Стоит отметить, что появление данной инновации способствовало не только удовлетворению потребительского запроса, но развитию и распространению пластиковых карт, которые пришли на помощь в решение вопроса "а как оплатить выбранный товар?".
За что же так полюбилась данная услуга современному потребителю? Прежде всего, это экономия времени — согласно, результатам исследования, проведенного компанией NEXTEP Research, это важно для 44%. Особо актуально это для жителей мегаполисов, которые стараются экономить время. Интернет-магазины помогают оптимизировать и экономить время: во-первых, это удобство оформления заказа, за что выбирают покупки онлайн 45% респондентов. Во-вторых, курьер приедет в удобное время и место, а главное совершенно бесплатно. Данная услуга является привлекательной для 41% потребителей. Также немаловажным фактором является ассортимент. За широкий выбор покупки онлайн предпочитают 37% опрошенных. Завершает эту формулу успеха конкурентоспособная цена — 22% респондентов отдают свое предпочтение покупкам через интернет именно за это.
Согласно исследованию, проведенному компанией NEXTEP Research в 2010 году, мы можем увидеть, как поменялись приоритеты. Если 2 года назад ключевыми критериями выбора покупок в интернет-магазине было удобство оформления заказа, ассортимент и цена, то сегодня потребитель, выбирая интернет-магазин, руководствуется оценкой всех возможностей портала в равной степени.
Помимо услуг, которые готов предложить интернет ресурс, потенциальный клиент оценивает оформление самого сайта. Наличие подробной информации по товару важно для 43% респондентов, удобный и наглядный каталог привлекает 36% опрошенных. Наличие понятной навигации на сайте — критерий отбора для 29% потребителей.
Когда стало понятно, почему люди все чаще предпочитают онлайн покупки оффлайн и по какому принципу выбирают интернет-магазин, стало возможно посмотреть, что же потребители приобретают чаще всего.
Лидеры среди товаров, в целом, остаются неизменными в течение 2 лет:
Несмотря на то, что живое общение в случае покупок онлайн сводится к минимуму, клиенты обращают большое внимание на работу оператора. При оформлении заказа грамотность консультанта важна для 63% респондентов, вежливость 48%, а заинтересованность сотрудника в потребностях клиента — для 42% опрошенных. Работникам интеренет-магазина не стоит забывать, что произведенное впечатление играет немалую роль при выборе интернет-магазина в дальнейшем. Положительный опыт покупки привлекает 36% опрошенных для повторного заказа, абсолютное большинство клиентов рекомендуют понравившийся магазин знакомым.
Современный рынок готов предоставить потребителю выбор интернет-магазинов: специализированные (в которых продают только одну группу товаров), универсальные (в которых можно приобрести несколько групп товаров). Как показали результаты опроса, большинство (51%) респондентов приобретает товары в обоих видах on-line магазинов. Отдают предпочтение узкопрофильным магазинам 32% потребителей и 12% всегда приобретают товары только в магазинах универсального предложения.
В последние несколько лет российский рынок пополнился большим количеством on-line магазинов. В борьбе за «своего» клиента каждый пытается привлечь внимание особым способом. К примеру, Sapato, запущенный в 2010 году, позиционировал себя как «сервис, которого еще не было в России». Иностранные компании также запустили ресурсы, «заточенные» под российского потребителя (например, интернет-магазин Lamoda немецкой компании Rocket Internet). Также крупные розничные сети активно развивают данное направление (например, М.Видео, Техносила, Седьмой континент и т.д.).
Как мы можем увидеть, каждый пятый россиянин совершает покупки в on-line и off-line магазинах одного бренда. Многие брендовые магазины не прогадали, создав интернет порталы во всемирной сети. Теперь покупка товаров на интернет ресурсах той же сети магазинов, которую потребитель посещает «вживую», сегодня становится новым критерием лояльности.
Несмотря на все плюсы покупок on-line, для потребителя, по-прежнему, важна возможность посмотреть товар «вживую». Многие ресурсы уже делают шаги в реализации решения данной проблемы (клиентам предоставляют возможность отказаться от товара после его доставки и т.п.). Однако, как показали результаты исследования, 34% респондентов заходят в off-line магазины для того, чтобы «потрогать» товар. Еще 50% опрошенных, поступают так периодически.