Подготовка к IPO компании ТММ включала создание и наполнение нового корпоративного сайта, отвечающего всем требованиям публичности компании
Лариса Чивурина, финансовый директор компании ТММ
Лариса Чивурина Опыт работы: финансовый директор компании ТММ с января 2005 г. Ранее, с марта 1994 г. по декабрь 2004?го, работала в ТММ в должности главного бухгалтера. Образование: в 1987 г. окончила Харьковский авиационный институт им. Н. Е. Жуковского (специальность — «самолетостроение»; квалификация — инженер-механик). В 2000 г. получила второе высшее образование, окончив Харьковский национальный университет им. В. М. Каразина (специальность — «финансы и кредит»; квалификация — экономист). В декабре 2007 г. прошла сертифицированное обучение на семинаре по международной финансовой отчетности «Практические аспекты перехода на МСФО» — IFRS (Лондон, Великобритания). |
Приобретая статус публичной, компания начинает более активно общаться с существующими и потенциальными инвесторами. Для этого, кроме отдельной службы или специалиста внутри нее, должен существовать информационный ресурс, предназначенный для информирования инвесторов компании. ТММ поддерживает страницу для инвесторов в рамках корпоративного сайта.
Такой вариант характерен для многих международных и национальных публичных компаний и, с нашей точки зрения, является оптимальным. Он позволяет предоставлять полную информацию о компании на одном официальном информационном ресурсе. Инвесторы получают на странице всю финансовую информацию, в которой они заинтересованы. Также инвесторы, пользуясь единым информационным ресурсом, могут получать информацию о событиях, происходящих в компании. При этом, как показывает статистика посещения сайта, инвесторы часто заходят на страничку и проявляют большую заинтересованность. Кроме того, здесь они могут получить официальную информацию о структуре компании, руководстве, текущих и перспективных проектах, узнать контакты.
Представители СМИ и другие заинтересованные лица могут подписываться на рассылку новостей фирмы на сайте. В то же время существующие и потенциальные ее инвесторы имеют возможность регистрироваться на предназначенной для них странице и получить доступ к отчетной финансовой информации.
Корпоративный сайт: что выносим на публику
Подготовка компании к IPO и выход на международную биржу имеет свои правила и основные этапы. Наряду с финансовым консалтингом, оценкой и аудитом важную роль играют коммуникации компании со своими целевыми аудиториями, для которых корпоративный сайт является официальным источником информации. Процесс подготовки к IPO компании ТММ среди прочего включал создание и наполнение нового корпоративного сайта, отвечающего всем требованиям ее публичности. В частности, в мае 2007 г. ТММ вышла на Франкфуртскую фондовую биржу. Во время road show перед проведением размещения акций компании был запущен корпоративный сайт, разработка и подготовка контента которого длилась порядка трех месяцев.
Размещение акций на альтернативной площадке Франкфуртской биржи не требует соблюдения нормативов при создании корпоративного сайта. Однако корпоративный сайт публичной компании обычно включает в себя разделы о ней, структуре и видах деятельности, страницу для инвесторов, пресс-центр и контакты. Создавая корпоративный сайт ТММ, мы прежде всего учитывали такие его характеристики, как простота структуры, легкость в поиске информации, соответствие дизайна сайта корпоративному стилю компании, доступность содержания.
Работу над сайтом вело PR-агентство ТММ совместно с PR-менеджером внутри компании. Разработку, а также последующую техническую и административную поддержку осуществляет веб-агентство на условиях аутсорсинга. На данный момент в ТММ поддержанием корпоративного сайта занимаются
IR? и PR-службы компании с привлечением PR-агентства.
Как правило, существенные затраты требуются на начальном этапе — при создании сайта (разработка, дизайн). После его запуска финансовые затраты на техническую поддержку невысоки. Более существенными на этапе постоянного поддержания сайта (написание новостей и пресс-релизов компании, регулярное обновление разделов) являются временные затраты, которые несет компания. В процесс согласования информации для размещения на сайте может вовлекаться весь топ-менеджмент. Информация, касающаяся стратегических направлений деятельности и решений компании или ее официальной позиции по ключевым вопросам на рынке, согласуется с генеральным директором и его заместителем по стратегическому развитию и маркетингу. Финансовую информацию утверждает финансовый директор. В некоторых случаях информация предоставляется для согласования начальнику юридического отдела ТММ. Если речь идет об узкоспециализированном направлении деятельности (например, производство сухих строительных смесей или металлоконструкций), то для утверждения информации привлекается руководитель соответствующего направления.
Согласно международным стандартам базовый контент сайта публичной компании подается на двух или трех языках. В то же время наполнение языковых версий может зависеть от конкретного раздела. Так, например, страница для инвесторов может поддерживаться только в английской версии.
Мы считаем, что качественным можно назвать корпоративный сайт, который всесторонне освещает текущую ситуацию в компании, что включает в себя регулярное обновление общей и финансовой информации, сведений о реализуемых проектах. Такой сайт выполняет функцию оперативного и полного источника информации о компании для инвесторов, потенциальных и существующих партнеров, журналистов и других заинтересованных лиц. Для ТММ корпоративный сайт служит площадкой для информационных сообщений о деятельности компании, ключевых событиях и новостях, ее позиции на рынке. На странице для инвесторов среди прочего размещается отчетная информация по компании, пресс-релизы, информация о котировке ее акций на бирже. &.Ф.
досье компании
«Фирма «Т.М.М.» Вертикально интегрированная девелоперско-строительная компания полного цикла. Компания работает на строительном рынке Украины с 1994 г. и является одной из ведущих строительных компаний Украины.
