Телевизионные каналы не решаются отказаться от собственного производства контента и перейти на аутсорсинг. Однако это вопрос времени.
Несколько лет назад руководитель телеканала СТБ Владимир Бородянский придерживался мнения, что работа с внешним телепродакшеном – самая выгодная схема. Однако сегодня там есть свой продакшен на 500 эфирных часов в год. «Наш рынок еще недостаточно развит, чтобы внешние производители могли обеспечить каналы качественным продуктом», – поясняет г-н Бородянский. При СТБ создано сценарное агентство, отбирающее сценарии для телефильмов и телесериалов, открыта школа, отыскивающая в регионах и обучающая кадры. Как говорится, хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо – сделай это сам. Не исключено, что через какое-то время производственные мощности телеканала будут выведены в отдельную компанию. Начиная с 2000 г. независимые производители телепродукта в нашей стране растут, как грибы после дождя. Основатель крупнейшей в Восточной Украине продакшен-студии BTV company Андрей Будяк говорит, что пришел на рынок телепроизводства, отвечая на его потребности и оптимизируя собственные бизнес-процессы. «Сегодня мы производим 13 еженедельных телепроектов, пару презентационных фильмов и около 20 роликов в месяц, – рассказывает г-н Будяк. – Компания за семь лет увеличилась в 20 раз, сейчас в ней насчитывается около 60 человек. И я вижу, что в Украине есть перспектива роста этого рынка».
Плюсы и минусы творческого аутсорсинга
Плюсы налицо. Во-первых, платишь за уже готовый продукт – из замороченного производителя превращаешься в переборчивого покупателя.
Во-вторых, все производственные проблемы – не твоя забота. Звучит просто, но это очень весомый фактор. Генеральный директор телеканала «24» Роман Андрейко: «У нас есть проект «Люди-легенды». В его основе – уникальная видеохроника. Архивный материал является базовым для создания этого продукта. И сами мы вряд ли получили бы к нему доступ».
В-третьих, взрастить или, тем более, перекупить и содержать высококвалифицированный штат в телеиндустрии очень дорого. Чтобы покрыть расходы, нужно обеспечить специалистам бесперебойную нагрузку. В специализированном продакшене это возможно.
Наконец, телеканал чаще приобретает не продукт, а права на определенное количество показов. Поэтому цена может быть даже ниже себестоимости производства. А получить прибыль, продав свой проект второму каналу, третьему, за рубеж – это уже задача продакшена.
Однако на сегодняшний день многие проекты делаются собственными силами телеканалов. Кроме нехватки продукта, отвечающего творческим и техническим потребностям канала, и подходящих продакшену для его заказа, есть еще несколько причин:
- легче контролировать процесс получения товара с заданными свойствами;
- делать свои телепроекты интересно, ведь на телевидении работают увлекающиеся люди;
- в постсоветских странах практика аутсорсинга исторически менее развита, чем на Западе;
- есть телепрограммы имеджеобразующие или репутационные, которые не отдашь внешнему исполнителю, например, основной вечерний выпуск новостей;
- свою программу можно продать другим каналам или за рубеж – и получить прибыль.
Владимир Бородянский: «Свой продакшен – это «право первой ночи», снижение зависимости от действий конкурентов. Иными словами, собственное производство повышает капитализацию телеканала. И это, наверное, главное».
Бебибум
Недавно телеканал «1+1» сформировал собственную продакшен-компанию 1plus1 Production (ранее называвшуюся «Интер-Медиа», «1+1 Медиа»). ТРК «Украина» начала движение к созданию собственного производства. Тем не менее появление независимых телепродакшен – явная тенденция сегодняшнего украинского телерынка. Только в этом году их создано несколько. Экс-гендиректор телеканала «1+1» Юрий Морозов и экс-глава Госкомтелерадио Эдуард Прутник создали продакшен-компанию «Прима-фильм». Телеведущий Савик Шустер основал «Савик Шустер Студиос». Михаил Ткаченко, экс-гендиректор продакшен-студии «РиК-ТВ», в июле создал новую компанию «ОМ менеджмент», которая, кроме производства телевизионных программ, будет заниматься менеджментом кадров на телевизионном рынке. Творческая группа программы «Диваки» на ТОНИСе отделилась в «Диваки продакшен». До конца года планирует открыть украинскую «дочку» российская группа компаний «Централ Партнершип».
Сегодня в стране работают около 30 крупных и средних телепроизводственных компаний. К первому эшелону относят «Стар Медиа», PRO-TV, Film.UA (недавно появилась дочерняя продакшен-компания – Film.UA Television), Киевтелефильм. Ко второму – Inter Media Production, студию Оксаны Байрак, Fresh Production.UA, «Файно-компани», кинофабрику Копейкина. Есть специализирующиеся, например, Sota Cinema Group (на прокатном и фестивальном кино), студия «Пилот» (на адаптации развлекательных форматов).
