«Процесс глобализации может развернуться в обратную сторону».
Алан Гриспен, экс-глава ФРС США, о возможном результате госконтроля за экономикой вследствие роста инфляции и банковского кризиса
Ожидания
На самом дне
К середине нынешнего года запал по поводу будущего американской экономики растеряли даже самые оптимистично настроенные аналитики. Еще в мае звучали прогнозы о том, что к концу года ситуация начнет стабилизироваться. Сегодня же практически все уверены: позитивных изменений стоит ожидать не ранее II квартала 2009 г. По некоторым предположениям, ухудшение основных макроэкономических показателей будет наблюдаться в течение всего следующего года. В частности, правительство США понизило прогноз темпов развития экономики до 1,6% (в феврале Белый дом ожидал 2,7%) по итогам 2008 г. и до 2,2% (вместо объявленных ранее 3%) – по итогам 2009-го. Одной из причин называется стремительное падение потребительского спроса – главного локомотива экономики США. Американцы живут в ожидании черного дня, поэтому предпочитают меньше тратить. Не смог изменить ситуацию и «план Буша», принятый Конгрессом в мае и предусматривающий выдачу чеков налоговых уступок населению в целях стимулирования потребительского спроса.
Тем временем сложности наблюдаются не только на рынке финансов и недвижимости, но и на рынке труда. Рост безработицы в июле достиг 5,7% против 5,5% месяцем ранее. Не оправдались надежды на то, что реальный сектор экономики окажется изолированным от финансового: стагнировать начали промышленность и хай-тек.
Рост
В погоне за дешевым ноутбуком
Похоже, выпуск сверхдешевых ноутбуков (нетбуков) становится новым полем сражения компьютерных производителей. По оценкам IDC, это самый быстрорастущий сегмент во всей компьютерной индустрии: продажи таких устройств за счет развивающихся стран вырастут с менее чем 0,5 млн. единиц в 2007 г. до 9 млн. в 2012-м. Корпорация Intel делает еще более смелые прогнозы: к 2011 г. поставки нетбуков достигнут 40 млн. Чьи расчеты точнее, сказать сложно, ведь этот сегмент только начинает формироваться.
Пока можно констатировать, что главная борьба идет на ценовом фронте. Неким психологическим барьером считается стоимость в $100 за ноутбук, преодолеть который пока не удалось никому из мировых игроков. И аналитики Gartner уверены, что массового предложения нетбуков в таком ценовом диапазоне раньше 2011 г. ожидать не стоит. Именно к этому времени компоненты для их производства подешевеют на 15%.
Впервые о 100-долларовых ноутбуках с ограниченной функциональностью заговорили еще в 2002 г. Идея разработки таких устройств прежде всего для бедных стран принадлежит Николасу Негропонте – основателю благотворительной инициативы OLPC («Каждому ребенку по ноутбуку»). В 2007 г. детский бюджетный ноутбук XO ему таки удалось создать, но его цена оказалась выше запланированной – $188. (Что, впрочем, не помешало продать 600 тыс. таких устройств по всему миру, включая США и Канаду.) А в мае OLPC презентовала концепт нетбука ХО-2, который поступит в продажу в 2010 г. За счет новейшего аппаратного и программного обеспечения его стоимость обещано снизить до $75.
Цифры
1,3 млрд. евро принес в виде поступлений от продажи телевизионной рекламы, билетов и спонсорских пакетов Чемпионат Европы по футболу, прошедший в июне в Австрии и Швейцарии. Организаторы Евро-2004 выручили на 53% меньше. Реклама в 2008 г. принесла 800 млн. евро (560 млн. евро в 2004 г.).
0,5% составила дефляция в Украине в июле, тогда как в июне была зафиксирована инфляция на уровне 0,8%. В первом полугодии 2008 г. она достигла 15,5%, а в годовом исчислении – 29,3%.
25 магазинов в Украине планирует иметь немецкая Praktiker, один из крупнейших операторов Европы по продаже стройматериалов и товаров для дома. Пока же она имеет один магазин и обещает открывать по три-четыре ежегодно.
