Много ли людей празднуют в Украине день независимости США? Большая часть читателей скажет: «Что за глупости? Нет конечно!». А как бы не так — много. И их число растет день ото дня, пропорционально количеству открывающихся в Украине офисов американских фирм.
Впрочем, нет ничего страшного в том, чтобы раз в год встать да затянуть O say, can you see, by the dawn’s early light…, да закусить кусочком индейки. Но празднование «красных дней календаря» страны, где находится головной офис компании, или откуда родом экспат — лишь самое безобидное проявление неадаптированной к отечественным реалиям корпоративной культуры материнской компании. На самом же деле стопроцентное копирование «правил внутриофисного распорядка» откуда-нибудь из Лондона, а еще хуже — Токио, способно весьма серьезно ухудшить кадровую ситуацию в компании.
В Тулу со своим самоваром
Понятие корпоративной культуры, как и многое другое, в украинскую бизнес-среду было принесено иностранными компаниями. Но, к сожалению, не многие компании поняли, или, что скорее — потрудились понять, что корпоративная культура должна формироваться не где-то за океаном, в материнском офисе, а в каждом отдельно взятом коллективе в каждой отдельно взятой стране. Действительно, куда легче перевести документ, взятый из хед-офиса и попробовать заставить сотрудников выполнять составленные где-нибудь в Америке, Японии или Германии правила поведения. Даже не обратив внимания на то, что большая часть этих правил в украинских условиях может казаться абсолютной дикостью.
Например, девушка, работающая в представительстве американской компании, вероятнее всего сильно удивится более чем жесткому дресс-коду, а мужчина удивится еще более, узнав, что ни при каких обстоятельствах он не должен этой самой девушке ни в чем помогать. А поднести портфель с бумагами к такси будет вообще возмутительным правонарушением. На самом же деле на Западе жесткий дресс-код для женщин связан с желанием избежать провокаций. Все крайности современной западной корпоративной культуры связанны с понятием sexual harassment. Борьба за равноправие полов в Америке привела к тому, что недопустимыми считаются не только служебные романы, но и любые намеки на неравноправные отношения женщины и мужчины. Например, в представительстве компании Boeing ни один мужчина, в соответствии с корпоративным уставом, не станет помогать женщине перенести кипу тяжелых папок. Для Америки это нормально, потому что за такую помощь он легко может получить повестку в суд за сексуальное домогательство. Но для украинского менталитета это дико.
Не меньше неприятностей доставляет сотрудникам как украинских, так и представительств западных компаний столь же слепо позаимствованный у зарубежных компаний тимбилдинг. «В последнее время стала очень модной тема тимбилдинга, и на этой волне каждый крупный корпоративный праздник во многих компаниях превращается в тимбилдинг-акцию, — рассказывает Алла Коняева, менеджер психологической службы «Акор СВ» компании Executive Search. — Приглашаются тренеры, принудительно проводятся ролевые игры, часто неадаптированные под украинскую психологию. Но подобная практика неэффективна и зачастую даже вредна для корпоративной идентичности: она не только не дает работникам ничего нового, но и отнимает законные минуты отдыха и удовольствия».
Странности страны восходящего солнца
Впрочем, если при слепом копировании американских корпоративных правил сотрудники, в основном, обречены на совместный досуг да мрачный офисный стиль одежды, то вот при слепом копировании японских или корейских правил поведения все оказывается куда печальнее. Сотрудники японских фирм в Украине, как никто другой, знают, что такое почувствовать себя винтиком в огромном механизме, действующем по принципу «вся жизнь — в работе». Так, например, в одной японской фирме (правда, не в Украине) любой телефонный разговор должен был начинаться такими словами: «Здравствуйте, спасибо за звонок в компанию «Накагава», наш лозунг «В будущее с новыми технологиями», а заканчиваться так: «До свидания, спасибо за звонок в компанию «Накагава», мы будем рады, если вы обратитесь по всем волнующим вас вопросам в наш главный офис по телефону…».
Выйти из офиса этой компании (например, покурить) — задача не из легких. Сотрудник должен выбрать на компьютере функцию «Выйти», написать, куда и с какой целью он идет, ориентировочное время возвращения плюс контактный телефон, после чего он еще должен вписать свою фамилию и прочие данные в журнал офис-менеджера у входной двери, а вернувшись вписать и в журнал, и в программу время возвращения. Всего в течение дня вы можете находиться вне пределов рабочего места не более часа, включая обед. Добавьте к этому компьютерную программу слежки, записывание телефонных разговоров, запрет пользоваться сотовым телефоном и т. п. Можно только порадоваться, что до украинского рынка пока не добралась компания Nidec, глава которой Шигенобу Нагамори, считает, что мытье туалетов способствует поднятию корпоративного духа среди работников.
А ведь всех этих странностей, и последующих за ними сложностей можно было бы легко избежать, приложи топ-менеджмент компании или ее HR-отдел хотя бы минимальные усилия к адаптации «слизанных» корпоративных правил под украинский менталитет. Но, как отмечает большинство экспертов рынка труда, с собственными корпоративными правилами в Украине пока еще сложно. Большинство компаний предпочитают либо просто игнорировать данный документ (тем самым, в итоге, ослабляя свои позиции на рынке), либо внедрять его до последней строчки и ревностно следить за выполнением (в общем-то, ослабляя компанию еще больше, так как долго выдерживать «закордонные правила» могут только очень лояльные сотрудники). Остается надеется, что в Украине все-таки почаще начнут появляться «пророки в своем отечестве», которым не лень будет развивать собственную, украинскую корпоративную культуру.
Копирование элементов иностранной корпоративной культуры
Плюсы | Минусы |
Готовый набор правил упрощает адаптацию сотрудников в компании | Многие правила не приживаются среди работников и выглядят нелепо |
Четко прописанная корпоративная культура повышает эффективность работы компании | Корпоративные правила, разработанные без учета интересов сотрудников, могут вызвать недовольство или апатию к работе |