Волк в овечьей шкуре

Инвестор-миллиардер подрывает устои корпоративного управления с пользой для себя и для экономического прогресса.



«В жизни и бизнесе есть два кардинальных греха.
Первый – действовать опрометчиво, без размышлений, второй – не действовать вообще».
Карл Айкан


Это ему приписывают авторство выражения: «Хочешь иметь друга – заведи собаку». Этот человек состоит из сплошных противоречий. Пожалуй, это один из самых жадных людей планеты и одновременно – один из самых пламенных борцов за акционерную демократию. Он активно выступает за сильное корпоративное управление и в то же время не брезгует принимать от компаний подношения в виде откровенно завышенных цен на акции в обмен на обязательство миноритария вернуть свой пакет и убраться восвояси – подальше от этого самого корпоративного управления. Таких в Америке принято называть «инвесторами-активистами» (activist investor) – красивый эвфемизм для банального корпоративного шантажа. Богатство пришло к нему в ту пресловутую эпоху в истории Уолл-стрит, когда рейдеры атаковали и заполучали крупные компании, не имея в своем активе ничего, кроме долгов и собственной наглости. Сегодня их инструментарий (по крайней мере, в Америке) облагородился и усложнился. Сам 72-летний Карл Айкан, по данным рейтинга журнала FORTUNE за 2008 г., занимает 46 строку в списке самых богатых людей планеты, а его созданное с нуля состояние оценивается в $14 млрд.


Игра на мизере
Карл Айкан родился в Бруклине, США. Его мать была учительницей, отец – оперным певцом-неудачником. Одно время отец работал кантором в синагоге на Лонг-Айленде, но поскольку атеистические убеждения отнюдь не способствовали религиозной карьере, вскоре и ему пришлось пополнить ряды школьных педагогов. Родители мечтали видеть своего сына доктором, и Карл, получив в 1957 г. степень бакалавра философии в Принстонском университете, отправился изучать медицину в Нью-Йоркский университет. Двух лет ему хватило, чтобы понять, что медицина – это не его призвание (в отличие от азартных игр). Он бросил учебу, пошел в армию, и вернулся оттуда в Нью-Йорк с $4 тыс. в кармане, выигранными в покер. С этой суммой парень решил покорять Уолл-стрит.


Первым местом работы Айкана в 1961 г. была Dreyfus & Company. Он работал в должности зарегистрированного брокера; со временем в совершенстве освоил инструменты опциона и валютного арбитража. Ровно 40 лет назад, в 1968 г., Айкан приобрел себе место на Нью-Йоркской фондовой бирже и открыл собственную брокерскую контору Icahn & Co. Inc. А еще через десять лет эта поднаторевшая в инвестиционном бизнесе и разнюхавшая все дыры в корпоративном законодательстве «капиталистическая акула» стала совершать атаки на проблемные фирмы с высоким потенциалом. «С 1978 г. я начал занимать руководящие посты в отдельных компаниях», – так скромно описывает смысл своей деятельности Карл Айкан в автобиографии. На самом же деле он обычно скупает пакет акций, который позволяет ему получить место в правлении, а затем добивается продажи компании, для которой часто сам находит покупателя. Порой он соглашается продать свой пакет обратно компаниям, которые готовы заплатить любые деньги, лишь бы избавиться от такого беспокойного акционера.


Первой жертвой хищника пал небольшой производитель электроплит Tappan, руководство которого по настоянию акционера вынуждено было продать фирму шведским конкурентам, что принесло активисту $3 млн. Убедившись, что схема работает, Айкан продолжил игру – составил список потенциальных жертв и начал методично скупать их акции, чтобы получить возможность диктовать свои условия. Здесь его ожидал приятный сюрприз: в большинстве случаев напуганные руководители компаний, узнав о кровожадных планах Айкана, сами бежали ему навстречу с белым флагом в руке. Репутация монстра делала свое дело. От Айкана требовалось лишь не выходить из образа.