250 магазинов насчитывается в сети «АТБ-маркет». Она позиционируется как национальная сеть формата «экономный супермаркет».
на 2,4 млрд. грн. с начала текущего года ГНАУ не допустила незаконного возмещения НДС. Возбуждено 280 уголовных дел, по которым предупреждено расхищение из бюджета более 630 млн. грн.
7,5% составили темпы роста промышленного производства в первом полугодии в целом по стране. Лидерами роста стали Одесская (+40,3%) и Черкасская (+41,6%) области. В Полтавской и Ивано-Франковской областях зафиксировано падение объемов промпроизводства – на 10 и 15,7% соответственно.
1 место рассчитывает в 2011 г. занять американская Central European Media Enterprises (CME) на телевизионном и интернет-рынке Украины. В настоящее время группа контролирует телеканалы «Студия «1+1», «Кино» и «Сити».
750 млн. грн. ожидает получить Минфин от повышения с 1 сентября ставок акцизного сбора на табачные изделия.
«Терминал D международного аэропорта Борисполь будет строиться в соответствии с графиком на средства кредита японского банка JBIC».
Юлия Тимошенко, премьер-министр Украины
Динамика
II квартал подкачал
Несмотря на то что в первом полугодии 2008 г. объем реализации мобильных терминалов в стране вырос (в сравнении с аналогичным периодом 2007 г.), II квартал не показал положительной динамики. По данным холдинга Unitrade Group, всего за январь-июнь текущего года было приобретено около 3,9 млн. мобильных терминалов (в прошлом году – 3,7 млн.).
Аналитики холдинга считают, что причины такой ситуации в колебаниях валютных курсов, наблюдавшихся в стране, а также в «истории с маркировкой». Что касается прогноза продаж до конца 2008 г., то по данным Unitrade Group, он составит около 7,7 млн. мобильных терминалов ($1,42 млрд.). Из них доля смартфонов и коммуникаторов достигнет, а возможно, и превысит 15%.
Анализируя продажи, в холдинге также обратили внимание на форм-факторы. Так, в моде по-прежнему остаются терминалы «моноблок» (их доля составляет 54%). Растет спрос на модели в формате «слайдер» (по недавним подсчетам, около 23% против прошлогодних 16%). Что касается моделей «раскладушка», то их покупать стали меньше (до 22%, вместо прошлогодних 30%).
Если говорить о пятерке лидеров производителей мобильных телефонов, то она пока остается без существенных изменений: Nokia заняла 42%, Samsung – 36%, Sony Ericsson – 16%, Motorola – 3% и LG – 2%.
Рост
Поглотить втрое больше
Самый высокий в СНГ темп роста рынка слияний и поглощений (M&A) аналитики «Эрнст энд Янг» зафиксировали в Украине. По их данным, его объем в 2007 г. составил $15,1 млрд., что в три раза больше, чем в 2006 г. На деятельность иностранных инвесторов пришлось около 65% от всей суммы сделок и 70% от их количества. Активность украинских инвесторов за рубежом пока заметно отстает – только 6% от всей суммы сделок.
К расширению своего присутствия в нашей стране иностранных инвесторов подтолкнули в минувшем году такие факторы, как развитие информационной открытости, законодательства и перспектива вступления в ВТО. Особенным темпом роста M&A отличились в Украине отрасли металлургии и горнодобывающей промышленности. Стоит отметить, что рынок вырос до $7,2 млрд. В финансовом секторе было осуществлено сделок на $4,4 млрд., а в пищевой промышленности – на $1 млрд.
Что касается рынков других стран СНГ, то в России объем M&A в прошлом году увеличился вдвое и достиг $131,7 млрд. В Казахстане этот рынок достиг $13,2 млрд., что на 60% больше показателя 2006 г.
«Журнал на украинском языке продавался тяжело».
Джед Санден, глава холдинга KP Media, прекратил издание журнала «Новинар», на развитие которого за год потратил $2 млн.
Маркетинг
Банки и люди
КоммуникациЯ банков с украинскими клиентами дает свои результаты и уже заметно отражается на их имидже. По данным второй волны исследования имиджа банков, проведенного GfK Ukraine, образы финансовых учреждений страны становятся все более персонифицированными.
