы изменим инструментарий, чтобы лучше объяснить, что представляет из себя альянс сегодня. Так, мы работаем над усовершенствованием коммуникативных средств, включая Интернет, телевидение, радио. Чем больше людей увидят, что мы представляем собой сегодня, тем быстрее будут уничтожены старые стереотипы». По словам помощника генсека НАТО по публичной дипломатии Жан-Франсуа Бюро, альянс готов кардинально измениться: «Это решение важно для борьбы с терроризмом. Если люди не чувствуют связи между действиями солдат и своей безопасностью, то наша легитимность может оказаться под угрозой».

Залишити відповідь