Основной вид деятельности — строительство жилых комплексов под ключ, а также офисных, торговых и промышленных объектов и дальнейшее их обслуживание после сдачи в эксплуатацию. Проекты компании реализуются в Киеве и Киевской области, Харькове, Житомире, АР Крым и Херсонской области. В дальнейшем ТММ намерена развивать свою деятельность в Запорожье, Донецке, Чернигове, Львове, Закарпатье, Феодосии, Алупке с перспективой присутствия в каждом областном центре.
По состоянию на 30 июня 2007 г. (согласно данным оценки проектов недвижимости ТММ, проведенной международной компанией Colliers International) портфель компании насчитывает 28 проектов недвижимости общей площадью 2252 тыс. кв. м, проекты недвижимости компании оценены в $1095 млрд.
С мая 2007 г. акции ТММ котируются на Франкфуртской фондовой бирже.
Проверка на прозрачность.
Сайты большинства крупнейших эмитентов ее не прошли
Согласно исследованию Webranking, проведенному в 30 крупнейших российских компаниях, только два эмитента раскрывают информацию о финансовом состоянии в Интернете на уровне европейских стандартов. Эксперты считают, что прозрачность компаний приобретает все большее значение на фоне кризиса subprime.
Исследование проводилось в компаниях, акции которых торгуются на Лондонской фондовой бирже (LSE) и/или на РТС. Эмитенты, собственником которых является государство, были исключены из списка. Подобное мероприятие проводится ежегодно шведской консалтинговой компанией Hallvarsson & Halvarsson (H&H) и агентством Financial Dynamics.
Результаты проведенного исследования показали, что в 2007 г. по сравнению с предыдущим годом наметились лишь незначительные улучшения в раскрытии информации на сайтах. Только «ЛУКОЙЛ» и Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) сумели достичь рубежа в 50 баллов, который считается минимально допустимым для европейских компаний. Средний балл по всем компаниям, принявшим участие в исследовании, составил 33,5 (в 2006 г. — 30,58 балла), в то время как средний показатель по Европе составляет 56,2 балла. Необходимого количества баллов не набрали, например, интернет-страницы компаний «Норильский никель», ОМЗ, ТМК, «Комстар-ОТС», «Татнефть», АФК «Система», НОВАТЭК. Все они торгуются на LSE. Из тех компаний, чьи акции не торгуются на данной бирже, исследователи сочли недостаточно прозрачными РАО «ЕЭС», Сбербанк, «Балтику», «Газпром» и др.
Одним из основных факторов, влияющих на низкие оценки российских сайтов, стал подход компаний к раскрытию информации на английском языке. Многие англоязычные версии интернет-сайтов не содержат того же объема информации, что и русскоязычные.
По сравнению с результатами 2006 г. большинство российских компаний значительно улучшили качество информации о корпоративном управлении, на которое любят обращать внимание западные инвесторы, хотя так и не начали публиковать сообщения на английском языке о своих социальных проектах.
Видео-ролик, если он сделан креативно, может помочь найти инвестора
Чтобы найти инвестора под свою бизнес-идею, в инвестфонд или бизнес-инкубатор можно отправить презентацию. А можно обратиться к инвесторам более оригинальным способом — с помощью видеоролика. Англичанин Эмметт Килдафф решил объединить идею сайта для начинающих компаний и модель видеообменного ресурса вроде YouTube. Теперь у владельцев идеи есть возможность не просто обратиться к инвесторам с презентацией идеи, но и продемонстрировать свою убежденность, харизму и предпринимательскую энергию с помощью видеоролика.
Cmypitch.com — видеообменный портал плюс телевидение, рассчитанное на людей, задумывающихся о собственном бизнесе или уже имеющих его. Начинающим предпринимателям создатели ресурса предлагают помощь в поиске инвесторов или работников для стартапа. Будущий бизнесмен выкладывает на сайте трехминутный ролик, где описывает свою проблему либо концепцию бизнеса. Трехмесячный абонемент на Cmypitch.com стоит 200 фунтов стерлингов. За эти деньги предприниматель получает возможность выложить на сайт ролики и создать собственный профайл, что позволит общаться с потенциальными инвесторами. Сейчас сайт находится на финальной стадии разработки. Планируется, что он будет готов осенью 2008 г. Американский аналог Cmypitch.com работает уже год. Этот видеоресурс для предпринимателей называется Vator.tv. Название произошло от английского слова elevator — лифт. Создатели предполагают, что поиск инвестора или новой креативной идеи может быть столь же прост, как поездка в лифте, и должен занимать столько же времени.
Всего на Vator.tv около 4,5 тыс. зарегистрированных компаний. Помимо видеороликов, после регистрации пользователи могут выкладывать также PDF- и PPT-файлы. На сайте уже сформировался круг активных инвесторов и венчурных фондов. Создатели Vator.tv планируют зарабатывать не на регистрирующихся пользователях, а на рекламодателях, как это происходит в социальных сетях.
Сайт внимательно изучают не только инвесторы
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) аннулировала брокерскую, дилерскую лицензии и лицензию по управлению ценными бумагами ООО «Финансовая инвестиционная компания «Экономический альянс». Замруководителя ФСФР Елена Курицына рассказала, что служба начала проверку «Экономического альянса» после того, как по результатам изучения сайта компании стало понятно, что общество привлекало средства граждан под очень высокие проценты — 7-14% ежемесячно в зависимости от величины переданных клиентом денежных средств.
Признаки подозрительной деятельности, в том числе привлечение денежных средств под очень высокие проценты, дают основание ФСФР взять на заметку работу компании и ее менеджмент.