С точки зрения бизнеса
«Телевизионный рынок в нашей стране развивается быстрыми темпами. Телеканалы инвестируют в программы украинского производства, а телепроизводителей еще недостаточно, чтобы удовлетворить спрос. Мы уверены, что сможем предложить качественный продукт в разных жанрах», – говорит Михаил Ткаченко, чей новый продакшен планирует до конца года создать три-пять проектов для местных телеканалов.
Еще одна хорошая новость для всех желающих открыть свой маленький, но творческий бизнес – барьер входа на рынок независимого телепроизводства невысок. По сути, это только понимание специфики, идеи и люди. Производственной базы может и не быть – взять съемочную технику в аренду сегодня в Украине не проблема. Существуют узкоспециализированные компании, занимающиеся звуковым и видеообеспечением, постпродакшеном. «Если вам удастся убедить заказчика проинвестировать свой продукт, то можно вообще не тратить денег. Другое дело, что произвести качественный продукт достаточно сложно. Нужно уметь принять на себя риски. От слишком большого количества людей зависит результат, и подобрать всю команду зачастую очень непросто», – делится опытом Виктор Мирский, директор киногруппы Film.UA.
Также большинство участников рынка не видят сложности в том, чтобы новичку найти заказчика или сбыт для своей продукции. «Только бы она была качественная», – говорят они. «Но на старте новичку не стоит ожидать каких-то предпродаж или заказов со 100%-м финансированием. Очевидно, что необходимо начать с инвестирования собственных средств в производство нескольких фильмов, сериалов. Затем показать готовый продукт, который либо будет покупаться, либо нет. По мере получения рейтингов авторитет или будет формироваться, или нет», – делится опытом председатель совета директоров группы «Стар Медиа» Влад Ряшин.
Данный рынок ненасыщен, тем более что телепроизводители реализуют свою продукцию не только местным, но и русскоязычным каналам за рубежом. Зависимость количества и качества телепродукции от объема местного рекламного рынка, который в Украине, несмотря на постоянный рост, все же недостаточно большой, касается в основном так называемого локального телепродукта: информационные проекты, публицистика, развлекательные и общественно-политические шоу. Что касается сериалов, то все игроки рынка сходятся в одном: чтобы такой продукт окупился, реализации только в Украине мало – требуется продажа в Россию. Денис Замрий, маркетинг-директор Inter Media Production, специализирующейся на телефильмах: «Вся наша продукция может быть рентабельной только при условии ее продажи за границу, в Россию. Иначе нам просто не выгодно снимать. Украинский телевизионный и DVD-рынки не окупят расходы».
Распределение своего дохода от продаж Fresh Production UA оценивает так: 75% доходов приносят российские покупатели, 12,5% – украинские, а порядка 2% приходится на остальные страны СНГ и другие государства. «Стар Медиа» говорит о похожем: 85% доходов с российского рынка, 13% – украинского, 1% – с Беларуси и 1% – от продаж на другие территории.
Наиболее прибыльны телефильмы и сериалы. Например, 91% инвестиций «Стар Медиа» в производство программного продукта в 2008 г. идет на теленовеллы, телесериалы и телефильмы (оставшиеся 3% – в прокатное кино, 2% – в анимацию, еще 3% – в развлекательные проекты). К тому же это именно те масштабные, время- и ресурсоемкие проекты, которые, по словам телеканалов, наверняка будут переданы подрядчикам. Но и вложить придется много. Себестоимость сериала высокого уровня для прайм-тайма канала первого эшелона в Украине и России составляет около $200-400 тыс. за одну серию, хотя снимать можно и намного дешевле. Бюджет такого же телефильма составляет $300-500 тыс. От 10 до 40% от этой суммы – гонорары звезд. Снижение бюджета обычно отражается на качестве продукта, что смерти подобно, поскольку у украинского телезрителя очень высокие требования.
Путь на «дальние» рынки
Амбиции и экономика требуют прорыва на Запад. «Стар Медиа» планирует производить 3D-анимацию для канала Viasat History. «Мы рассчитываем на рост европейских продаж и выход на азиатский рынок, на который нацелены очень серьезно. Япония – первая ласточка», – говорит Влад Ряшин. Интересным примером может служить продажа сериала «Бедная Настя» производства российского «Амедиа» в 25 стран мира, включая родину жанра – Латинскую Америку. Film.UA продала «Сингапурским авиалиниям» права на показ на борту самолетов таких кинофильмов, как «Птица счастья» и «Если ты меня слышишь».
