Ставке на технологичность телекоммуникационная компания может противопоставить наращивание присутствия на новых рынках.
Телекоммуникационный рынок всегда приветствует осторожные и продуманные действия игроков. Хотя эту отрасль и называют высокотехнологичной, ставка на инновационность, как показывает практика, оправдана лишь в исключительных случаях. Более важным фактором успеха является быстрое увеличение масштабов бизнеса и рациональное распределение ресурсов. Понимание этого в полной мере сформировалось несколько лет назад, но в начале 1990-х технологии мобильной связи развивались быстрее, чем понимание того, что с ними делать. В отличие от большинства европейских операторов сотовой связи, испанская Telefonica сделала ставку на экспансию, что позволило ей стать одним из крупнейших операторов в мире.
Будучи третьим оператором по количеству абонентов (уступая по этому показателю лишь китайскому China Mobile и британскому Vodafone), Telefonica может похвастаться и превосходными финансовыми показателями. За 2007 г. группа получила доход $88,7 млрд., уступив по данному показателю единственной европейской компании телекоммуникационного сектора – Deutsche Telekom ($98,3 млрд.). Ко всему этому Telefonica – вторая по величине дохода компания в Испании, а присутствует оператор более чем в 20 странах.
Многие аналитики объясняют его успех монопольным положением на испанском рынке. Действительно, с момента создания в 1924 г. и до 1997 г. Telefonica оставалась единственной телефонной компанией в Испании. Даже сегодня она является доминирующим игроком телекоммуникационного рынка страны. Однако следует обратить внимание и на тот факт, что в то время как большинство операторов Старого Света на рубеже тысячелетий сосредоточились на своих профильных регионах, внедряя новые технологии и пытаясь повысить доходность существующих абонентов, Telefonica целенаправленно делила формирующийся рынок сотовой связи Центральной и Южной Америки с оператором America Movil, подконтрольным одному из самых богатых предпринимателей в мире – Карлосу Слиму Элу. Результатом этого стало лидерство на рынках Бразилии, Чили, Перу, Венесуэлы и крепкие позиции в ряде других стран региона. В то время как европейских операторов до сих пор лихорадит от переоценки возможностей связи третьего поколения, Telefonica показывает завидную стабильность на протяжении последних пяти лет.
Нарастив мускулы на развивающихся рынках, компания обратила свой взор на Европу. Telefonica вышла на рынки западноевропейских стран с размахом: 23 января 2006 г. она поглотила мобильную «дочку» British Telecom – O2, заплатив за нее рекордную на то время сумму для телекоммуникационного сектора – $31 млрд. Это открыло для оператора рынки Британии, Ирландии и Германии. В Восточную Европу Telefonica вошла с покупкой Czech Telecom в 2005 г., а в 2006-м получила лицензию на предоставление услуг сотовой связи в Словакии. Наконец, оператор владеет долями в Telecom Italia, China Netcom и еще ряде менее крупных компаний. Сама же Telefonica в 1997 г. была приватизирована, и крупнейшие пакеты акций находятся у инвестиционных компаний, среди которых JPMorgan Chase, Banco Bilbao Vizcaya Argentaria, Citigroup и др.
В последние несколько лет интерес к экспансии на перспективные рынки проявили и другие операторы развитых стран. После ажиотажа вокруг быстрорастущей China Mobile, взоры были устремлены на активы более либеральных рынков региона. Больше других потратился Vodafone, купивший 67% индийского оператора Hutchison Essar Limited, а также начав бизнес в Пакистане, Турции, Малайзии и Афганистане. Сейчас развивающиеся рынки Средней и Южной Азии осваивают и крупные российские операторы, приобретая перспективные активы.
Telefonica, в свою очередь, не отрекается от новых технологий, внедряя их при появлении реального спроса. Так, компания подписала соглашение о поставке новой серии телефонов iPhone с поддержкой связи третьего поколения в 16 европейских и латиноамериканских стран, что, по словам представителей компании, открывает новые возможности на рынке с 500 млн. абонентов.