Набив руку на гринмейле и захвате небольших компаний, Айкан замахнулся на дичь покрупнее. В 1982 г. он развернул борьбу за ритейлера Marshall Field, руководство которого попыталось в рамках самозащиты воспользоваться законами против рэкета. Победа в этом противостоянии осталась за Айканом, который в итоге добился слияния Marshall Field с крупной британской торговой фирмой. На этой операции финансист заработал уже $100 млн. Следующими жертвами стали фирмы Anchor Hockings, American Can и Owen-Illinois, акциями каждой из которых Айкан владел меньше недели – пока руководители собирали деньги для выкупа. На этом этапе ему очень пригодилось покровительство Майкла Милкена из Drexel Burnham, гуру «бросовых» облигаций, который в 1980-х охотно финансировал враждебные захваты. Примечательно, что Милкен сам вышел на Айкана и предоставил свою помощь. Благодаря этому Карл смог предложить $8,1 млрд. за нефтяную корпорацию Phillips Petroleum. Покупка не состоялась, но Айкан все равно остался в выигрыше: руководство компании выплатило ему в качестве компенсации $25 млн. Плюс к этому он вскоре сумел продать принадлежавшие ему акции Phillips Petroleum с солидной прибылью. Среди его жертв числятся такие известные компании, как Texaco, которую он заставил пройти через процедуру банкротства; US Steel, PanAm и RJR Nabisco. Последняя под нажимом Айкана была вынуждена продать пищевое подразделение. Но игра есть игра – бывают и поражения: в 2006 г. атаку Айкана сумело отбить руководство Time Warner, правда, компании пришлось заплатить ему $300 млн., чтобы сохранить свою целостность и независимость. В последних захватнических походах Айкану неизменно сопутствует удача: только в нынешнем году он смог расчленить компанию Motorola и продать за $8,5 млрд. Oracle крупного разработчика программного обеспечения BEA Systems.


Прокси-война за серверы
СейЧас Карл Айкан замахнулся еще на одного высокотехнологичного гиганта – поисковик Yahoo!. На начало июля, по информации Bloomberg, он контролирует свыше 68,8 млн. акций Yahoo!, что составляет 5% акционерного капитала. В первый день лета нынешнего года антимонопольный регулятор США Federal Trade Commission запретил руководству Yahoo! противодействовать дальнейшей скупке акций компании Айканом. Это позволит ему в ближайшее время довести свое участие до 8-10%. С Yahoo! Айкан намерен сделать то же самое, что и с другими своими жертвами: заработать побольше денег на перепродаже акций. Здесь очень кстати подвернулось предложение о покупке Yahoo! со стороны Microsoft. Производитель программного обеспечения предлагал в мае неплохую цену: $31, а после торга и все $33 за акцию Yahoo!, которая накануне этих событий торговалась всего по $19 и 18. Но руководство поисковика отвергло сделку, затребовав неприемлемую для Microsoft цену – $37. Тогда Айкан объявил своему несговорчивому правлению прокси-войну.


Proxy fight – борьба за голоса, при которой активное меньшинство акционеров, недовольных действиями правления, убеждает большинство голосовать за его отставку. Карл Айкан хочет сменить всех десятерых членов правления во главе с Джерри Янгом. Шансы добиться своего у него велики: четыре последних года стоимость акций Yahoo! почти не менялась. Среднерыночные индексы по отрасли при этом выросли на 30%, а бумаги прямого конкурента Google подорожали на 440%. Так что на поддержку большинства акционеров Карл Айкан вполне может рассчитывать. По информации The Wall Street Journal, к плану Айкана уже присоединились некоторые крупные акционеры, например, Т. Бун Пикенс, купивший акции Yahoo! на $250 млн. Не скрывает своего негативного отношения к деятельности правления компании и Билл Миллер из фирмы Legg Mason –  владелец второго по величине пакета акций Yahoo!


В этом грандиозном шоу с разных позиций участвуют одновременно пять миллиардеров: Джерри Янг (СЕО) и Девид Фило – оба соучредители Yahoo! (весовая категория $2,2-2,5 млрд.), с одной стороны; Айкан ($14 млрд.) и потенциальный член его нового правления Марк Кубан ($2,2 млрд.), в 1999 г. отдавший свою Broadcast.com в руки Yahoo! за $8,1 млрд. и за часть этих денег купивший баскетбольный клуб Dallas Mavericks, которым владеет до сих пор, – с другой стороны. А также – СЕО Microsoft Стив Балмер ($15 млрд.), который рассматривает Yahoo! как свое главное оружие в борьбе с монополистскими посягательствами безоговорочного лидера отрасли интернет-рекламы и поисковых услуг компании Google.


В результате прокси-войны, затеянной Айканом, 39-летний Янг и 41-летний Фило могут лишиться своего детища, созданного ими 14 лет назад во время совместного обучения в аспирантуре Стенфордского университета. На сегодняшний день они владеют 134 млн. акций Yahoo!, что составляет около 10% капитала компании. В попытках избежать недружественного поглощения учредители Yahoo!, как это ни парадоксально, ищут защиты от собственных акционеров у своего конкурента Google и стремятся заключить с ним соглашение о кооперации – если тому не помешает антимонопольный надзор. Yahoo! надеется повысить свои годовые поступления на $250-450 млн. только за счет применения технологии Google по показу рекламы параллельно с выводом результатов поиска. Янг и Фило пытаются убедить акционеров в том, что это принесет им больше выгоды, чем $47,5 млрд. сразу, предложенные Microsoft и отвергнутые менеджментом Yahoo! в мае. В июле менеджмент компании попытался купить молчание беспокойного активиста ценой двух мест в правлении, но тот желает получить как минимум четыре, чтобы облегчить себе задачу свержения Джерри Янга на общем собрании акционеров, запланированном на 1 августа. А пока рынок отреагировал на склоки падением акций Yahoo!, грозящим приобрести затяжной характер, противники решили затаиться до этого критического момента.


