В мировых компаниях

Авиация


Лондонский смотр
Авиационный салон, проходивший с 14 по 20 июля в лондонском пригороде Фарнборо, стал самым масштабным за всю свою историю и лакмусовой бумажкой новых трендов в отрасли. Выставка проводится раз в два года, начиная с 1932 г., и на ней представлены как гражданские, так и военные самолеты. На сей раз в Фарнборо участвовало 1,5 тыс. компаний – на 120 больше, чем в 2006 г., контрактов заключено на $70 млрд. по сравнению с $40 млрд. в ходе предыдущей выставки. Но абсолютный рекорд поставлен не был: объем заказов на прошлогоднем салоне в Ле Бурже достиг $100 млрд. Хотя серьезных прорывов от Фарнборо не ожидали: едва в прошлом году отрасль вернулась к прибыли благодаря программам по сокращению издержек, как получила новый удар в виде мирового финансового кризиса и нового витка роста цен на топливо. По прогнозам IATA, совокупные убытки авиакомпаний в 2008 г. могут достичь $6,3 млрд. С начала года разорились уже 25 перевозчиков.


В условиях удорожания нефти авиакомпаниям необходимо заменять старые самолеты более экономичными моделями. Но европейцы и американцы сейчас ограничены в доступе к кредитным ресурсам, чего не скажешь о ближневосточных странах, которые и стали самыми щедрыми покупателями на авиасалоне. Прежде всего речь идет об арабских Etihad Airways, Emirates и Qatar Airways, планирующих к 2015 г. удвоить свой объединенный парк и довести его до 900 лайнеров. В частности, Etihad из эмирата Абу-Даби заказала 100 крупнофюзеляжных самолетов на сумму $21 млрд.


Традиционное соперничество американского Boeing и европейского Airbus на сей раз завершилось в пользу последнего. По результатам выставки оба авиастроителя получили заказов на $64 млрд., и более 60% из этой суммы пришлось на Airbus. Правда, теперь обоим придется конкурировать с одним производителем дальнемагистральных крупнофюзеляжных самолетов. Канадская Bombardier, которая до сих пор специализировалась на машинах меньшей размерности, готовится за пять лет создать семейство лайнеров вместимостью 110-150 кресел.


Заметным стал и интерес, который проявили зарубежные компании к SSJ-100 – первому за последние 20 лет новому российскому самолету, разработанному компанией «Гражданские самолеты Сухого». Благодаря Фарнборо были заключены договора на продажу 25 таких региональных самолетов на $700 млн.


Власть и бизнес


Британцы отступили
Борьба между акционерами ТНК-ВР продолжается. В результате очередного ее витка совместное российско-британское предприятие осталось без британских специалистов. Нефтяная корпорация ВР приняла решение отозвать из России 60 своих технических специалистов – последних из 148 иностранцев, прикомандированных к предприятию с момента его основания в августе 2003 г.


Кадровый спор разгорелся этой весной. «Тетлис» – миноритарный акционер СП – подал в суд, требуя признать недействительным соглашение о прикомандировании в ТНК-ВР британских подданных. Истец посчитал, что слишком высокие зарплаты иностранных сотрудников ($685 тыс. на человека) ущемляют его интересы как инвестора. В мае судебным решением были наложены обеспечительные меры, запрещающие всем 148 британцам работать в ТНК-ВР. Последняя решила оспорить вердикт, но согласилась сократить иностранный штат до 60 человек. Оставшиеся 88 человек были отправлены в филиалы ВР в других странах. А 23 июля суд окончательно признал недействительным соглашение о прикомандировании технологов.


Впрочем, нефтяная корпорация решила отозвать специалистов за день до решения суда. Как поясняют аналитики, ВР решила убрать один из серьезных раздражающих факторов в корпоративном конфликте, продолжающимися между акционерами ТНК-ВР. На место британцев российские акционеры теперь смогут нанять своих и усилить контроль в подразделениях СП (ранее каждое из них возглавлял один британский менеджер и один российский). К тому же этим ВР сделала шаг назад после успешного наступления на дивидендную политику. На последнем совете директоров британцы, имеющие большинство мест, заблокировали выплату дивидендов на сумму $1,8 млрд.


Напомним: конфликт между акционерами вспыхнул из-за разных точек зрения на дальнейшее развитие СП. Россияне потребовали отставки главы ТНК-ВР Роберта Дадли, якобы тормозящего развитие компании, блокируя ее предложения. В настоящее время спор не разрешен, но эксперты уверены, что все закончится в ближайшем будущем: ВР продаст свой пакет «Газпрому» или «Роснефти». После назначения нового менеджмента конфликт будет исчерпан.


Слияния


Номер второй на старте
После двух с половиной лет споров наконец снято последнее препятствие на пути объединения французского государственного концерна Gaz de France и частной франко-бельгийской Suez. Акционеры обеих энергокомпаний почти сразу одобрили слияние. Однако только 16 июля правительство Франции опубликовало закон о приватизации GDF, необходимый для осуществления сделки.