Пока наши телекомпании делают лишь первые шаги по присутствию на мировых рынках аудио-визуального контента (World Content Market и MIP-TV), не только в роли покупателей, но и продавцов.
Развлекательные и тем более публицистические телепроекты – менее масштабные и прибыльные для производителя заказы. Сейчас само собой разумеющимся считается наличие на каждом телеканале проектов собственного производства, но часто они создаются силами самого канала.
На данный момент производство телепроектов в нашей стране – это чаще всего адаптация зарубежных форматов. Придумывать самим и продавать форматы – честолюбивая цель, подогреваемая журналистами, регулярно задающими телеменеджерам вопрос: «Почему вы покупаете идеи за границей, у нас что, своих нет?». Применить стратегию Голубого океана и стать производителем новых форматов собирается Савик Шустер. Но другие телеменеджеры считают, что пока это нерентабельно. Одно из важнейших правил для всех желающих основать свой продакшен, по мнению Влада Ряшина, – четкое понимание рынка, знание финансовых возможностей потенциальных покупателей, то есть понимание того, что этот рынок ничем не отличается от других.
Омрачает жизнь телепродакшена в Украине отсутствие (в отличие от России и Европы) поддержки национального продукта в виде налоговых преференций и государственных программ на фоне высоких пошлин на ввоз оборудования и государственного требования украиноязычности продукта.
И каждый из задействованных в этой сфере назовет одну и ту же главную проблему – кадры. Квалифицированных и творчески адекватных людей десятки, а нужны тысячи. Работа над наращиванием количества, которое должно перейти в качество, идет, но прибыль требуется здесь и сейчас, поэтому на нестерпимый кадровый голод жалуются все. Положительно сказывается на повышении уровня специалистов как раз работа по адаптациям форматов: она является хорошей школой для местных кадров.
Подытожить оценку этого бизнеса можно словами Дениса Замрий: «Сегодня на рынке дефицит качественного продукта и новых идей». А значит, рынку телепродакшена в Украине – развиваться.
Постиндустриальное телевидение
Дальнейшее развитие рынка связано с укрупнением и расширением территорий и созданием национальных и международных производственных групп, вертикально интегрирующих различные специализированные подразделения: от сценарных до прокатных. Например, Fresh Production Group объединяет семь компаний: Fresh Production UA, Fresh rental house, Fresh avto rental, студию Tornado, Amavi films, FTT postproduction и FTT Soundtrack. Все они независимы и работают как на совместные проекты группы, так и на внешний рынок.
Важный вопрос – будут ли украинские нишевые телеканалы заказывать свой эфирный продукт на аутсорсинге или производить сами? Анна Матвиишина, специалист по связям с общественностью канала ТВi: «В планах – создание собственных программ силами канала, как только будут готовы студии и налажен технологический процесс». Основная форма сотрудничества нишевых каналов с производственными структурами – покупка далеко не первого показа из библиотеки производителя. «Российские и украинские нишевые каналы пока не имеют средств для того, чтобы делать какие-то заказы, поэтому от них еще не поступало предложений», – говорит Влад Ряшин.
Второе возможное направление развития данного рынка – тематическая специализация, которая даст шанс на существование множеству небольших компаний. Например, производитель документальных программ об экстремальных видах спорта может претендовать на глобальную дистрибуцию своего продукта, что будет оправдано и экономически, и культурно. К тому же, если продакшен уже производит подходящий каналу по теме продукт, телеканал скорее разместит в нем заказ на производство, чем начнет налаживать такое же собственное. Пока специализация – вынужденный атрибут маленькой компании: небольшие продакшены, как правило, вынуждены специализироваться на определенном продукте. Но по возможности они стараются расширять спектр выпускаемой продукции, что повышает уровень доверия как со стороны заказчика, так и зрителя. Прерогатива больших компаний, наоборот, диверсифицировать жанры, темы и виды аудиовизуального производства: «Мы рассматриваем себя как большую киногруппу, искренно в это верим и соответственно работаем во всех направлениях производства», – говорит Виктор Мирский.
Современная теория управления бизнесом говорит о том, что важным для конкурентоспособности компании является разделение бизнес-процессов на основные и вспомогательные, с последующей передачей всех вспомогательных внешним специалистам. Это позволяет команде концентрироваться на развитии основного бизнеса.
Что же является основным бизнесом для телеканала? Распространение сигнала? Но для этого существуют спутниковые и кабельные операторы. Правильный ответ, наверное, таков: главная задача телеканала – построение бренда, организация программной сетки, формирование и удовлетворение ожиданий зрителей, обеспечение их перетекания из программы в программу на протяжении дня. В общем, основной бизнес телеканала – делать счастливыми зрителей и рекламодателей, а остальное можно заказать на стороне.