Ренегат капитализма
Поговаривают, что Айкан, который так успешно орудует на рынке hi-tech, до сих пор не умеет пользоваться компьютером. Однако это не помешало миллиардеру совсем недавно открыть в Интернете собственный блог. Может быть, матерый активист и не блещет знанием высоких технологий, но для преуспевания ему достаточно разбираться в М&А, законодательстве и человеческой психологии. Игра на жадности – это, конечно, база, которую никто не отменял. Но чтобы заручиться поддержкой регуляторных органов и разношерстных акционеров, сейчас нужны более тонкие PR-ходы. Раньше волки-одиночки вроде Айкана позиционировали себя как «санитары» корпоративного леса, скупающие неэффективные компании и делающие из них инвестиционно привлекательную конфетку. Сегодня Карл Айкан берет на себя еще более почетную функцию – спасает мелких акционеров, беззащитных перед произволом наемных топ-менеджеров.


На персональном блоге миллиардер с удовольствием подробно изложил свою «антидарвиновскую теорию выживания слабейших». Согласно выкладкам Айкана, начиная со студенческих организаций и заканчивая верхушкой гигантских корпораций, в менеджмент преимущественно проходят и быстро поднимаются по карьерной лестнице только «удобные и скользкие» приспособленцы. Ни один топ-менеджер не желает видеть в своем непосредственном подчинении человека более яркого и умного, чем он сам, и, по логике этого противоестественного отбора, класс топ-менеджеров все больше вырождается. Правление и председатель связаны круговой порукой: как правило, сами они не владеют акциями и освобождают друг друга от ответственности за состояние компании, при этом щедро раздают сами себе льготы и вознаграждения. Особенно уродливые подтверждения этой теории обнаружились во время кризиса subprime, когда топ-менеджеры находящихся в бедственном положении компаний выписывали себе заоблачные бонусы, а СЕО удалялись от дел с увесистыми компенсационными пакетами, оставив акционеров в одиночестве горевать над своими убытками.


Айкан бескомпромиссно развенчивает миф о корпоративной демократии. Миллиардер не на шутку озаботился тем, что СЕО в США получают в 520 раз больше, чем среднестатистический работник, а выполняют свою управленческую работу из рук вон плохо. Некомпетентное корпоративное управление привело многие крупные корпорации, в первую очередь в финансовом секторе, в состояние безвыходного штопора и поставило под угрозу само экономическое выживание нации. Кризис, так больно ударивший по корпорациям и рядовым акционерам, никак не сказался на процветании виновников бедствия – бездарных топ-менеджеров. Но самое обидное то, что акционеры не могут реально повлиять на сложившуюся ситуацию и не в силах лишить членов правления ни их постов, ни льгот. В результате капиталистические корпорации живут жизнью «загнивающего социалистического государства». Активист Карл Айкан призывает истинных собственников компаний – рядовых акционеров – стать под знамена борьбы с этим опасным явлением. А уж методам борьбы он их научит. 







В последний час


22 июля руководство Yahoo! согласилось назначить Карла Айкана и двух его людей в правление в обмен на прекращение попыток «переворота».
По условиям соглашения свои места в совете директоров сохранят все девять членов действующего правления Yahoo! за исключением Роберта Котика, CEO производителя компьютерных игр Activision. Председателем совета директоров останется Рой Босток, а CEO – Джерри Янг.
Для того чтобы найти место для двух айкановских директоров, правление будет расширено до 11 человек. Те, которым суждено занять места в совете директоров компании, будут выбираться специальным комитетом из списка номинантов, представленных Айканом.
В заявлении Джерри Янга относительно соглашения чувствуется облегчение от стабильности, наступившей в компании: «Эти договоренности не только помогут Yahoo! оставить позади беспорядки битвы за контроль над компанией, но и позволят продолжить следовать стратегии, суть которой – быть стартовой точкой для пользователей Интернета и обязательной площадкой для рекламодателей».
Айкан отметил, что хотя и по-прежнему считает продажу компании или ее поискового бизнеса верным решением, все же разделяет и мнение правления Yahoo! о том, что активы компании могут служить акционерам залогом развития и прибылей.
По материалам зарубежных СМИ.

Залишити відповідь