В результате объединения в Европе появится вторая по величине электроэнергетическая компания: она обгонит Electricite de France и будет уступать только немецкой E. ON. Капитализация компании составит 90-100 млрд. евро по сравнению с 79,75 млрд. евро у E. ON. GDF-Suez будет главным покупателем и продавцом газа в регионе, мировым лидером в области сжиженного природного газа (25% рынка Европы) и займет пятое место среди европейских производителей электричества (2,2 тыс. МВт ежегодно с перспективой наращивания до 5 тыс. МВт в течение ближайших пяти лет). Консолидированная годовая выручка оценивается в 74 млрд. евро. Синергия от слияния ежегодно будет исчисляться 1 млрд. евро вплоть до 2013 г. Неудивительно, что ради такого размаха французское правительство согласилось сократить свою долю в GDF-Suez с 80% до 35,7%.


По словам экспертов, появление этого гиганта доказывает, что все заявления лидеров ЕС о либерализации топливно-энергетического рынка – не более чем сотрясание воздуха. Напомним: сделка была призвана воспрепятствовать поглощению Suez со стороны итальянской Enel SpA в 2006 г. и оставить ее в руках французов.


Финансовые падения


Coca-Cola дала задний ход
Coca-Cola Company, крупнейший мировой производитель безалкогольных напитков, объявила о списании $1,1 млрд. по итогам II квартала 2008 г. Чистая прибыль в годичном исчислении снизилась на 23% – до $1,42 млрд. Правда, выручка на фоне предыдущего квартала выросла на 17% – до $9,05 млрд.


Причиной более низкой маржи стали $5,3 млрд. списаний со стороны Coca-Cola Enterprises (ССЕ) – крупнейшего ботлера корпорации, в котором та владеет 35-процентным пакетом. Убыток CCE в результате списания составил $3,17 млрд., почти втрое больше, чем годом ранее, хотя в 2005-м было зафиксировано $514 млн. чистой прибыли. По мнению экспертов, финансовые потери CCE объясняются убыточностью североамериканского подразделения. Именно на этот регион приходится 70% продаж ССЕ и треть совокупной выручки корпорации Coca-Cola. Дело в том, что при росте цен на сырье (прежде всего стекло, алюминий и кукурузный сироп) американцы все больше экономят. «Когда цены на бензин и основные продукты питания зашкаливают, вам не очень-то хочется выбрасывать несколько долларов на газировку», – отмечают аналитики Thrivent Asset Management. По словам Мухтара Кента, 1 июля заменившего Невила Исделла на посту СЕО Coca-Cola, даже продажи на зарубежных рынках во II квартале выросли всего на 4% в денежном выражении. CCE ответит на рост стоимости сырья повышением цен с сентября, хотя это может спровоцировать еще большее падение спроса.


Другая причина замедления рынка США – желание американцев потреблять «зеленые» напитки. Потому спад продаж Coca-Cola затронул в первую очередь сладкую газировку (-4% за три месяца), тогда как минеральная вода и соки приобретали все большую популярность. По данным Euromonitor, к 2010 г. продажи классической Coca-Cola упадут на 12%, а диетического ее варианта возрастут на 24%. Корпорация уже расширяет линейку низкокалорийных напитков и напитков с повышенным содержанием витаминов.


Кризис-менеджмент


Ford станет более экономичным и «зеленым»
Корпорация Ford Motor намерена перепрофилировать работу некоторых своих заводов в США и перейти к производству малолитражных автомобилей (к ним относят Mondeo и адаптированный Focus), которые до сих пор производились и продавались в Европе. С 2005 г. компания в рамках реструктуризации уже закрыла 12 заводов в США, уволила 47 тыс. рабочих. В июне она сообщила о замедлении работ на производственных линиях по сборке пикапов. Но всех этих мер оказалось недостаточно. За II квартал доходы снизились на 6% – до $41,5 млрд. Убыток достиг $1,38 млрд. (без учета $8-миллиардного списания активов) на фоне $100 млн. чистой прибыли в I квартале. В 2006-2007 гг. из-за роста цен на бензин и падения спроса на крупногабаритные авто потери составили $15,3 млрд.


В частности, продолжают падать показатели работы на североамериканском рынке, и Ford Motor намерена привлечь покупателей, предложив им более экономичные модели. Доля продаж малолитражек в США достигла пика: в июне на них пришлось 25,6% на фоне 15,5% в 2003 г. «Сразу прибыли ожидать не стоит, так как цена на авто в США будет ниже, чем в Европе, – комментируют инициативу Ford аналитики Harbour Consulting. – И хотя производственные издержки также будут меньшими, понадобится время для наращивания объемов выпуска». Еще одной приманкой станет производство машин, работающих на электричестве и этаноле. Концерн уже представил шесть авто марки Model T с гибридными двигателями.


Кстати, развиваться в аналогичном направлении планирует и японская Honda Motor. Хотя компания была первой, кто презентовал свою гибридную модель Insight на американском рынке (1999), сегодня в данном сегменте она уступает Toyota Motor с ее успешной маркой Prius. В 2009-2010 гг. в дополнение к единственной на сегодняшний день гибридной Civic японцы представят еще две «зеленые» модели. Всего к 2011 г. Honda Motor рассчитывает реализовать 500 тыс. авто такого рода – в десять раз больше, чем годом ранее.  

Залишити відповідь