Наиболее целостный образ у украинцев сложился относительно «Райффайзен Банка Аваль». Его респонденты определили как мужчину в возрасте до 30 лет, с высоким уровнем дохода, владельца дорогой машины. Противоположностью этого образа оказался Ощадбанк. Представление о нем, напоминает скорее, семейного рабочего, владельца недорогой отечественной машины.
Определение других крупных банков страны у респондентов не столь однозначно. «УкрСиббанк», «Надра Банк» и «Альфа-банк» ассоциируются лишь с отдельными характеристиками человека. Интересен тот факт, что только «Надра Банк» чаще остальных ассоциируется у опрошенных с образом женщины (в возрасте от 30 до 50 лет, у которой есть семья, дети и дорогая машина).
Что касается портретов аудитории банков, то исследователи отметили, что наиболее молодая она у «Альфа-банка», к тому же с самым высоким доходом (48% аудитории составляют клиенты до 30 лет). В числе клиентов Ощадбанка, «Райффайзен Банка Аваль», «Укрсоцбанка» и ПриватБанка наибольшая доля студентов и пенсионеров.
Невзирая на то что образы банков стали уже более персонифицированными в глазах жителей страны, знание ими логотипов все еще находится на низком уровне. Самый высокий показатель знания у ПриватБанка – 59%, а самый низкий (9%) у ОТР Banka.
Нововведения
Нацбанк позарился на электронные деньги
В начале августа вступило в силу Положение Нацбанка об электронных деньгах в Украине. Главным нововведением следует считать то, что выпуском таких денег в стране отныне смогут заниматься лишь банки. В связи с этим в выигрыше останутся системы, подконтрольные отечественным финучреждениям. Существующим же небанковским системам придется в течение года (срока, установленного НБУ для приведения деятельности в соответствие с положением) выбирать между отказом от выпуска электронных денег на территории Украины, получением банковской лицензии и построением сотрудничества с банком. Впрочем, финансисты уверены, что ведущие системы все же найдут возможность продолжать свою работу в стране без таких радикальных преобразований.
Кроме передачи эмиссии банкам, регулятор предусмотрел и другие ограничения. В частности, финучреждения имеют право эмитировать электронные деньги только в гривне (за исключением предоплаченных платежных карт). Обменивать их на наличные или безналичные средства смогут лишь банки, а также юрлица, заключившие с последними соответствующие соглашения. Договор потребуется и торговцам, желающим принимать электронные деньги в качестве оплаты за товары и/или услуги. Нацбанк обязал и банки-эмитенты погашать выпущенные ими электронные деньги по требованию предъявителя.
Впрочем, сказать, что документ ясен и понятен, нельзя. Банкиры единодушны: регулятор в скором времени непременно будет вносить в него изменения и, скорее всего, готовить целую порцию разъяснений.
Ожидаемое
Первое «онлайновое поколение» уже появилось
Forrester Research исследовала медиапотребление жителей Северной Америки. Для этого но данным mediarevolution.ru были опрошены 61 тыс. потребителей из 53 тыс. домохозяйств.
Представители поколения Y (те, кому сейчас 18-28 лет) наиболее активно пользуются технологическими новинками. Девять из десяти опрошенных этой категории имеют личный компьютер, 82% – мобильный телефон. В Сети они проводят больше времени, чем перед телевизором. Интернет используют не только для работы, но и для развлечений.
Представители поколения Х (29-42 года) используют технологии в основном для личных потребностей. 32% из них поколения имеют в своих домах HDTV (телевидение высокой четкости), а 29% – цифровые видеомагнитофоны. За последние три месяца 69% пользователей Сети из поколения X совершали покупки онлайн, а 65% – занимались интернет-банкингом. Это самый высокий процент среди представителей всех исследованных поколений.
Представители поколения X используют технологии тогда, когда они необходимы для поддержания определенного стиля жизни, в то время как представители поколения Y используют их для самой жизни: эти люди являются первым по-настоящему онлайновым поколением в США.