Авиация
Лондонский смотр
Авиационный салон, проходивший с 14 по 20 июля в лондонском пригороде Фарнборо, стал самым масштабным за всю свою историю и лакмусовой бумажкой новых трендов в отрасли. Выставка проводится раз в два года, начиная с 1932 г., и на ней представлены как гражданские, так и военные самолеты. На сей раз в Фарнборо участвовало 1,5 тыс. компаний – на 120 больше, чем в 2006 г., контрактов заключено на $70 млрд. по сравнению с $40 млрд. в ходе предыдущей выставки. Но абсолютный рекорд поставлен не был: объем заказов на прошлогоднем салоне в Ле Бурже достиг $100 млрд. Хотя серьезных прорывов от Фарнборо не ожидали: едва в прошлом году отрасль вернулась к прибыли благодаря программам по сокращению издержек, как получила новый удар в виде мирового финансового кризиса и нового витка роста цен на топливо. По прогнозам IATA, совокупные убытки авиакомпаний в 2008 г. могут достичь $6,3 млрд. С начала года разорились уже 25 перевозчиков.
Традиционное соперничество американского Boeing и европейского Airbus на сей раз завершилось в пользу последнего. По результатам выставки оба авиастроителя получили заказов на $64 млрд., и более 60% из этой суммы пришлось на Airbus. Правда, теперь обоим придется конкурировать с одним производителем дальнемагистральных крупнофюзеляжных самолетов. Канадская Bombardier, которая до сих пор специализировалась на машинах меньшей размерности, готовится за пять лет создать семейство лайнеров вместимостью 110-150 кресел.
Заметным стал и интерес, который проявили зарубежные компании к SSJ-100 – первому за последние 20 лет новому российскому самолету, разработанному компанией «Гражданские самолеты Сухого». Благодаря Фарнборо были заключены договора на продажу 25 таких региональных самолетов на $700 млн.
Власть и бизнес
Британцы отступили
Борьба между акционерами ТНК-ВР продолжается. В результате очередного ее витка совместное российско-британское предприятие осталось без британских специалистов. Нефтяная корпорация ВР приняла решение отозвать из России 60 своих технических специалистов – последних из 148 иностранцев, прикомандированных к предприятию с момента его основания в августе 2003 г.
Впрочем, нефтяная корпорация решила отозвать специалистов за день до решения суда. Как поясняют аналитики, ВР решила убрать один из серьезных раздражающих факторов в корпоративном конфликте, продолжающимися между акционерами ТНК-ВР. На место британцев российские акционеры теперь смогут нанять своих и усилить контроль в подразделениях СП (ранее каждое из них возглавлял один британский менеджер и один российский). К тому же этим ВР сделала шаг назад после успешного наступления на дивидендную политику. На последнем совете директоров британцы, имеющие большинство мест, заблокировали выплату дивидендов на сумму $1,8 млрд.
Напомним: конфликт между акционерами вспыхнул из-за разных точек зрения на дальнейшее развитие СП. Россияне потребовали отставки главы ТНК-ВР Роберта Дадли, якобы тормозящего развитие компании, блокируя ее предложения. В настоящее время спор не разрешен, но эксперты уверены, что все закончится в ближайшем будущем: ВР продаст свой пакет «Газпрому» или «Роснефти». После назначения нового менеджмента конфликт будет исчерпан.
Слияния
Номер второй на старте
После двух с половиной лет споров наконец снято последнее препятствие на пути объединения французского государственного концерна Gaz de France и частной франко-бельгийской Suez. Акционеры обеих энергокомпаний почти сразу одобрили слияние. Однако только 16 июля правительство Франции опубликовало закон о приватизации GDF, необходимый для осуществления сделки.
По словам экспертов, появление этого гиганта доказывает, что все заявления лидеров ЕС о либерализации топливно-энергетического рынка – не более чем сотрясание воздуха. Напомним: сделка была призвана воспрепятствовать поглощению Suez со стороны итальянской Enel SpA в 2006 г. и оставить ее в руках французов.
Финансовые падения
Coca-Cola дала задний ход
Coca-Cola Company, крупнейший мировой производитель безалкогольных напитков, объявила о списании $1,1 млрд. по итогам II квартала 2008 г. Чистая прибыль в годичном исчислении снизилась на 23% – до $1,42 млрд. Правда, выручка на фоне предыдущего квартала выросла на 17% – до $9,05 млрд.
Другая причина замедления рынка США – желание американцев потреблять «зеленые» напитки. Потому спад продаж Coca-Cola затронул в первую очередь сладкую газировку (-4% за три месяца), тогда как минеральная вода и соки приобретали все большую популярность. По данным Euromonitor, к 2010 г. продажи классической Coca-Cola упадут на 12%, а диетического ее варианта возрастут на 24%. Корпорация уже расширяет линейку низкокалорийных напитков и напитков с повышенным содержанием витаминов.
Кризис-менеджмент
Ford станет более экономичным и «зеленым»
Корпорация Ford Motor намерена перепрофилировать работу некоторых своих заводов в США и перейти к производству малолитражных автомобилей (к ним относят Mondeo и адаптированный Focus), которые до сих пор производились и продавались в Европе. С 2005 г. компания в рамках реструктуризации уже закрыла 12 заводов в США, уволила 47 тыс. рабочих. В июне она сообщила о замедлении работ на производственных линиях по сборке пикапов. Но всех этих мер оказалось недостаточно. За II квартал доходы снизились на 6% – до $41,5 млрд. Убыток достиг $1,38 млрд. (без учета $8-миллиардного списания активов) на фоне $100 млн. чистой прибыли в I квартале. В 2006-2007 гг. из-за роста цен на бензин и падения спроса на крупногабаритные авто потери составили $15,3 млрд.
Кстати, развиваться в аналогичном направлении планирует и японская Honda Motor. Хотя компания была первой, кто презентовал свою гибридную модель Insight на американском рынке (1999), сегодня в данном сегменте она уступает Toyota Motor с ее успешной маркой Prius. В 2009-2010 гг. в дополнение к единственной на сегодняшний день гибридной Civic японцы представят еще две «зеленые» модели. Всего к 2011 г. Honda Motor рассчитывает реализовать 500 тыс. авто такого рода – в десять раз больше, чем годом ранее.